НИУ ВШЭ представил результаты мониторинга качества приема в вузы-2020
По итогам приемной кампании в вузы в этом году доля бюджетных мест выросла до 64%. При этом можно говорить о смещении бюджетного приема из столиц в регионы. Из группы «середняков» в группу с высоким качеством приема перешли 17 вузов, абсолютное большинство из которых представляют регионы России. А из 65 лидеров по бюджетному приему 29 – региональные университеты, что почти в полтора раза превышает прошлогодние показатели.
Высшая школа экономики и Яндекс при поддержке Минобрнауки России ежегодно представляют исследование итогов летней приемной кампании в российские вузы. Мониторинг проводится с 2010 года и служит важным показателем не только качества подготовки зачисленных на первый курс абитуриентов, но и репутации самих университетов. Пресс-конференция с участием ректора МГУ Виктора Садовничего, ректора РАНХиГС Владимира МАУ, ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова и министра науки и высшего образования Валерия Фалькова прошла 27 октября в пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Мониторинг традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы. Качество приема оценивается по среднему баллу абитуриентов, зачисленных на первый курс по итогам ЕГЭ. Результаты победителей и призеров олимпиад школьников, которых вузы зачислили без вступительных испытаний, засчитываются как 100 баллов (по аналогии с мониторингом эффективности вузов МОН РФ). Подробные таблицы и рисунки по всем вузам и направлениям подготовки можно увидеть на сайте мониторинга.
Главные тенденции приемной кампании-2020
Общий прием сохранился на прежнем уровне, 497 тыс. чел., но изменилась пропорция в пользу бюджетных мест: в 2020 это 64% бюджетных и 36% платных мест, по сравнению с 60% и 40% годом раньше.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ
В этом году общее количество поступивших в вузы сохранилось примерно на уровне прошлого года. Но если в прошлом году на 40% платных мест приходилось 60% бюджетных мест, то в этом на 36% платных мест приходится 64% бюджетных. Проще говоря, количество бюджетных мест выросло примерно на 20 тыс., то есть доступность высшего образования значительно возросла. Это задача, которую мы все решаем, и одновременно стремимся к тому, чтобы оно было не только доступным, но и качественным.
Мы наблюдаем рост качества абитуриентов – доля отличников выросла почти до 54% бюджетного приема. Это хороший сигнал на перспективу, потому что общество задает много вопросов о том, что выделяется большое число бюджетных мест, а выпускники вузов не могут трудоустроиться. Те, кто поступил на бюджетные места с хорошим уровнем школьного образования, – студенты мотивированные, и, окончив вуз, они будут успешны на рынке труда. Больше всего дипломантов олимпиад поступило в столичные вузы, и единственное исключение – Томск, где вузы на протяжении многих лет привлекают студентов в свой регион.
Значительно улучшилось качество приема в региональных вузах. Мы понимаем важность задачи способствовать развитию науки и высшего образования в регионах. Группа вузов-середняков с высоким качеством приема пополнилась – их число увеличилось на 17, и большинство «поднявшихся» вузов представляют регионы России. Группа вузов с низким качеством уменьшилась практически вдвое и составила 5%. В целом результаты приемной кампании можно считать обнадеживающими.
На бюджетные места в 2020 году зачислено 318,7 тыс. чел. (плюс 19,2 тыс. чел. по сравнению с 2019 г.), на платные – 177,5 тыс. чел. (в 2019 г. – на 19,4 тыс. больше). Из них 40,3 тыс. чел. – в филиалы государственных вузов (совокупно). Около 1,7 тыс. чел. поступили в негосударственные вузы на бюджетные места, 12,6 тыс. – в негосударственные вузы на места с оплатой обучения.
Сохраняются наметившиеся ранее тренды, связанные с общим повышением качества приема в российских вузах. Доля «отличников» (зачисленных со средним баллом ЕГЭ выше 70) растет, она выросла до почти 54% бюджетного приема, а в ее составе более быстро растет доля студентов с очень высоким качеством – средний балл выше 80 (пятерка с плюсом).
