«Курсы для студентов должны обладать реальной отдачей»
В ноябре на праздновании Дня рождения ВШЭ были объявлены лауреаты премии «Золотая Вышка». Одним из них стал доцент кафедры экономической теории Игорь Ким (номинация «За большие достижения в преподавательской деятельности, высокий профессионализм, творческое, неравнодушное отношение к работе»). А ранее студентами факультета экономики ВШЭ он также был признан лучшим преподавателем университета 2011 года.
— Игорь Александрович, что для вас значит получение этой премии?
— Это некий этап, признание того, что я неплохо поработал за все эти годы — с одной стороны, а с другой — понятно, что это аванс на будущее, который обязывает меня работать дальше еще интенсивнее.
— Стало ли для вас выдвижение и победа неожиданностью?
— Да, выдвижение, пожалуй, застало меня врасплох, победа — тем более. Хотя после выдвижения, когда меня уже «вывели на старт», то в глубине души, конечно, я надеялся прийти к финишу победителем. Жена говорит, что всегда верила, что приз достанется именно мне, и ссылается на женскую интуицию.
— Как давно вы работаете в Высшей школе экономики?
— В университете я работаю с конца 1996 года, пятнадцать лет, почти всю мою профессиональную жизнь. Хотя мои отношения с Вышкой начались еще раньше, я учился на втором наборе магистратуры экономического факультета ВШЭ. Тогда это была единственная магистратура Вышки, и туда собирали студентов со всех вузов России, «технарей», прежде всего, так что я пришелся ко двору со своими дипломами программиста и менеджера Новосибирского государственного университета.
— Какие курсы вы ведете?
— В настоящее время я читаю у экономистов вводный курс в экономическую теорию, он позволяет адаптироваться тем первокурсникам, у кого не было экономики в школе, позволяет им говорить на одном языке с остальными. А на факультете менеджмента я веду курс по макроэкономике.
— Как складывалась ваша преподавательская карьера?
— Не знаю, может, это была судьба, но преподавать в Вышку я пошел в результате случая. После окончания магистратуры устроился работать в банк в отдел ценных бумаг, но душа не лежала к банковской деятельности, я всегда считал, что профессия преподавателя несет в себе больше свободы и творчества, поэтому, когда от знакомого узнал, что в базовой школе Вышки есть вакансия преподавателя, ушел из банка. Через некоторое время меня позвали преподавать на кафедру экономической теории. Начинал я с семинарских занятий, в том числе в рамках курса по макроэкономике Леонида Сергеевича Гребнева, это весьма нестандартный человек, я до сих пор стараюсь следовать его принципу — быть в преподавании ближе к реальной действительности, к практике, давать студентам самую свежую и актуальную информацию.
В последние годы у меня появилась возможность преподавать на курсах МВА в Вышке и в АНХ, меня это захватило. Преподавание в рамках дополнительного образования для взрослых, на мой взгляд, отличается от преподавания на первом курсе бакалавриата, оно ставит иные задачи. И прежде всего, оно должно быть максимально полезно и практично, взрослый человек, когда ему что-то рассказывают, сразу же спрашивает о применимости этого знания, студенты такие вопросы задают реже. Но, на мой взгляд, курсы для студентов также должны быть максимально практически полезными, они должны давать реальную отдачу, и именно в этом я вижу свою задачу как преподавателя.
— Кто повлиял на ваше профессиональное становление как преподавателя?
— Мне очень нравились лекции Эмиля Борисовича Ершова, как живо он общался с нами, шутил, но при этом его манеру преподавания можно охарактеризовать как точную, научную и строгую. Под его руководством я писал свою кандидатскую диссертацию. Кроме того, я до сих пор помню лекции и яркую личность профессора Уолтера Сиддре из Голландии.
— Какова сфера ваших научных интересов?
— С точки зрения профессиональной идентичности я больше себя ощущаю преподавателем, чем ученым, хотя, конечно, часть своего времени я посвящаю академической деятельности. Мой научный интерес связан с макроэкономикой, я занимаюсь моделированием межотраслевого баланса. К сожалению, эта проблематика не сильно пересекается с тем, что я преподаю первокурсникам. Я был бы рад, если бы мне удавалось интенсивнее сочетать науку и преподавание, рассказывать студентам не элементарные вещи, а в большей степени использовать свой научный потенциал.
Сейчас вместе с коллегами мы работаем над проблемой сопоставления российской и зарубежной статистик в области межотраслевого анализа. Это серьезная проблема, на сегодняшний день пока не решенная. Мы как раз пытаемся обеспечить какую-то сопоставимость данных российской статистики с мировой, не дожидаясь 2015 года, на который намечена очередная публикация таблиц для нашей страны. Результаты нашей работы были представлены на ежегодной конференции по межотраслевому анализу, которая в этом году проходила в Александрии (США), также они будут опубликованы в «Экономическом журнале ВШЭ» и в одном из номеров, посвященном данной проблематике.
