«Главный фокус — развитие»
О работе Проектно-учебной лаборатории ГУ-ВШЭ «Развитие университетов» рассказывает ее научный руководитель, исполняющий обязанности проректора Высшей школы экономики Исак Фрумин.
— Исак Давидович, какие задачи вы ставили перед собой, создавая эту лабораторию?
— Главное — нам хотелось бы привлечь к очень интересной теоретической и практической теме студентов, которые нередко «болтаются без дела». Начну с того, что лаборатория «Развитие университетов» создавалась как пространство научной коммуникации для обсуждения проблем в сфере высшего образования. К моменту создания лаборатории накопилась некая критическая масса исследовательских проектов по этой тематике. Среди них, к примеру, проект «Разработка Программы формирования научно-образовательного центра мирового уровня на базе Томского научно-образовательного комплекса», проект по инженерному образованию — «Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний», инициативные проекты по анализу сайтов университетов, проект по изучению ЕГЭ (поведение абитуриентов и выбор вуза). Проводились полевые исследования, писались научные отчеты, но на определенной стадии стало не хватать общего интеллектуального пространства, где мы могли бы обсуждать теоретические, исторические, практические и любые другие вопросы, касающиеся сферы высшего образования, где можно было бы обмениваться практическим опытом, приглашать экспертов в области образования, изучать их опыт.
Далее, пока еще российские университеты не выпускают специалистов, которые могли бы заниматься развитием сложных образовательных систем — университетов, инновационных кластеров. Поэтому одной из задач Лаборатории является воспитание квалифицированных аналитиков и консультантов из числа нынешних студентов, которые впоследствии, возможно, станут профессионалами в области управления и развития университетов. Студентов стали привлекать к работе значительно раньше, чем возникла сама Лаборатория, а первый семинар с участием студентов прошел 11 ноября 2009 года. По сути, от момента проведения первого семинара до момента институционализации Лаборатории как структурного подразделения ВШЭ прошло около полугода.
— Какие механизмы привлечения студентов в Лабораторию вы используете?
— Пока был только один набор прошлой осенью, мы разместили вакансии на интернет-портале ГУ-ВШЭ, поступило много заявок, мы взяли около половины из тех, кто подал заявки. Ребят попросили прислать свой лучший, по их мнению, аналитический текст — на любую тему. С каждым претендентом проводилось собеседование.
— В чем специфика деятельности вашей Лаборатории, ведь в Вышке в сфере образования ведут исследования несколько научных подразделений?
— Главный фокус Лаборатории — развитие университетов, что подразумевает не только научную, но и консультационную, проектную деятельность, для которой недостаточно только исследовательских навыков. Деятельность по развитию университетов специфична, заказчиками могут выступать как непосредственно университеты, так и внешние по отношению к ним структуры. Независимо от того, кто является заказчиком, вести коммуникацию с университетскими руководителями по поводу развития — это тяжелая задача, так как они очень часто критично настроены и консервативны. Поэтому навыки для осуществления контактов с заказчиком необходимо специально развивать, они включают в себя собственно коммуникативные навыки, понимание целей заказчика, умение переводить требования и просьбы заказчика в исследовательские и аналитические процедуры, а потом в рекомендации заказчику на его языке.
— А если подробнее, какие еще компетенции получают студенты в процессе работы в Лаборатории?
— В первую очередь, это способность анализировать комплексные и сложные объекты. Университет, как пирог, имеет много разных слоев, и все они друг с другом взаимосвязаны, изучая его, исследователь вырабатывает умение учитывать комплексность факторов. Что еще может пригодиться — это умение проводить исследования. Для многих студентов Лаборатория становится первой площадкой практического применения исследовательских навыков и работы в «поле». К примеру, в рамках семинара мы организовали выезд со студентами в социологическую экспедицию в Тверской государственный университет.
Мы разбились на три группы, вооружились списком исследовательских вопросов и четкими заданиями. Были разработаны интересные легенды для каждого участника проекта: кто-то переводится в университет, кто-то поступает в магистратуру, кто-то собирается наниматься преподавателем, то есть мы играли роли людей, которые еще не включены, но собираются включиться в жизнь вуза. В итоге посетили лекции и семинары по различным предметам, поговорили со студентами, побывали в общежитиях. Для ребят это был первый опыт так называемого включенного наблюдения, а нам было интересно посмотреть, как они в него вживаются, как определяют для себя приоритетность подобного рода деятельности.
— Кроме подобных экспедиций, какие еще форматы работы используются в лаборатории?