Значительные изменения в лучшую сторону произошли в качестве приема по вузам (ниже приведены данные по количеству вузов с совокупным приемом на бюджетные и платные места более 300 чел.).
Из группы «середняков» (средний балл 56-70) в группу с высоким качеством приема (70+) перешли 17 вузов, при этом покинули ее 5 вузов. Абсолютное большинство поднявшихся вузов представляют регионы России. Но главный результат – группа вузов с низким качеством приема уменьшилась практически вдвое и сейчас составляет всего 5% (было 10%). В группе 80+ большинство университетов улучшили качество приема по сравнению с 2019 годом. Особенно можно отметить РАНХиГС (+1,7 балла), Московский гос. юридический университет им. Кутафина (+2,9 балла), МИСиС (+1,8 балла), Московский городской педагогический университет (+2,9 балла).
Аналогичная картина и с платным приемом. Здесь группа 80+ включает только 5 государственных вузов: Физтех, МГИМО, ВШЭ (Москва), ВШЭ (Санкт-Петербург), МГУ им. М.В. Ломоносова и один негосударственный университет – Московская высшая школа социальных и экономических наук. Все перечисленные вузы улучшили качество приема в сравнении с прошлым годом (особо стоит выделить МГУ им. М.В. Ломоносова (+2,5 балла). Еще 43 вуза в этом году показали результат от 70 до 80 баллов. В этой группе можно отметить улучшение качества приема в сравнении с прошлым годом в Московском городском педагогическом университете (+3,6 балла), ЛЭТИ (+3,1 балла), РАНХиГС (+2,4 балла), Балтийском федеральном университете (+2,6 балла). В 2019 году в группе 80+ насчитывалось 5 вузов (в этом году из нее выпал СПбГУ (впрочем, его снижение незначительно и укладывается в понятие статистической ошибки) и вошли МГУ и МВШСиЭН), в группе 70-80 – 32 вуза.
Платный прием в этом году характеризуется не только ростом доли зачисленных «отличников», но и доли зачисленных с баллами выше 56 в целом. При этом доля зачисленных с баллами ниже 56 сократилась наиболее существенно за последние 5 лет (так, в 2019 году таких абитуриентов было 27%, а в 2020 году – 21,9%).
В этом году сократилась общая численность платного приема в сравнении с прошлым годом – на 10,9% (или на 19,4 тыс. чел.). Важно, что около 70% от всего сокращения платного приема – сокращение платного приема в вузах со средним баллом ЕГЭ ниже 70.
При этом, тогда как в группе вузов с баллом ЕГЭ ниже 56 произошло и существенное сокращение бюджетного приема, в группах со средним баллом 56-70 и 70-80 численность бюджетного приема возросла, что позволяет говорить о некотором перераспределении студенческого контингента (особенно в пользу группы вузов с качеством бюджетного приема на уровне 70-80 баллов). Группа вузов с очень высоким качеством приема (80+) сумела даже увеличить платный прием на фоне его общего сокращения.
Виктор Садовничий, ректор МГУ
Наша задача – увидеть в каждом студенте талантливого и сильного человека. Поступив в университет, даже будучи победителем всероссийской или международной олимпиады, он столкнется с огромным массивом знаний, который надо преодолеть. Иногда бывает, что человек набрал низкий балл на ЕГЭ, и, возможно, на это были причины, и главная задача университета – разбудить в нем умение учиться, собраться, достичь результатов. Нельзя уходить от глубокого фундаментального образования, главный принцип которого – не запомнить, а научиться учиться, думать, самому решать задачи. Очень тревожно, если объем математики, физики, биологии, других основных университетских предметов уменьшается ради быстрого достижения прагматических целей.
