«Умный город» — это на самом деле разные решения для разных городов
Нирадж Мазумдер из Индии учится на первом курсе магистерской программы «Прототипирование городов будущего» в Высшей школе урбанистики имени А.А. Высоковского ВШЭ. Закончив бакалавриат по архитектуре в Университете архитектуры и искусств Джавахарлала Неру в Хайдарабаде, он приехал в Москву, чтобы учиться разрабатывать «умные города». Нирадж рассказал о своей учебе в интервью новостной службе ВШЭ.
Выбор программы
Получив бакалаврскую степень по архитектуре, я стал искать магистерскую программу, и ВШЭ меня очень заинтересовала, поскольку здесь есть программа в области «умных» городов, а именно в этой теме я и хотел специализироваться. У меня на родине индустрия «умных» городов стремительно развивается, но магистерских программ в этой области нет.
Проучившись здесь один семестр, я могу сказать, что программа для меня очень полезна, и я узнаю много нового. Программа вобрала в себя опыт специалистов из разных областей — архитектуры, дизайна, бизнеса и городского развития — и дает интегрированные знания и навыки. Конечно, архитектурное образование мне тоже помогает — например, я знаю, как пользоваться определенными программами, — но здесь мы не проектируем здания: мы изучаем город и то, как в городе внедрять новые технологии и идеи. Взять, к примеру, парк «Зарядье». В Москве это одно из мест с самым инновационным дизайном, и оно уже стало известным. Этот парк находится на острие городских инноваций. Наша конечная цель — это научиться создавать что-то подобное, что-то новое и особенное.
Мы придумали мультифункциональное шагающее устройство, которое может переносить вещи и передвигаться по различным поверхностям
Данная программа не имеет ничего общего с методом «сиди и читай учебник». У нас есть лекции по разным предметам, но это не обычные лекции, где ты сидишь и пишешь конспект. Здесь все связано с практикой. На курсе по бизнесу мы рассматриваем реальные задачи в форме бизнес-кейсов в сочетании с наборами данных и решаем их на уроке. Зачастую нас обучают одновременно и теории, и практике, и это очень интересно и неожиданно. Для меня очень полезны курсы по социологии, бизнесу и технологиям, поскольку ранее я эти дисциплины не изучал. Все, чему я учился, — это проектировать здания. Кроме того, мне очень нравится связывать воедино знания и идеи с разных курсов. В этом семестре у нас будут новые курсы, в том числе по воплощению проектов в городах и тому, как сделать город более дружелюбным.
Проектная работа
Поскольку программа очень практико-ориентированная, кроме изучения базовых курсов, мы готовим различные технологические проекты. В первом семестре мы работали в командах по два человека. Это было очень удобно. Я понял, что совместная работа позволяет развивать свои собственные идеи. Если ты работаешь в одиночку, ты сосредотачиваешься на своей идее и в результате теряешь креативность. А когда работаешь в команде, все выдвигают свои идеи и обсуждают их. Это помогает мыслить более творчески.
Наша главная цель — придумать, как внедрить в городе «умные» технологии. Нам предложили работать на начальном уровне — на уровне дома или человека. Сначала нам надо было найти проблему, которую мы хотели бы решить. Мы устроили мозговой штурм в поиске проблем, и затем каждая команда выбрала себе проект. Было очень интересно посмотреть, какие идеи предлагались, тем более что у всех у нас разный опыт и образование. Большая часть студентов программы — архитекторы, но есть также дизайнеры и люди из бизнеса. Это отличное сочетание.
Когда мы начинали работу над проектом, главная задача была думать о пользе для города. Мы хотели решить проблему переноски тяжелых вещей по городу. Мы исследовали, как люди разных возрастов переносят различные грузы, и провели небольшой опрос. Мы решили сделать устройство, которое помогало бы переносить тяжести, чтобы их не надо было тащить на себе или катить в тележке. Такое устройство особенно полезно будет в гололед — гораздо удобнее, чем тележка. Мы придумали мультифункциональное шагающее устройство, которое может переносить вещи и передвигаться по различным поверхностям. Мы также хотели, чтобы оно было способно ходить по лестницам. Еще одно его преимущество — оно складное, в отличие от громоздких тележек. Когда устройство не используется, его легко переносить в рюкзаке.
© Михаил Дмитриев
Разработка устройства заняла шесть месяцев. Первые три или четыре месяца мы проводили много исследований в поиске решения задачи. Затем нужно было создать механическое устройство, а это было непросто, потому что ни у одного из нас не было достаточно знаний в области механики. Так что собирали мы его методом проб и ошибок. В основном мы работали над проектом самостоятельно, но на еженедельных встречах с преподавателями мы отчитывались о ходе работы и обсуждали возникающие трудности. Преподаватели обеспечивали ценную обратную связь. Они всегда поддерживали нас и были на связи, если у нас были вопросы по проекту.
