Как исследователи и студенты Вышки заново открывают Россию
Студенческие экспедиции «Открываем Россию заново», проводимые при поддержке Фонда образовательных инноваций ВШЭ, стартовали весной 2017 года. За это время состоялось уже 26 экспедиций в 14 регионов, в которых приняли участие около 500 человек — студентов под руководством их преподавателей.
Чего мы не знаем о России
Темы полевых исследований определялись самими преподавателями, поэтому экспедиции были посвящены абсолютно разным научным областям и использовали различную исследовательскую методологию.
Большинство исследований решали проблему дефицита знания о том или ином явлении. По словам Юлии Кувшинской, доцента Школы лингвистики и руководителя экспедиции «Традиционная культура Верхней Волги: традиции и повседневный дискурс», фольклорные, этнографические, этнолингвистические экспедиции, как правило, исследуют Русский Север или юг Европейской части России, а вот Средней России уделяется мало внимания. В то же время среднерусские регионы, особенно регионы Верхней Волги, «представляют собой культурное и этническое пограничье и интересны тем, что здесь взаимодействуют разные этнические и локальные традиции».
Часть экспедиций была посвящена таким проблемам, которые отдельные преподаватели или целые лаборатории изучают уже длительное время. Например, научно-учебная лаборатория политических исследований на протяжении нескольких лет изучает ценностные ориентации и региональную идентичность студенческой молодежи в различных регионах России.
«В контексте присоединения новых территорий, конфликтов внутри страны, сложных международных отношений и миграционных процессов существование национальной идентичности россиян остается сложным вопросом, — говорит сотрудник лаборатории, руководитель экспедиции «Региональная идентичность и ценностные ориентации молодежи» Мария Еременко. — Поэтому актуальность этого исследования не вызывает сомнений».
Похожая ситуация была и у доцента кафедры демографии Ольги Исуповой с заведующим лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики Алексеем Беляниным, которые длительное время занимаются изучением деятельности полиции и восприятия ее населением.
Политологи в Воронеже
Куда отправлялись экспедиции
География прошедших экспедиций простиралась от Архангельска до Карачаево-Черкессии и от Калининграда до Перми. Но приоритетным регионом оказался Воронеж. Дело в том, что само руководство Воронежской области предложило перечень тем, имеющих практическое значение для региона, и обеспечило исследователей необходимой поддержкой.
В Воронеж и малые города области уже состоялось семь выездов: дизайнеры разработали проекты реконструкции областного дома молодежи и станции юных натуралистов, культурологи поработали в музее-заповеднике «Дивногорье», политологи исследовали региональную идентичностью, социологи занимались изучением истории развития интернета, сотрудники кафедры местного самоуправления, совместно со студентами и преподавателями-юристами, изучали местное сообщество Новохоперска, а философы-религиоведы исследовали религиозный ландшафт местного края.
Но есть экспедиции, которые проходят в одном и том же городе уже несколько лет. Одним из таких мест является подмосковная Дубна, которая принимает культурологов уже третий год. «Мы довольно подробно изучили местную культурную жизнь — как официальную, так и неофициальную, — рассказывает Александр Сувалко, преподаватель Школы культурологии и участник летней школы «Социокультурная морфология малого города: акторы, практики, институты». — Лично для меня самым увлекательным сюжетом оказались такие элементы распределенного образа жизни, как гаражи и БАМ. БАМ — это город на воде, дубнинская Венеция, куда люди приезжают отдыхать с друзьями. Виталий Куренной вообще готовит целую книгу о таком удивительном явлении российской действительности, как гараж, к тому же об этой школе у нас со студентами выходил материал в журнале “Афиша”».
Чаще всего возвращение в одно и то же место в течение нескольких лет — вынужденное, потому что для полноценного описания того или иного явления требуется не одна экспедиция и многие процессы необходимо фиксировать в динамике. Такая ситуация сложилась, в частности, у доцента Школы лингвистики Юрия Ландера, который руководил «Западнокавказской лингвистической экспедицией НИУ ВШЭ» в аул Инжич-Чукун в Карачаево-Черкессии.
Что говорят студенты
Записаться в экспедицию студенты Вышки могли с помощью «Ярмарки проектов», и для многих из них это был первый опыт «полевой» исследовательской работы.
«У меня не было каких-то особых ожиданий, мне просто было интересно, каково это — работать в группе, работать “в поле”, — рассказывает Женя Суворина, студентка факультета коммуникаций, медиа и дизайна. — Благодаря этой экспедиции я поняла, что такое интервью, как его брать, и как это сложно. Нам очень много рассказывали про этот метод и до, и во время экспедиции, но только в конце до меня “дошло” — наверное, это самое точное слово. Все было супер, хочу еще».
«Открыть Россию заново — каждому ли студенту выпадает такой шанс? — замечает Дарья Галямина, студентка факультета права. — Выехать дальше родного мегаполиса, погрузиться в размерную жизнь далекого населенного пункта и понять, что именно так и живет большая часть населения нашей страны. Средняя зарплата в три тысячи рублей, занятие промыслами в виде сбора ягод исключительно для выживания, а не ради приятного времяпрепровождения, откровенно феодальные, сословные отношения между структурами власти и простыми жителями сначала шокируют, но сразу же вызывают неподдельный интерес и желание глубже изучать эти процессы».