Лидеры бюджетного и платного приема
В топ-25 вузов по качеству бюджетного приема (численность бюджетного приема – более 100 чел. и/или совокупного – более 300 чел.) вошли только государственные вузы: 17 московских вузов (в т.ч. 1 вуз регионального подчинения – МГПУ), 5 петербургских вузов и по одному из Нижегородской области и Пермского края. Четыре вуза в топовой группе – филиалы: все три филиала НИУ ВШЭ и Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС. Девять вузов этой группы имеют средний балл бюджетного приема выше 90 (в 2019 г. таких вузов было 10), среди них есть вузы с большим набором: от 1 тыс. (МГПУ, ИТМО и др.) до 2-2,5 тыс. чел. (СПбГУ, НИУ ВШЭ). Наибольший бюджетный прием в МГУ – 3,7 тыс. чел. Кроме того, нельзя не отметить успех Университета Иннополис, который, набрав на бюджетные места около 100 чел., обеспечил качество приема 95,7 балла. Также очень высоким качеством приема отличается Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (90,8 балла; 98 чел. зачислены на бюджет).
Лидеры качества платного приема (численность платного приема – более 50 чел.) практически совпадают с лидерами бюджетного.
Все сильнейшие вузы в платном приеме имеют средний балл выше 70, а 6 вузов – выше 80:
МФТИ 89,2
МГИМО 85,2
НИУ ВШЭ 84,8
филиал НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге 83
МГУ 80,4
негосударственный вуз – Московская высшая школа социальных и экономических наук 80,2
Причем все перечисленные вузы группы «80+» улучшили качество платного приема в сравнении с 2019 годом.
По ряду направлений сохраняется ситуация, когда молодые люди выбирают платное обучение в ведущих вузах, имея возможность учиться на бюджетных местах в вузах среднего сегмента по качеству. Например, средний балл ЕГЭ на платные места на укрупненной группе направлений (УГН) «Математика» в вузах топ-10 составил 88,9, что сопоставимо со средним баллом ЕГЭ на бюджетные места в вузах, занимающие следующие 10 позиций по качеству приема. Таким образом, по УГН «Математика» около 500 человек предпочитают обучаться платно в вузах топ-10. При том, что годовая стоимость обучения по УГН «Математика» в вузах топ-10 в 2020 г. варьируется от 200 тыс. до 517,5 тыс. рублей (в среднем – 310,5 тыс. рублей).
Региональный разрез
Анализ результатов приемной кампании 2020 года позволяет сделать предположение о том, что традиционно растущее перетекание абитуриентов из регионов в Москву и Санкт-Петербург в ближайшее время может приостановиться. В том числе этому будет способствовать уже реализуемая политика в области высшего образования, предполагающая поддержку развития университетов в большинстве российских регионов, совершенствование механизма распределения контрольных цифр приема.
В этом году можно говорить о смещении (хоть и пока совсем небольшом) бюджетного приема из столиц в регионы. В 2020 году доля бюджетного приема в вузы Москвы и Санкт-Петербурга (включая МО и ЛО) в общем бюджетном приеме в российские вузы несущественно сократилась в сравнении с 2019 годом. Так, если в 2019 году на бюджетные места в государственные головные вузы Москвы и Санкт-Петербурга были зачислены 27,2% студентов бюджетного набора, то в 2020 году – 26,8%.
Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ
Мы традиционно составляем рейтинг вузов-лидеров качества приема по своим предметным группам, выделяя 1, 2 и 3 место. Понятно, что во многих группах лидерами оказываются ведущие университеты. Однако в этом году из 65 лидеров по бюджетному приему 29 – это региональные университеты, из 64 лидеров по платному приему 27 – это региональные университеты. По сравнению с прошлым годом рост практически в 1,5 раза, и это на самом деле очень многое означает. Пусть средний балл поступивших в университет не 90+, а скажем, 67 в каком-нибудь технологическом направлении, но университет – лидер и занимает второе место по стране. Это хорошее основание для того, чтобы наши региональные вузы воодушевлялись результатами своей работы.
Что касается платного приема, то в 2020 году на платные места в государственные головные вузы Москвы и Санкт-Петербурга были зачислены 40,5% студентов всего платного набора в российские вузы (в 2019 году - 37,3%), с учетом филиалов и частных вузов - 40,1% (в 2019 году - 36,8%).