— Основная активность в лаборатории приходится на работу в проектах. Не менее важен, однако, еженедельный семинар, который предполагает три вида деятельности. Первый — работа с текстами: мы читаем тексты по истории университетов, философские и социологические работы. Удивительно, но студентам интересны достаточно сложные тексты. Наши молодые коллеги, конечно, «закопались» в тексте Дерриды «Университет глазами питомцев», разговор шел сложно, а вот обсуждение текстов Ортега-и-Гассета «Миссия университета» прошло «на ура», получилась очень интересная дискуссия. Часто на семинаре обсуждаются актуальные события и проблемы развития университетов в целом, например, кто-то прочитал интересную новость, или в Вышке что-то происходит. В дальнейшем такие дискуссии могут стать основой для формирования слаженной аналитической или экспертной команды в области развития университетов, которая способна, проанализировав проблему, выдать определенные рекомендации. Часть времени на семинарах отводится обсуждению проектов, которые ведутся на сегодняшний день участниками лаборатории, их исследовательских планов. И третий формат — это приглашение гостей, практиков и теоретиков в сфере образования. Первый наш гость ординарный профессор Симон Гдальевич Кордонский, у которого мы выясняли его взгляды на развитие Академии наук, расспрашивали об опыте полевых экспедиций. Затем мы приглашали Джошуа Холи, профессора Университета Огайо (США), приехавшего в Вышку для проведения исследований и преподавания курса по образовательной политике на факультете государственного и муниципального управления. Нам удалось зазвать к себе на разговор ректора Московской высшей школы социально-экономических наук Теодора Шанина.
— Подводя итоги шести месяцев работы Лаборатории, чем вы довольны, есть ли проблемы, и какие задачи вы ставите для себя?
— Начнем с проблемных зон: тяжело включать студентов в те проекты, которые уже запущены и изначально не предполагали режимов участия студентов, особенно тех, что не имеют опыта участия в исследованиях. Поэтому для проектов, которые только запускаются, мы специально при обсуждении предполагаем те режимы, которые позволят студентам полноценно включиться в работу, где их участие будет наиболее плодотворным — и для нас, и для них. Остальные результаты «неосязаемы», они пока не выражены в текстах, но, скажем, есть ощущение, что дискуссии становятся глубже.
Радует, что постепенно у нас сложилась команда. И то, что в нее входят студенты, для которых тематика исследований стала важной, и это — главное. Видно, что, строя свои жизненные траектории, например, выбирая темы дипломных работ, они учитывают существование Лаборатории. На рынке консалтинга по развитию университетов существуют и другие площадки, которые позиционируют себя как экспертные сообщества. В стенах ГУ-ВШЭ это, возможно, не сильно ощущается, но по мере приближения к заказчику чувствуется, что конкуренты есть. Поэтому одна из главных задач на перспективу — показать, что наша группа может качественнее и интереснее сделать тот или иной проект. И если мы говорим о проектно-учебных лабораториях как о командах, которые работают с заказчиком на реальном рынке, то у нас есть бизнес-задача — добиться доминирующего положения на этом рынке.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Пожертвовать на университет
Десятки вузов в России имеют свои эндаументы — фонды целевого капитала. И хотя большинство таких вузов расположены в Москве и Санкт-Петербурге, есть примеры и в отдаленных регионах. Один из них — Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ).
«Мы предложили преподавателям простой и комфортный способ реализации проектов»
2 мая вступило в силу новое Положение о порядке создания и деятельности проектно-учебных групп (ПУГ) в НИУ ВШЭ, согласно которому отменены конкурсные процедуры на создание ПУГ и принцип софинансирования их деятельности со стороны университета. Об этом — в интервью Марины Ступниковой, начальника отдела организации инновационных проектов управления инновационной деятельности ВШЭ.
Студенты — клиенты или собратья по университетскому сообществу?
15 мая на семинаре Института развития образования ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» с докладом «Является ли университет общественным благом?» выступил председатель национальной комиссии ЮНЕСКО (Великобритания), заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Политическая экономия образования» Ноттингемского университета Джон Морган.
Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение, 2012
Монография посвящена корпоративной культуре российских профессоров первой половины XIX века.
Контракты в академическом мире / сост. и науч. ред. М. М. Юдкевич. М.: НИУ ВШЭ, 2011
Издание знакомит читателя с текущим состоянием теории контрактов применительно к академическому рынку труда как на основе теоретических работ, которые рассматривают академические контракты в рамках традиционной контрактной теории, так и на основе работ, которые анализируют отдельные национальные образовательные системы и типичные для них контракты.
Казус Ильи Яшина
18 ноября ряд средств массовой информации растиражировал слова члена бюро движения «Солидарность» Ильи Яшина, будто Санкт-Петербургский филиал ВШЭ «принял решение отменить все встречи студентов с оппозиционными политиками в преддверии выборов».
«Студенты могут участвовать в реальных проектах»
В Высшей школе экономики проведен очередной мониторинг студенческой жизни. В частности, у студентов выясняли, насколько им интересно участие в научной работе подразделений университета. Комментирует проректор ВШЭ Мария Юдкевич.
Дискуссионный клуб с Александром Лебедевым
2 февраля на первой в новом году встрече дискуссионного клуба Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики Высшей школы экономики выступил Александр Лебедев — бизнесмен, политик, владелец "Новой газеты" и нескольких других печатных СМИ.
Созданы новые проектно-учебные группы
В Высшей школе экономики приступают к работе новые проектно-учебные группы. Такие коллективы преподавателей, исследователей, аспирантов и студентов создаются в университете уже в четвертый раз. Группы позволяют студентам и аспирантам применить теоретические знания на практике, в реализации бизнес-проектов.
Университеты и города: развивая традиции
В ноябре в Высшей школе экономики прошла презентация книги «Университет и город в России (начало XX века)», организованная Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ им. А.В. Полетаева.