Лаборатория Shukhov Lab предоставляет студентам множество ресурсов: различные инструменты и оборудование. Здесь есть очень хороший станок для лазерной резки, которым мы вырезали необходимые детали из специальных панелей. Некоторые детали для нашего устройства мы нашли в магазинах «сделай сам» или здесь же, в лаборатории. Когда мы создали первый прототип, он не работал — не мог ходить — поэтому нам пришлось разрабатывать устройство заново. У нас было много проблем, поэтому повторная разработка проходила в несколько стадий. И наконец, нам удалось сделать устройство, которое работало так, как было задумано. Мы протестировали его в очень снежную погоду: управляли устройством со смартфона, и оно дошагало до кафе.
Дополнительное преимущество командной работы состояло в том, что в процессе мне удалось подучить русский язык. Преподавание на магистерской программе идет полностью на английском языке, но при работе над технической стороной проекта иногда нужно было выучить русские названия нужных деталей, поскольку это специальные термины, и другие студенты могли не знать, как это называется по-английски.
Кстати, команда наших однокурсников работала над устройством, которое вы можете носить в транспорте для борьбы с неприятными запахами вокруг. Это портативный испаритель, управляемый со смартфона: устройство содержит капсулы, распространяющие приятный аромат. Еще один проект — это дышащая куртка, которую можно использовать в холодное время года, когда на улице мороз, а в метро жарко.
Жизнь в России
Когда я ехал в Россию, меня предупреждали, что зимой здесь бывает сильный мороз. Но в этом году было не так уж холодно — видимо, мне повезло. Были небольшие проблемы с языком, но я приехал из Индии, где в разных частях страны говорят на разных языках, и привык к иноязычной среде. Первый культурный шок у меня случился, когда я приехал учиться в бакалавриат в Хайдарабад — а там люди говорят на другом языке. Так что в Москве все было проще, и я быстро освоился. Иногда бывают небольшие трудности в общении с людьми на улице, но я постепенно привык.
Мне очень нравится жить и учиться в Москве. Во-первых, в Москве гораздо менее шумно, чем во многих городах Индии. Дорожное движение гораздо более спокойное и организованное, чем в Индии. Мне жизнь в Москве кажется довольно спокойной. Не знаю, согласятся ли со мной другие, но я так чувствую. Я много гуляю по городу, и здесь все очень удобно. Когда я приехал в сентябре, погода была отличная, и у меня была возможность изучить город. Центр города поддерживается в отличном состоянии, он очень быстро развивается и становится все более дружелюбным. Я знаю, что многие говорят, что им в Москве не хватает личного пространства — спокойных мест, где можно погулять и расслабиться — но я думаю, что на самом деле Москва не так перенаселена, как некоторые города Китая или Индонезии. Здесь гораздо проще жить и получать удовольствие.
© Михаил Дмитриев
Будущая карьера
Поскольку основной тематикой данной программы являются города, она предлагает дополнительную специализацию по городскому анализу. Будучи архитектором, я проектирую здания. В меньшем масштабе — дома, а в большем масштабе — может быть, кварталы. Данная программа позволяет мне расширить горизонты: теперь я могу не просто работать со строительством домов, вопросами экологии, а заниматься вопросами технологий в городах или, например, пойти работать в городскую администрацию.
Я бы, наверное, хотел работать в муниципальной администрации, работать с людьми, которые так же заинтересованы в городском развитии, как и я. Либо я мог бы начать свой собственный бизнес.
Мне жизнь в Москве кажется довольно спокойной. Не знаю, согласятся ли со мной другие, но я так чувствую. Я много гуляю по городу, и здесь все очень удобно
Эта программа базируется в Москве, но то, что мы изучаем, применимо не только к России. Эти знания можно применять во всех городах, которые внедряют технологические инновации. «Умные» города могут находиться в любой точке земного шара. То, чему мы здесь учимся, можно использовать в разных сферах — в бизнесе, искусстве и т.д. Например, у нас был социологический проект, в рамках которого мы анализировали, как люди относятся к городу, как они взаимодействуют с городом, а город взаимодействует с людьми, и как работает вся эта система. Это был коллективный студенческий проект: кто-то определял границы города, кто-то изучал художников в городе. Я анализировал, как люди чувствуют себя при различных обстоятельствах в городе, и как различаются их реакции.