Олимпиадники, в целом, сохраняют свои предпочтения – по-прежнему более 85% поступают в вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
Важно отметить: постепенно увеличивается число регионов, в которых расположены вузы, обеспечивающие высокое качество приема. Так, если в 2019 году в 34 регионах отсутствовали вузы со средним баллом ЕГЭ зачисленных на бюджетные места выше 70 баллов, то в 2020 году таких регионов – 31.
В группе топ-10 регионов по качеству бюджетного приема в сравнении с прошлым годом произошли несущественные изменения. В этом году это: Москва и МО (80,3), Санкт-Петербург (79,5), Томская область (73,7), Свердловская область (73,5), Республика Татарстан (73,3), Новосибирская область (72,1), Краснодарский край (71). В группу также вошли Калининградская область (71,6), Ярославская область (71,7), Калужская область (71), а выбыли из нее – Республика Башкортостан (70,6), Пермский край (70,2) и Тюменская область (69,5).
В топ-10 регионов по качеству платного приема в 2020 году: Москва и МО (69,3), Санкт-Петербург и ЛО (68,6), Республика Татарстан (66,9), Калининградская область (66,2), Нижегородская область (65,6), Томская область (65,1), Краснодарский край (64,7), Свердловская область (64,1), Республика Башкортостан (64), Пермский край (64,5).
Виктор Садовничий, ректор МГУ
Высокие позиции ведущих вузов из городов-миллионников в рейтинге объяснимы – за ними традиции, история, богатство народа, многолетние усилия людей, которые там работают. Но Россия – огромная страна, и ее могущество будет зависеть от того, насколько сильно развита система образования и науки в регионах. Благодаря наукоградам, региональным отделениям Академии наук мы победители в космической гонке, в машиностроении и развитии экономики в советские годы, многое делается в регионах и сегодня. Создаются научно-образовательные центры, реализуется программа «Вернадский», и в рейтингах необходимо обращать внимание на то, что делают вузы в регионах для привлечения к себе талантливых ребят.
Важной характеристикой региональных систем высшего образования является разрыв между баллами ЕГЭ студентов, зачисленных на бюджетные и на платные места.
В 2020 году разрыв между средними баллами ЕГЭ на бюджетный и платный прием более 10 баллов наблюдается только в Москве и Санкт-Петербурге (в регионах – лидерах по численности платного приема). В определяющей степени данный факт, конечно, обусловлен концентрацией в столичных регионах ведущих вузов, привлекающих самых талантливых абитуриентов на бюджетные места.
Еще в 17 регионах разница в баллах варьируется от 7 до 10 баллов. В число таких регионов входят как регионы с большим числом вузов в регионе (более 10) и высокой численностью платного приема (более 5 тыс. человек), например, Новосибирская и Свердловская области, так и небольшие региональные системы ВО (Орловская область – 5 вузов, платный прием – 591 чел.; Республика Карелия – 3 вуза, платный прием – 296 чел. и др.). В 25 регионах разница составляет от 5 до 7 баллов. Эта группа также неоднородна по характеристикам регионов. В нее попали, например, как Нижегородская область (24 вуза, платный прием – 3,9 тыс. чел.), Краснодарский край (26 вузов, платный прием – 5,6 тыс. чел.), республика Татарстан (27 вузов, платный прием – 6,6 тыс. чел.), так и Архангельская область (4 вуза, платный прием – 244 чел.), Новгородская область (2 вуза, платный прием – 531 чел.). Из 25 регионов с разрывом менее 5 баллов можно привести в пример Иркутскую область (10 вузов, платный прием – 2,7 тыс. чел.), Омскую область (13 вузов, платный прием – 1,9 тыс. чел.), Ростовскую область (29 вузов, платный прием – 4,8 тыс. чел.) а также Псковскую область (3 вуза, платный прием – 378 чел.) и республику Адыгея (2 вуза, 322 чел.).