— Если бы вы могли выбирать, вы бы изменили свою профессию?
— Нет, мне нравится моя профессия. Это мне интересно и это мое ремесло, я могу с его помощью кормить свою семью. Я знаю, что для многих студентов мои занятия стали началом обретения профессии, я вижу, как меняются ребята за то время, что мы проводим вместе. Бывают замечательные студенты, через несколько лет, когда мы встречаемся, можно увидеть, какие они молодцы, как они «выросли», это очень приятно. Хотя, бывают случаи, когда студенты приходят учиться, потусуются и уходят. И появляются сомнения: «А зачем я работаю?» Но, к счастью, мотивированных, умных ребят, которые знают, чего хотят, значительно больше. С ними приятно и интересно общаться, я знаю, что даю им что-то полезное. А иногда и сам узнаю что-то новое. Для меня важно, чтобы студентам было интересно. Если это получается, значит, я хорошо делаю свою работу.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов
Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».
«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»
В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.
Не хуже, чем у других: зависть как драйвер экономического роста
Классическая экономическая теория предполагает, что все экономические агенты полностью эгоистичны и рациональны в максимизации собственного материального благополучия, на них не влияют внешние факторы. Следовательно, экстерналии никак не учитываются при построении экономических моделей. Однако ряд социологов настаивает на пересмотре современной экономической теории и учете моральных аспектов поведения экономических агентов. Наблюдениями и успехами в создании собственной экономической модели с учетом зависти на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции поделился профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Борисов.
В Вышке обсудили структурную трансформацию и драйверы устойчивого роста российской экономики
Российская экономика продемонстрировала высокую устойчивость к беспрецедентному внешнему давлению и сумела в значительной степени адаптироваться к новым условиям. Уже в этом году она может перейти от спада к росту. О том, где найти для этого драйверы и ресурсы, шла речь на пленарной сессии «Экономика России под санкциями: от адаптации к устойчивому росту» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, которая проводится в НИУ ВШЭ в рамках Десятилетия науки и технологий. Участие в ее работе принял министр экономического развития РФ Максим Решетников.
От устойчивости к развитию в эпоху перманентных кризисов
Как глобальные кризисы влияют на процессы принятия решений? Какие проблемы приобрели повышенную значимость в прикладной экономической науке в последнее десятилетие? Об актуальных темах современных финансовых исследований в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции рассказал в своем докладе ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Карминский.
Распределение доходов и стоимости жизни по типам поселений оказались схожими в России и США
В Научно-учебной лаборатории измерения благосостояния факультета экономических наук НИУ ВШЭ проанализировали данные о доходах и стоимости жизни на местном уровне в России (муниципалитеты) и США (округа). Исследование показало, что для России характерны более существенные территориальные различия в стоимости жизни, чем в США. При этом распределения общего объёма доходов между поселениями разного размера в обеих странах довольно близки. Статья опубликована в «Экономическом журнале Высшей школы экономики».
«Деньги — это уникальный социально-экономический феномен, сравнимый по значимости с феноменом использования огня, колеса или языка»
Деньги тесно взаимодействуют с материальным и интеллектуальным богатством общества, нарушение этого взаимодействия чревато кризисами. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Смирнов в интервью HSE Daily рассказал о природе денег, о необходимости инвестиций, в том числе в долговые инструменты, а также о работе с иностранными учеными в советское время, о своем видении научного и образовательного пространства и участии в создании Вышки.
«Образование — это формирование кругозора и экономического мышления»
Каковы современные тренды в экономическом образовании и как они внедряются в Вышке? Зачем экономистам машинное обучение и искусственный интеллект? Нужно ли ходить на лекции и как взять от бакалаврского образования максимум? Насколько радикально меняются экономические законы в последние годы? Это и многое другое с деканом факультета экономических наук (ФЭН) ВШЭ Сергеем Пекарским обсудили стажеры Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики.
Образованная семья и спецшкола могут принести школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ
Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов. Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education.
«Мы решаем не просто задачу импортозамещения, мы создаем промышленность будущего»
Отечественная политика импортозамещения действует с начала 2000-х годов и достигла существенных успехов: доля импорта в России ниже, чем во многих развитых экономиках. При этом речь идет не просто о замене импорта на свою продукцию, а о создании конкурентоспособных высокотехнологичных производств. НИУ ВШЭ представил в МИА «Россия сегодня» подготовленный при участии РСПП и ВЭБ.РФ аналитический доклад «Импортозамещение в России: вчера и завтра».