• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Соблазнительные формы" исследовательского университета

11 декабря на конференции "Образование в условиях инновационного развития экономики" в Академии народного хозяйства ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов провел заседание секции "Будущее вузовской науки и инновации в системе профессионального образования, роль исследовательских университетов".

Конференция, в которой также участвовали вице-премьер Александр Жуков, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, губернаторы, региональные министры и руководители учреждений профессионального образования, была посвящена итогам реализации двух направлений приоритетного национального проекта "Образование". Это поддержка инновационных программ вузов (Высшая школа экономики была одним из 57 вузов, получивших государственные средства на реализацию своей программы) и инновационных программ учреждений начального и среднего профессионального образования.

Андрей Фурсенко объявил, что в будущем году государство планирует провести новый конкурс, по результатам которого вузы смогут получить поддержку, — конкурс национальных исследовательских университетов. На сегодняшний день уже принято решение о создании двух таких университетов — на базе Московского института стали и сплавов и Московского инженерно-физического института. Список остальных счастливчиков будет определяться в следующем году, и на статус исследовательского университета, разумеется, будут претендовать очень многие вузы. По данным ректора МИФИ Михаила Стриханова, отбор вузов будет проводиться по той же схеме, как и отбор инновационных программ в рамках нацпроекта: в заявке будет статистика, аналитические данные и программа развития. Сколько инновационных университетов будет создано, никто не знает — как заметил Михаил Стриханов, "их будет столько, на сколько хватит денег".

В своем докладе Ярослав Кузьминов обобщил идеи и предложения по модели исследовательского университета, полученные от ректоров ведущих российских вузов, — Томского государственного университета, МГИМО, Уральского государственного университета, ЛИТМО, ЛЭТИ, ММА им. Сеченова и других. Разумеется, были использованы материалы, разработанные в ГУ-ВШЭ, и докладчик иногда апеллировал к опыту своего вуза для иллюстрации тех или иных тезисов.

База для исследовательских университетов — наука, существующая в нашей стране сегодня, — оставляет желать лучшего. Россия стремительно теряет места по публикациям в ведущих журналах мира. Доля наукоемкой продукции снизилась до уровня одной из восточноевропейских стран. За последние 10 лет доля преподавателей-исследователей в вузах сократилась с 38 до 16%. Только 20% программ вузов базируются на их собственных разработках, то есть преподаватели преимущественно переписывают чужие учебники.

Практически полное отсутствие российских вузов в мировых рейтингах связано отнюдь не с тем, что нас "не любят" (китайцев, возможно, тоже не любят, но в ведущих мировых рейтингах появляется все больше китайских университетов), а с тем, что к формированию рейтингов ведущие университеты мира допускают только равных себе. Перед российскими вузами стоит задача восстановления исследовательской, инновационной компоненты, которую предстоит решить, в том числе, путем создания исследовательских университетов. И потенциал у наших вузов в этой сфере есть: по данным на 2006 год, они привлекают в три раза больше внебюджетных средств на исследования и разработки, чем институты Академии наук.

Ярослав Кузьминов рассказал о критериях исследовательских университетов, которые используются во всем мире. Это "центры превосходства" на базе интеграции науки и образования, связей с промышленностью. Они демонстрируют лучшие результаты и тиражируют лучший опыт, там преподают знаменитые ученые, у них есть знаменитые выпускники, их преподаватели-исследователи цитируются в мировых научных журналах, участвуют в значимых научных проектах. Конкурентные преимущества исследовательских университетов обусловлены тем, что там сконцентрированы талантливые люди, что выделяется достаточно ресурсов для организации исследований и обучения, действует конструктивная система управления с гибкими подходами (гибкость необходима, так как далеко не всегда решения, принимаемые в ходе голосования, обеспечивают движение вперед).

Выделено семь компонентов, без которых невозможно участие университета в глобальной конкуренции. Это научно-исследовательские (опытно-конструкторские) работы, тесные связи с бизнесом и инновационной системой, гибкость процесса обучения, интернационализация, базовая инфраструктура ("в общежития российских вузов ни один человек из западного университета не поедет, если он, конечно, не «экстремал»"), разумные размеры, однородная структура. Университет не должен быть огромным, поскольку вряд ли удастся набрать, скажем, 100 тыс. талантливых студентов и необходимое количество талантливых преподавателей, которые их будут обучать. Тем не менее в университете возможны разные комбинации специальностей: Ярослав Кузьминов рассказал об Эразмусе — голландском партнере Вышки, где готовят экономистов и медиков, а "на пересечении" этих специальностей есть школа экономики здравоохранения. Точно так же вместе с медиками могут учиться технологи. Но в исследовательском университете невозможно "сотрудничество всех со всеми".