В двух регионах средний балл ЕГЭ на платные места превышает средний балл ЕГЭ на бюджетные места: Брянская область, в которой система ВО насчитывает 8 вузов, платный прием составил 790 студентов, а бюджетный – 1,8 тыс. студентов, и Кабардино-Балкарская республика (2 вуза, платный прием – 556 чел., бюджетный прием – 1,1 тыс. студентов).
С 2018 года сокращается число регионов с разрывом баллов 10+. Так, в 2018 году насчитывалось 4 региона (Москва и МО, Санкт-Петербург и ЛО, Томская и Тюменская области), в 2019 г. – 4 региона (Москва и МО, Санкт-Петербург и ЛО, Томская область и Ставропольский край), а в 2020 г. – только Москва и Санкт-Петербург (с соответствующими областями).
Владимир Мау, ректор РАНХиГС
Важной тенденцией регионального приема в нашем вузе стал рост качества абитуриентов в Брянске, Иваново, Воронеже – филиалах, от которых я этого не вполне ожидал. Нужно, чтобы больше талантливых ребят учились в своих регионах, но не менее важно, чтобы учились на хороших программах. Губернаторы спрашивают, как удержать студентов в регионе, чтобы они там учились и работали. Я отвечаю, что задача может заключаться и в другом – чтобы выпускники лучших вузов приезжали к вам работать. Обычно говорят, что вузы готовят не так, но бывает и по-другому: зачастую экономика не воспринимает тех, кого мы готовим. В регионах нужно работать над тем, чтобы выпускники хотели туда ехать, а не удерживать их правдами и неправдами.
Направления подготовки
В этом году, как и в прошлом, видно падение спроса на технические, социально-экономические направления, что особенно видно по платному приему. Очевидно, что данные направления перегружены предложением государства (технические) и спросом семей (социально-экономические) по сравнению с реальным состоянием рынка труда. Значительный количественный рост как с точки зрения бюджетного, так и точки зрения платного приема, как и ранее, демонстрируют математические направления и информатика.
Прекратился многолетний рост гуманитарных, медицинских и педагогических направлений – увеличение бюджетных мест на них «съедает» платный прием. По-прежнему очень низкий спрос на платное обучение на естественно-научных и аграрных направлениях.
Что касается динамики качества приема по направлениям подготовки, то качество бюджетного приема в целом достаточно стабильно – наибольшая разница в качестве приема в 2020 в сравнении с 2019 годом не превышает 2-3 баллов.
В 2020 году по-прежнему сохраняется ситуация «размазывания» бюджетных мест, когда государственное задание вуза по группе направлений (физика, машиностроение и пр.) не превышает 25 чел. Это ведет к объективным трудностям в обеспечении должного качества образовательных программ: у вузов просто не хватает ресурсов на преподавателей профессиональных дисциплин.
Так, в 89,9% головных вузов (в 2019 г. – 89,2%) есть направления подготовки (хотя бы одна УГН), на которых количество бюджетных мест не превышает 25. В общей сложности в этом году таких направлений (укрупненных групп) – 50,3% по всем головным вузам (с учетом филиалов – 54,1%). Более того, только на 15,5% (с учетом филиалов – 14,9%) из данных укрупненных групп с бюджетным приемом менее 25 человек вузам удалось набрать более 25 человек на платные места.
Эта ситуация по-прежнему касается не только направлений массового спроса (например, «Юриспруденция»: из 175 вузов, получивших государственное задание по данному направлению, 111 получили менее 25 мест, из них 22 вуза набрали менее 25 платных студентов), но и менее востребованных направлений (например, «Машиностроение»: всего 67 вузов, из них 36 вузов набрали менее 25 бюджетных студентов, из них 12 вузов набрали менее 25 платных студентов, при этом в остальных 24 либо отсутствует платный набор, либо не предоставлены данные). Данный факт позволяет говорить о необходимости регулирования минимального объема контрольных цифр приема по целому ряду направлений.