Я считаю, что это уникальная программа. Благодаря таким программам мы сможем решать разные городские задачи, например, снижение трафика, уровня шума и перенаселенности. «Умные» города будут предлагать методы решения этих проблем. Тем не менее, просто внедрение технологий, таких как повсеместный Wi-Fi, дисплеи, беспилотные автомобили и станции подзарядки еще не делает город «умным». Если город страдает от перенаселенности, людям негде жить, кому нужен бесплатный Wi-Fi? Надо начать с анализа проблем конкретного города, а потом уже внедрять технологические решения. В этом смысле, «умный город» в каждом конкретном случае будет обозначать разные вещи, в зависимости от контекста.
Вам также может быть интересно:
Новые направления обучения, более 300 заявок из 20 стран: открылся набор на “Study Tour Experience”
“Study Tour Experience” — уникальный проект для иностранных абитуриентов магистратуры, желающих примерить на себя, каково это — быть магистрантом Вышки. Международная учебная стажировка реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2020 года в двух форматах, онлайн и офлайн, на двух языках — английском и русском. В осеннем семестре 2024/25 учебного года стажировка пройдет с 11 по 23 ноября, а крайний срок подачи заявок — 13 октября.
Новая столица Монголии: команда ФГРР представила мастер-план в финале международного архитектурного конкурса
В ходе финала международного конкурса в Улан-Баторе команда Факультета городского и регионального развития и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ представила руководству Монголии и международному жюри мастер-план будущей столицы Монголии — Нью-Хархорума.
Электросамокаты: битва за Москву
Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) факультета городского и регионального развития ВШЭ провел исследование актуальной столичной проблемы: как москвичи относятся к электросамокатам на улицах. Ученые выяснили, чего горожане ждут от этого вида транспорта и как сделать его использование более безопасным. Результаты опроса были представлены на круглом столе, состоявшемся в университете 6 июня 2024 года.
Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике
Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.
Мастер-план как инструмент развития города
В Вышке 16–17 мая проходит Форум имени А.А. Высоковского «Доказательная урбанистика: инструменты профессионалов». Организатором мероприятия стал факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ. Эксперты обсуждают актуальные вопросы градостроительства, цифровизацию, развитие экономики и социальной сферы городов, улучшение городской среды, повышение качества жизни горожан и другие темы.
В Вышке впервые прошел фестиваль Russian Culture Day
В начале марта в кампусе Вышки на Покровском бульваре состоялся фестиваль Russian Culture Day, организованный Дирекцией по интернационализации НИУ ВШЭ. Иностранные студенты приняли участие в викторинах, лекциях и мастер-классах, а также смогли попробовать традиционное русское угощение — блинчики с вареньем.
Урбанисты Вышки стали участниками Глобального форума мэров в китайском Гуанчжоу
Команда факультета городского и регионального развития Вышки приняла участие в событии мирового масштаба в области городского развития — Глобальном форуме мэров (Global Mayor's Forum). Крупнейший съезд урбанистов, состоявшийся в декабре 2023 года в Гуанчжоу (КНР), собрал более 800 гостей из 65 городов и 37 стран, а также 9 международных организаций.
«НИУ ВШЭ — международный университет, представляющий разные культуры и народы»
19 декабря в атриуме корпуса ВШЭ на Покровском бульваре прошел масштабный фестиваль «Весь мир в одной Вышке», который объединил более 20 национальных студенческих организаций и клубов университета. Их представители рассказали участникам события о новогодних традициях разных народов, провели квизы и викторины. Организатором мероприятия выступила Дирекция по интернационализации ВШЭ.
Эксперты ФГРР Вышки создали мастер-план развития Уссурийска
Сегодня для 25 городов Дальнего Востока утверждены мастер-планы с масштабными проектами обновления и устойчивого развития до 2030 и 2040 годов. Одним из таких проектов стал мастер-план развития Уссурийского городского округа, разработанный командой факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ и представленный президенту Российской Федерации в сентябре в рамках Восточного экономического форума — 2023.
Как вузы развивают интернациональную среду для самореализации иностранных студентов
Учеба в зарубежном вузе — это плюс для карьерного трека, бесценный опыт и расширение спектра возможностей. Но при этом для студента это еще и большой стресс от погружения в иную культурную среду и новые, подчас неожиданные, вызовы. Как университеты помогают учащимся адаптироваться и находить возможности для самореализации, эксперты и представители ведущих вузов обсуждали на сессии «Развитие интернациональной среды для создания комфортных условий самореализации иностранных студентов» в рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ.