Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ
Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.
Сеть университетов европейских столиц (UNICA) существует в 1990 года и сейчас насчитывает 49 вузов из 37 европейских столиц, в которых обучаются почти два миллиона студентов. Вышка стала полноправным членом UNICA в 2016 году и представляет там Россию наряду с МГУ им. Ломоносова.
Среди регулярных семинаров и встреч в рамках различных рабочих групп UNICA выделяются ежегодные конференции EduLAB. В 2018 году такая конференция, темой которой стала роль университетов в создании человеческого капитала для новой экономики, была организована на площадке ВШЭ. «Вышка всегда старается учиться у лучших университетов, и нынешняя встреча даст всем ее участникам возможность изучить опыт друга, лучшие практики и ноу-хау», — сказал на открытии EduLAB-2018 проректор ВШЭ Иван Простаков.
Первоначально EduLAB проводилась как собрание координаторов Болонского процесса, на котором обобщались и анализировались лучшие практики внедрения Болонской системы в европейских вузах. Впоследствии, как отметил президент UNICA Лучиано Сасо, фокус этих дискуссий сместился на такие проблемы, как качество преподавания в вузах, новые методологии образования и новые среды обучения, возникающие благодаря цифровым технологиям.
Один из примеров такой среды — онлайн-обучение, массовые онлайн-курсы (МООС). С одной стороны, по мнению Лучиано Сасо, они расширяют возможности вузов по охвату большего количества студентов. С другой — они создают новые условия и подчас менее комфортную среду для тех студентов, которые привыкли к традиционным формам обучения. С развитием МООС связано и другое явление — расширение неформального образования. Уже сейчас многие компании при приеме на работу смотрят не только на обычный университетский диплом, но и на сертификаты о прохождении потенциальным сотрудником различных онлайн-курсов.
Справиться с новыми вызовами каждому университету в одиночку невозможно. Это понимают и на уровне европейских правительств, поэтому Евросоюз реализует несколько инициатив в сфере высшего образования. О них на конференции рассказала представитель директората ЕС по делам образования, молодежи, спорта и туризма Франческа Мальтауро. Так, ЕС предлагает проект университетских альянсов — общеевропейских университетов.
Они должны появиться благодаря сложению усилий уже существующих вузов (для каждого «европейского университета» необходимо участие как минимум трех стран ЕС) и иметь межуниверситетские кампусы. В ЕС считают, что такие альянсы будут способствовать повышению конкурентоспособности европейского образования и, как следствие, экономики. ЕС также поддерживает проекты по цифровизации управленческих процессов в сфере образования, в частности, по упрощению процессов академической мобильности внутри Европы. Первые «европейские университеты» должны появиться уже в конце 2019 года.
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.