Динамика приема на группы направлений
Общий прием в вузы сохранился в том же объеме – почти 500 тыс. чел. При этом бюджетный прием вырос на 20 тыс. чел., а платный, наоборот, сократился на эти же 20 тыс. чел.
Минобрнауки России в 2020 году начал активно корректировать контрольные цифры приема в соответствии с наблюдаемыми тенденциями спроса семей и работодателей. По ряду направлений контрольные цифры изменились на 20%! Это, однако, привело к балансированию спроса и предложения далеко не по всем группам направлений высшего профессионального образования.
Владимир Мау, ректор РАНХиГС
Выбирая специальность, стоит отдавать предпочтение не той, которая кажется востребованной, но не вызывает интереса, а той, которая вам ближе, от которой вы получите удовольствие, которая приведет вас к успеху. Даже если она в целом не считается популярной, ее лучшие представители всегда нужны. К тому же сейчас мы не знаем, какие профессии будут «в топе», когда абитуриенты окончат вуз. Есть возможность сменить трек при переходе из бакалавриата в магистратуру, а теперь и специализацию после второго курса – об этом президент сказал в своем январском послании. А самым главным останется фундаментальное образование, которое позволяет адаптироваться к любому повороту траектории и любым вызовам.
Как распределились группы направлений
Лидерами бюджетного приема по величине набора являются «Здравоохранение» (зачислено 27,9 тыс. чел.), «Информатика и вычислительная техника» (26,3 тыс. чел.) и «Педагогическое образование» (24,5 тыс. чел.). По каждой из этих групп увеличен бюджетный набор, но особо выделяется «Информатика и вычислительная техника», где рост составил 4382 места. Это позволило группе переместиться на второе по величине место, оттеснив педагогов. При этом «Информатика и вычислительная техника» практически не потеряла платный набор (9524 чел. в 2020 г. против 9783 чел. в 2019 г.), в то время как другие лидеры сильно его сократили: медики на 2100 студентов (20211 чел.) а педагоги на 2300 (7743 чел.). Видно, что «порог насыщения» по этим направлениям перейден; совокупный прием по ним даже несколько упал.
Четвертое место по численности бюджетного набора традиционно держит «Сельское и рыбное хозяйство». В этом году набор не изменился – 17,1 тыс. студентов, их средний балл несколько вырос (+1,2), но остается низким: 57,4. Неизменным остался и платный прием (всего 7% от бюджетного), но его качество аграриям удалось серьезно поднять, на целых 4 балла (впрочем, с учетом малой численности платных студентов, это пока рано считать устойчивым трендом). Впервые больше половины платных студентов аграрных вузов и направлений – это школьные «хорошисты» (средний балл ЕГЭ 56-70), а не троечники (ср. балл ниже 56).
Пять групп направлений приняли по 10-12 тыс. бюджетных студентов. Это «Строительство», «Энергетика и энергетическое машиностроение», «Электронная техника, радиотехника и связь», «Транспортные средства» и единственная из них «не-техническая» группа – «Математика». Бюджетный прием на четыре группы вырос на 500-1000 студентов, а на «Транспортные средства» – сократился. Платный прием упал на 5-8% по каждой группе. Кстати, его качество по четырем группам очень низкое, «на тройку», только математики имеют почти 70 баллов.
Семь групп направлений имеют очень низкие цифры бюджетного набора: от 98 до 314 человек на всю страну: «Полиграфия и упаковка», «Культурология», «Почвоведение», «Охрана памятников», «Теория искусств», «Сестринское дело», «Издательское дело». Если «Сестринское дело», «Полиграфия и упаковка» могут обеспечиваться также программами колледжей, то по остальным направлениям, очевидно, потребности общества в специалистах явно покрываются недостаточно. Об этом говорит и высокий средний балл зачисленных на платные места.