В исследовательском университете должен существовать баланс между прикладными и исследовательскими разработками. Государственное финансирование должно учитывать расходы не только на образование, но и на науку. Если университет получает 1 млрд. рублей на образование, расходы на науку за ближайшие 10 лет должны быть доведены до такого же уровня. Не бывает исследовательского университета, который сам зарабатывает все необходимые средства на научные исследования. Ярослав Кузьминов рассказал об опыте Вышки, где выделяются внутренние научные гранты, финансируются научно-учебные лаборатории. Но невозможно возлагать на вузы перераспределение средств, полученных от государства, в пользу фундаментальных исследований.

Иллюстрируя тезис о вовлечении студентов и аспирантов в научные исследования, ректор ГУ-ВШЭ рассказал о научно-учебных лабораториях — коллективах, которые за 2–3 года работы вышли со своими статьями в зарубежные журналы при среднем возрасте авторов 23 года. Другой тезис — о создании стимулов для талантливых студентов и аспирантов — он также проиллюстрировал опытом Вышки: лучшие студенты, обучающиеся платно, получают скидку до 70%, есть академические стипендии, студенты могут официально работать в вузе младшими исследователями. Должна проводиться целенаправленная работа по увеличению числа научных публикации — нужно учить людей представлять свои результаты в ведущие международные журналы и получать зарубежные гранты. Некоторые вузы пришли к идее софинансирования грантов, и это является существенным стимулом.

На этапе становления исследовательских университетов необходима более совершенная нормативная база. Так, исследовательский университет может существовать в форме автономного учреждения, но эта форма, как выяснилось, не предусматривает финансирования исследований (это упущение будет исправлено благодаря инициативе ГУ-ВШЭ по внесению изменений в формируемую нормативную базу). Сложилась традиция направлять средства на оборудование в ущерб средствам на привлечение кадров. Нет финансирования совместных исследований и разработок с международным сообществом.

В ходе обсуждения доклада Ярослава Кузьминова ректоры других вузов подтверждали и развивали его основные положения. Михаил Стриханов согласился с тезисом о необходимости финансирования науки и образования в исследовательском университете в равных долях. Ректор ЛИТМО Владимир Васильев говорил о способах оценки эффективности оценки научных исследований в вузах. По его мнению, главный критерий, используемый во всем мире, — публикации в ведущих международных журналах и индекс цитирования даже при том, что российские инженерные вузы в этой ситуации могут прикрываться "Сергеем Семеновичем" (грифом "Совершенно секретно"). Ярослав Кузьминов сказал, что основываться только на индексе цитирования в современных российских условиях нереально из-за прежней идеологизации социально-экономических наук и отсутствия публикаций в международных журналов ученых из оборонного комплекса. Тогда преимущества получат естественники и часть гуманитариев.

Ректор Московской медицинской академии им. Сеченова Михаил Пальцев рассказал об истории научных исследованиях в российских вузах. В первой половине XIX века преподаватели не должны были заниматься исследованиями, во второй половине — наоборот. В 1930-е годы науку вывели из вузов, а в начале XXI века пытаются ее вернуть обратно. Ректор согласился с идеей доклада Ярослава Кузьминова о том, что исследовательские университеты должны решать проблемы экономического развития страны и иметь несколько точек роста, и с тем, что исследовательские университеты должны представлять собой холдинги. В таких холдингах возможно существование под крышей университета не только инновационных компаний и научных структур, но и более слабых учебных заведений. Вместо того, чтобы "механически" присоединять к исследовательскому университету такое заведение и тем самым обязывать университет выдавать его студентам свой диплом, пусть дипломы будут у каждого свои, но управленческие решения будут приниматься "головным" вузом. По словам Ярослава Кузьминова, Вышка только в этом году трижды отказывалась от предложений присоединить к себе более слабые вузы на условиях выдачи их студентам вышкинских дипломов.

