• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны


Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

В последнее десятилетие во всем мире бурно развиваются глобальные исследовательские университеты, главные задачи которых — включение страны в глобальные сети производства, распространение знаний и технологий. Однако этот усиливающийся тренд вызвал встречную реакцию — повышение внимания к роли вузов в национальной и локальной повестке.

Недавно в Калифорнийском университете в Беркли вышла книга «Флагманские университеты», авторы которой, исследователи из разных стран (в том числе, ученые Института образования НИУ ВШЭ) пришли к неожиданному выводу, рассказал Исак Фрумин. По их мнению, модель высшего образования, где есть только два полюса — глобальные исследовательские университеты и вузы, обеспечивающие массовую подготовку, — нежизнеспособна. Необходимо «опорное звено» — университеты, которые становятся флагманами региональной системы образования, играют важную роль в экономике, социальной сфере, культуре региона. Университет в Беркли позиционирует себя как флагманский университет Калифорнии, считая главной задачей не лидерство в рейтингах, а, прежде всего, развитие штата.

Одновременно в ОЭСР вышла серия публикаций о роли конкретных университетов в развитии регионов и городов, в том числе таких, где меньше миллиона жителей (Бильбао, Роттердама и других). Основной вывод — что в «здоровой» системе высшего образования, особенно в больших странах, вузы, играющие роль драйверов регионального развития, являются очень качественными. И эти вузы одновременно могут быть признаны на мировом уровне, как тот же университет в Беркли, — ведь каждый регион должен стремиться к повышению своей глобальной конкурентоспособности.

Однако условия существования этих вузов непростые. В ближайшее время будет выпущена совместная монография Института образования НИУ ВШЭ и Школы образования Стэнфордского университета, где анализируется структура управления высшим образованием в десяти крупных федеративных государствах. Оказывается, в России ситуация самая сложная. С одной стороны, наша федерация — самая большая в мире по количеству субъектов, с другой — у нас самая централизованная система управления высшим образованием в мире. В подчинении Минобрнауки России находятся более 250 вузов, еще столько же — в ведении других федеральных министерств. Следующая за нами страна с большим количеством федеральных университетов — Таиланд, но их там всего 90. В Китае более 2 тыс. университетов, но лишь 70 из них подчиняются федеральному центру.

У флагманских университетов разные миссии, полный перечень которых зависит от региона, но это всегда обучение, исследования и развитие среды (социальной, экономической, инновационной)

Для российской федеральной власти управление таким огромным числом подведомственных университетов — серьезный вызов. В Советском Союзе, где вообще не было региональных вузов, в управлении федеральными вузами на местах участвовали партийные организации, устроенные по территориальному принципу, — в каждом обкоме партии был отдел науки и высшей школы. Сегодня лишь в 20-30 регионах (например, в Томской области) есть орган государственной власти, отвечающий за высшую школу. Так что вопрос о совершенствовании организационно-структурных условий, позволяющих обеспечить связь вузов с региональной проблематикой, о налаживании управления со стороны региона, остается актуальным, и этому посвящены исследования Института образования ВШЭ.

Авторы книги «Флагманские университеты» считают, что такие университеты должны быть предприимчивы и автономны. Но в российских условиях возникают ограничения для автономии и региональных связей вуза. Исак Фрумин рассказал, что наблюдательный совет Томского политеха, членом которого он является, в основном решает вопросы не содержательные, а связанные с имуществом вуза. Но и они не решаются оперативно. Чтобы узаконить в федеральном министерстве, например, решение о списании имущества, нужно 8-10 месяцев, поскольку таковы процедуры.

У флагманских университетов разные миссии, полный перечень которых зависит от региона, но это всегда обучение, исследования и развитие среды (социальной, экономической, инновационной и проч.), считает Исак Фрумин. В советские годы в некоторых национальных республиках вузы специально создавались для поддержания или даже формирования национальной культуры. В современной России флагманские университеты есть во многих регионах — в их числе и классические (например, Костромской государственный университет, Кабардино-Балкарский государственный университет), и специализированные (Сибирский аэрокосмический университет).

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева предложила в российских реалиях называть такие университеты не флагманскими, а опорными, поскольку на них опирается развитие регионов. Она подчеркнула, что теперь, после самых разных проектов поддержки ведущих вузов — от приоритетного национального проекта «Образование» до проекта повышения международной конкурентоспособности 5/100 — государство обратило на них внимание. В 2016 году по итогам конкурса были определены 11 опорных вузов, формирующих «научные, производственные и социокультурные основы развития регионов». В феврале 2017 года было объявлено о второй очереди проекта, в которой войдут 19 вузов. В конкурсе могут участвовать вузы разного профиля, в том числе — впервые — педагогические.

Заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец заявила, что поддерживать и развивать конкурентные преимущества вузов нужно совместными усилиями федеральной и региональной власти. Вузы для регионов — не просто интеллектуальные центры, но и источники дохода, в некоторых городах это крупнейшие налогоплательщики. В последнее время региональные власти часто запрашивают разрешение на открытие на базе университетов медицинских и педагогических факультетов, и если решение этой задачи действительно необходимо региону и по силам вузу, получить такое разрешение несложно. Так что на запросы вузов правительство реагирует оперативно, считает вице-премьер. Она отметила также, что «экстерриториальность университета является важным условием его ценности для региона», поскольку вузы обеспечивают связь региона и национальной повестки.

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.