Лидерами по численности платного набора традиционно выступают «Здравоохранение» (20,2 тыс. чел.), «Экономика» (20,2 тыс. чел.), «Юриспруденция» (18,7 тыс. чел.). Каждая из этих групп в 2020 году ощутимо сократила прием, соответственно на -2100 чел.; -1518 чел.; -456 чел., что составляет от 2,5% до 10,5% набора. При этом средний балл удалось несколько поднять, на 1-2 балла. Сейчас он у всех трех направлений на уровне 64-65. Это можно рассматривать как рациональное поведение абитуриентов, которые реагируют на состояние рынка труда в этих профессиональных областях. Специалисты там по-прежнему требуются, но требования к качеству резко возросли. Понимая это, абитуриенты с уровнем ниже «твердой четверки» отказываются от идеи сделать карьеру в этих, без всякого сомнения, перспективных и престижных профессиях. Во всяком случае, за свои деньги.
Абсолютно аналогично развивается ситуация и с группой направлений «Менеджмент» – 11 тыс. платных студентов приняты (сокращение на 11%), средний балл вырос до 65.
Следующая группа направлений с большим платным приемом, от 6,8 до 9,5 тыс. зачисленных: «Информатика и вычислительная техника» (9524 чел.; -259 чел. в сравнении с прошлым годом), «Лингвистика и иностранные языки» (8866 чел.; -73 чел. в сравнении с прошлым годом), «Педагогическое образование» (7743 чел.; -2303 чел. в сравнении с прошлым годом), «Реклама и связи с общественностью» (6857 чел.; + 934 чел. в сравнении с прошлым годом).
Уникальным является 15% рост зачисленных на «Рекламу и связи с общественностью» при высоком среднем балле - 69,2 (вырос на 1,2 балла). Несмотря на то, что Минобрнауки РФ выделило в этом году 955 бюджетных мест (рост на 20% за год!), очевидно, что это все еще не соответствует потребностям экономики и спросу абитуриентов.
«Информатика и вычислительная техника» и «Лингвистика и иностранные языки», бюджетные места которых были расширены также почти на 20%, продемонстрировали стабильные результаты по числу платных студентов и рост качества этих студентов.
На этом фоне выделяется группа “Педагогическое образование”. Рост бюджетных мест на 1897 перекрыт более сильным падением платного приема – на 2303 места. Очевидно, что профессия учителя, повысив свой экономический и социальный статус в 2012-2017 гг., не стала объектом ажиотажного спроса, граждане чувствуют пределы успешного трудоустройства в школах. Впрочем, коррекция 2020 года – это вполне позитивное явление. Качество студентов выросло и в бюджетном, и в платном приеме.
Все вузы России выполнили поручение президента Владимира Путина и сохранили стоимость обучения на уровне прошлого года. Незначительный рост средней цены обучения объясняется структурными сдвигами в сторону более дорогих и востребованных программ.
Типы (группы) направлений подготовки по структуре и качеству приема
По результатам Мониторинга качества приема 2019 года были выделены 5 групп направлений подготовки с разными структурами приема. Анализ качества приема в 2020 году позволяет говорить как о позитивных изменениях, так и об усилении проблем, выделенных ранее.
Группа 1. Много бюджетных и платных мест, на все места высокий спрос с хорошим качеством.
Пример – направление «Здравоохранение»: качество приема в целом высокое, качество платного приема характеризуется улучшением (увеличилась доля поступивших с баллом 80+, сократилась доля поступивших с баллом менее 56). Именно направления данного типа требуют инвестиций в модернизацию учебного процесса.
Группа 2. Сравнительно мало бюджетных и мало платных мест, качество приема среднее или низкое.
Например, направления «Вооружение», «Морская техника», «Металлургия». Рассматривая в данном случае в качестве примера направление «Металлургия», традиционно характеризующееся низким качеством бюджетного приема, можно увидеть признаки качественного изменения данной ситуации – на 5% в сравнении с прошлым годом выросла доля зачисленных с баллом 80+, на 6,1% сократилась доля зачисленных с баллом менее 56. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении направления «Морская техника».
Группа 3. Очень много бюджетных мест и почти нет платного приема. В целом низкое качество приема и по бюджетным, и по платным местам.