Ректор Томского государственного университета Георгий Майер предложил сформулировать требования, которые предъявляются к исследовательским университетам: "Я беседовал с высоким чиновником. Он сказал, что ты можешь сделать, если тебе дадут миллиард. Я спросил, а что надо?" Власть не предлагает университетскому сообществу готовых решений. Сегодня нет нормативной базы национальной инновационной системы, о необходимости формирования которой говорил премьер-министр Владимир Путин. Например, считается, что в рамках исследовательских университетов должны работать малые инновационные предприятия, но "нас же замучают проверками таких предприятий". Если создание исследовательских университетов не будет обеспечено нормативной базой, системного эффекта не будет. Кроме того, по мнению томского ректора, в документах должна быть упомянута Российская академия наук, без учета интересов которой и создания возможностей для ее взаимодействия с университетами опять же ничего не получится.

О важности интеграции исследовательских университетов с академической наукой говорил и ректор Новосибирского государственного университета Владимир Собянин, подчеркнувший, что в университете он всегда работал по совместительству, а основным местом работы был Институт катализа Сибирского отделения РАН. "Никто не против — договаривайтесь с Академией наук! — предложил Ярослав Кузьминов. — И образование, и наука развиваются там, где есть талантливые люди". Михаил Стриханов посоветовал ректору НГУ создать "пилотный зонтичный холдинг", объединив Институт катализа и НГУ. "Но в каких формах это будет? Как на это посмотрит Академия наук?" — возразил Владимир Собянин. "Формы будут соблазнительными, — ответил ректор МИФИ. — Вы только начните!"

По итогам заседания секции Ярослав Кузьминов предложил коллегам-ректорам "взять в свои руки формирование критериев исследовательского университета", создав рабочую группу из представителей вузов, претендующих на этот статус, и представить эти критерии Минобрнауки России. О рекомендациях, сформулированных участниками секции, он сообщил на итоговом пленарном заседании, которое провел министр Андрей Фурсенко.

Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Виктории Силаевой
 

Вам также может быть интересно:

Андрей Яковлев: «И тогда появилась идея — создать Научный фонд»

Как Высшая школа экономики становилась исследовательским университетом? Кто и почему оставался в науке 15-20 лет назад и что интересует аспирантов сейчас? Как ВШЭ встраивалась в международное академическое сообщество? Об этом накануне Дня Вышки вспоминает и рассказывает директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев.

Путь к научному совершенству

Во Всемирном банке в Вашингтоне прошла презентация книги «The Road to Academic Excellence», в которой представлено одиннадцать кейсов «молодых» исследовательских университетов планеты. Среди них единственный кейс из России — Высшая школа экономики.

Границы университетской демократии

31 мая в Высшей школе экономики прошел совместный семинар Института развития образования и Института институциональных исследований ВШЭ из серии «Актуальные исследования и разработки в области образования». О том, как создать успешный исследовательский университет и кто им должен руководить, рассказали члены Международного консультативного комитета ВШЭ профессор Филип Альтбах и доктор Патти Питерсон.

Поощряя интерес к исследованиям

На прошедшем 24 декабря заседании Ученого совета Высшей школы экономики были подведены итоги выполнения программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» за 2010 год.

Эффекты внешние и внутренние

В конце октября были объявлены победители открытого публичного конкурса Минобрнауки по господдержке исследований в России под руководством ведущих ученых. Профессор Нью-Йоркского университета Федор Богомолов и профессор Мичиганского университета Рональд Инглхарт получат гранты для работы над исследовательскими проектами в ГУ-ВШЭ. Комментирует помощник ректора ГУ-ВШЭ Татьяна Мешкова, которая координировала подготовку заявок для участия в конкурсе.

«У нас есть собственный потенциал развития»

23 апреля состоялось заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ, основной темой которого стала оценка итогов научной деятельности университета в 2009 году.

Обеспечить конкурентоспособность

30 марта прошло экспертное совещание, на котором был обсужден отчетный доклад ГУ-ВШЭ о ходе реализации Программы развития национального исследовательского университета за 2009 год.

Колесо как принцип, безусловно, не устаревает

«Основной задачей исследовательского университета является формирование нового типа людей в стране», — считает Виталий Куренной, заведующий отделением культурологии ГУ-ВШЭ.

Уроки младшего брата — часть 2

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич о китайском опыте развития исследовательских университетов.

Уроки младшего брата

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич о китайском опыте развития исследовательских университетов.