«Послевкусие от поездки исключительно хорошее, — говорит Александр Моисеев, студент факультета социальных наук. — Я обычно не верю в такие громкие слова, как “сильное эмоциональное потрясение” или “переоценка своих взглядов”, но это действительно произошло со мной. Это тот самый момент, когда можно сказать, что год жизни на одном месте может компенсироваться одним днем в путешествии. Я очень рад был познакомиться с новыми людьми, которым есть что о себе рассказать и у которых такая интересная жизненная история».
Александра Кузнецова, доцент Школы дизайна, за работой
Какие результаты получены
Материалы, собранные в экспедициях, выглядят и используются по-разному. Дизайнеры, например, по итогам экспедиции в Вологодскую область сформировали многостраничное издание «Житие и узоры», одновременно являющееся каталогом готовящейся выставки. «В разделах издания представлены графические, акварельные, фото- и типографические работы участников экспедиции, каждая из которых является основой индивидуального большого проекта», — поясняет руководитель экспедиции, доцент Школы дизайна Александра Кузнецова.
У представителей факультета социальных наук материалы более традиционные — интервью с госслужащими, муниципальными властями и местными жителями. «Есть задумка совместного со студентами препринта о самоорганизационных процессах, — делится планами Ольга Моляренко, руководившая экспедицией в Весьегонский район Тверской области. — Есть и материалы по бесхозяйному имуществу, ценные для моего собственного исследования. Кроме того, многие студенты решили на следующий год писать курсовые и выпускные работы на связанные с содержанием экспедиции темы, используя самостоятельно собранные в Весьегонске материалы».
В экспедиции Юлии Кувшинской в Кимры Тверской области был собран материал, на основе которого планируется создать корпус народной традиции Кимрского района. В дальнейшем этот корпус позволит проводить сопоставительные исследования, анализировать генезис явлений традиционной культуры.
Схожую лингвистическую задачу по итогам поездок в Карачаево-Черкессию планирует решать Юрий Ландер. «Абхазо-адыгская языковая семья во многом уникальна, — отмечает он, — и даже самые тривиальные факты для специалиста по этим языкам выглядят как нечто удивительное для "внешних" людей. Но в абазинском языке мы увидели и немало явлений, о которых не могли догадываться и мы. Разумеется, многие материалы, собранные в этом году, требуют представления на конференциях и в публикациях».
При подготовке статьи были использованы материалы и отчеты участников экспедиций
Белянин Алексей Владимирович
Заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики
Будницкий Олег Витальевич
Профессор Школы исторических наук
Воскобойников Олег Сергеевич
Профессор Школы исторических наук ВШЭ
Еременко Мария Александровна
Начальник экспертно-аналитического отдела
Исупова Ольга Генриховна
Доцент кафедры демографии
Колозариди Полина Владимировна
Младший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела
Кувшинская Юлия Михайловна
Доцент Школы лингвистики
Кузнецова Александра Владимировна
Преподаватель Школы дизайна
Куренной Виталий Анатольевич
Руководитель Школы культурологии
Ландер Юрий Александрович
Доцент Школы лингвистики
Моляренко Ольга Андреевна
Преподаватель кафедры местного самоуправления
Оберемко Олег Алексеевич
Доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации
Сувалко Александр Сергеевич
Преподаватель Школы культурологии
Вам также может быть интересно:
Экспедиция питерской Вышки в Гималаи: как это будет
Шесть студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге отправляются в экспедицию в Гималаи, организованную совместно с Делийским университетом. Подробности международного проекта — у декана Школы социальных наук Александра Сорокина и Агаты Курнос, студентки 4-го курса образовательной программы «Управление и аналитика в государственном секторе», которая поедет в экспедицию.
«Открываем Россию заново»: состоялся торжественный запуск экспедиций проекта в Чеченской Республике
20 октября в Чеченском государственном университете имени А.А. Кадырова состоялось торжественное мероприятие в честь запуска первой совместной экспедиции Высшей школы экономики и института развития «Кавказ.РФ» в Северо-Кавказском федеральном округе в рамках проекта «Открываем Россию заново» президентской платформы «Россия — страна возможностей».
Презентация проекта «Студенческие экспедиции НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново» на ПМЭФ-2018. Видео
Проект студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» был запущен ВШЭ в 2017 году. Во время таких выездов группы студентов под руководством преподавателей отправляются в один из регионов России и разрабатывают проекты по его развитию. В 2017 году приоритетным для экспедиций регионом стала Воронежская область, в которую было организовано сразу пять студенческих экспедиций. Участники презентации коснулись двух из них — тех, что провели Школа дизайна и Школа культурологии.
«Городские» студенты на внегородском пространстве: исследование сельской жизни Костромской области
Студенты ВШЭ продолжают открывать Россию заново. Минувшим летом группа из семи студентов Вышки и двух студентов МГУ отправилась в Мантуровский район Костромской области, чтобы на примере здешних поселений исследовать социально-экономическое развитие сельских сообществ Ближнего Севера России.
Студенты ВШЭ откроют Россию заново
Студенческие экспедиции по России — это уже традиционная часть учебного процесса на некоторых программах ВШЭ. Однако в этом году решено сделать студенческие экспедиции в малые города России по-настоящему массовым явлением.