Пример направления «Транспортные средства», где, по-прежнему, достаточно большой бюджетный прием (около 10 тыс.) и существенный разрыв (10 баллов) в качестве бюджетного и платного приема показывает, что структура бюджетного приема в 2020 году улучшилась – на фоне сокращения числа бюджетных мест идет и улучшение качества бюджетного приема. Платный прием, как и ранее, небольшой, характеризуется низким качеством. Помимо прочего, этот факт еще серьезнее актуализирует проблему возможной внутренней дифференциации студенческого контингента.
Группа 4. Недостаточно бюджетных мест и много платных мест с высоким качеством приема.
В качестве примеров таких направлений можно привести «Востоковедение», «Лингвистика», «Реклама и связи с общественностью». Анализ качества приема в вузы в 2020 году показывает, что дисбаланс по направлению «Востоковедение и африканистика» усиливается – качество как бюджетного, так и платного приема растет, при этом число выделенных бюджетных мест парадоксально продолжает сокращаться.
Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ
Есть группы направлений, на которые выделяется необоснованно мало бюджетных мест, и одно из них – «Востоковедение и африканистика». На каждую бакалаврскую программу по этому направлению мы принимаем студентов раз в пять лет – даем по десять мест на тюркские языки, африканистику и т.д., и это, конечно, ненормальная ситуация. Производительность больших школ востоковедов могла бы быть гораздо выше при удвоении бюджетного приема в вузы, где расположены крупнейшие центры востоковедения с большим человеческим потенциалом, - мой родной МГУ, СПбГУ, Новосибирский и Дальневосточный университеты. Страна, безусловно, нуждается в такого рода специалистах, и мы просим министерство изменить ситуацию. Вузы в этой ситуации не страдают – студенты идут к нам на платные места, но отсекаются возможности для многих семей, которые не имеют денег, чтобы платить за такого рода образование.
Структура приема по направлениям «Лингвистика и иностранные языки» и «Реклама и связи с общественностью» выравнивается – на фоне увеличения количества бюджетных мест, улучшается и качество как бюджетного, так и платного приема. При этом спрос на обучение по направлению «Реклама и связи с общественностью» со стороны семей, готовых оплачивать обучение, растет существенно быстрее, чем количество бюджетных мест по данному направлению. Это говорит о том, что структура бюджетных мест на направления, относящиеся к данному типу, требует более серьезного пересмотра.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ
В рамках корректировки общей модели распределения бюджетных мест мы настраиваем ее таким образом, чтобы можно было быстрее реагировать на те вызовы, которые нам дает текущая ситуация. Одна из целей Мониторинга качества приема – посмотреть основные тренды и предпочтения абитуриентов, и сегодня они отчетливо видны. Мы это примем во внимание. но гораздо важнее понимать длинные тренды – если у нас до сих пор большой прием на «Экономику» и «Юриспруденцию», а платный прием недостаточного качества. Нужно обратить внимание на естественнонаучное образование – не только на платный прием, но и в ближайшие десять лет проводить большую разъяснительную работу в части поступления на бюджетные места с высокими баллами.
Группа 5. Массовые направления, платный набор существенно превышает бюджетный, большой разрыв качества между бюджетным и платным приемом.
Например, «Экономика», «Юриспруденция». Платный прием на этих направлениях по масштабу по-прежнему больше бюджетного в 3-4 раза, а разрыв в качестве набора – 15-20 баллов. Однако в 2020 году мы видим, что семьи, вероятно, стали более внимательно оценивать перспективы дальнейшего трудоустройства по окончании направлений, рынок труда по которым «перегрет» выпускниками со средним и низким качеством подготовки. Платный набор на данные направления достаточно существенно сократился в 2020 году, а его качество – возросло. Но надо учесть, что на этих направлениях работает группа вузов – лидеров рынка (ВШЭ, МГИМО, МГУ, СПбГУ, РАНХиГС, Финуниверситет и РЭУ), которые и привлекают основной контингент подготовленных платных студентов. Если рассматривать ситуацию без этих вузов, картина будет меняться гораздо более радикально.