• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для студентов ВШЭ Институт Конфуция сделал исключение

В сентябре три студента факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики отправятся на годичную стажировку в Цзилиньский университет (Китай).

В июне в Вышку пришло сообщение: три студента смогут отправиться в Цзилиньский университет на год для изучения китайского языка, литературы и культуры. Предыстория такова. В марте советник проректора ГУ-ВШЭ Нина Боревская принимала участие в научной конференции в Цзилиньском университете в Китае. Разумеется, такую возможность нельзя было не использовать для встреч и переговоров по развитию международного сотрудничества. В структуре Цзилиньского университета действует Колледж по изучению Северо-Восточной Азии, активно занимающийся и российскими исследованиями. С коллегами из этого Колледжа, в частности с его директором профессором Чжу Сяньпином, поддерживает контакты директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко. Он, кстати, — почетный профессор Цзилиньского университета. «По его рекомендации Нина Ефимовна встречалась и с профессором Чжу Сяньпином, и с директором Отдела международного сотрудничества и обменов университета Лю Дэбином и его заместителем Чжан Гуанцуй, — рассказывает Марина Баталина, начальник управления развития международной деятельности ГУ-ВШЭ. — Китайские коллеги проявили заинтересованность в обмене студентами и преподавателями. Скажем, они выразили готовность выделить 1–2 стипендии студентам нашего университета для изучения китайского языка (в рамках программы стипендий Института Конфуция, при условии, разумеется, если заявки наших кандидатов будут соответствовать требованиям конкурса). А во время самой стажировки китайская сторона готова предоставить нашим студентам возможность общения с экономистами и знакомства с местной экономикой. Получилось так, что первые шаги по пути академических обменов с Цзилиньским университетом удачно совпали с конкурсом стипендиальной программы Института Конфуция».

Когда необходимо отправить студентов на длительную стажировку за рубеж, возникает ряд трудностей. По словам Натальи Винокуровой, помощника декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ по международной деятельности, основная проблема заключается в том, что процедура оформления статуса студента на этот период не проработана. «По существу, у нас имеется два варианта: либо переводить на индивидуальный график обучения, либо отправлять в академический отпуск. Студенты, естественно, переживают, смогут ли по возвращении справиться с нагрузкой и выполнить индивидуальный учебный план. Это — одна из проблем, сдерживающих развитие международной студенческой мобильности. Получается так, что поездка на стажировку — это всегда свободный личный выбор студента».

Цзилиньский университет — большой вуз, в котором могут стажироваться люди от 18 до 55 лет по программам изучения языка, организуемым Институтом Конфуция. «Нам интересно сотрудничество не только со столичными, известными всем вузами, как Пекинский или Шанхайский университеты, но и с региональными, активно развивающимися, — продолжает Наталья Винокурова. — Китайцы стремятся к сотрудничеству с нами, они забросали письмами с предложениями, в том числе по организации летних школ, по обмену студентами и преподавателями. Сейчас на факультете мировой экономики и мировой политики 90 студентов изучают китайский язык, поэтому для нас стажировки в Китае не роскошь, а необходимость».

Обязательным требованием к кандидатам являлось базовое знание китайского языка. На факультете мировой экономики и мировой политики был организован предварительный отбор кандидатов, по результатам которого три заявки отправили в Цзилиньский университет. Несмотря на предварительное решение выделить для студентов ГУ-ВШЭ только одну или две стипендии, по итогам конкурсного отбора все три наших кандидата — Алена Зудкова, Дмитрий Стиран и Макар Цуркан — были удостоены стипендии Института Конфуция для обучения в Цзилиньском университете. Там ребята в течение одного учебного года будут изучать китайский язык и литературу (без присуждения степени) и, по возможности, посещать занятия в Экономической школе университета.

«Для отправки студентов в Китай мы собирали информацию от преподавателей языковых дисциплин, — рассказывает Андрей Селезнев, доцент кафедры иностранных языков факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ. — Конечно, это лучшие студенты. Они хорошо показали себя в успеваемости и проявили особый интерес к Китаю, к его языку и культуре. По моему опыту (а я уже практически 35 лет преподаю китайский язык в разных вузах), для некоторых студентов встреча с Китаем оказывается культурным шоком: это другая система ценностей, которая значительно отличается от нашей. Более того, тысячелетнюю культуру Китая не каждый способен принять. Часть студентов, изучавших китайский язык три-четыре года здесь, в России, попав в Китай, не могла понять и принять увиденное. Возвратившись, они говорили, что не смогут работать там».

В последние годы китайское руководство делает многое, чтобы жители Поднебесной воспринимали европейскую культуру, и чтобы к китайской культуре развивался интерес во всем мире. «Эти студенты — Дима Стиран, Макар Цуркан и Алена Зудкова, — я уверен, станут отличными китаистами, — продолжает Андрей Селезнев. — У нас можно получить хорошую базу: основы языка, речевого этикета и так далее. А потом надо отправляться на стажировку, чтобы был рывок. Этим ребятам поездка может дать много полезного. И Макар, и Дима, хотя и второкурсники, очень серьезные, мотивированные студенты. Алена Зудкова уже закончила четвертый курс и сдала экзамен по китайскому языку. Раньше у нее не было возможности поехать на стажировку, а вот теперь появилась».

Программа Института Конфуция нацелена на распространение знаний о китайской культуре, философии, на изучение китайского языка за рубежом. В 90 странах есть представительства Института Конфуция, в том числе и в нескольких городах России.

Студенты Высшей школы экономики, отобранные для прохождения программы, поделились с корреспондентом портала своими впечатлениями и ожиданиями.

Дмитрий Стиран, студент второго курса факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ:

Дмитрий Стиран
Дмитрий Стиран
— В марте я узнал о том, что проводится конкурс. Мы подали свои заявки. Затем были двухмесячные мучительные ожидания, а потом мы узнали, что победили. Поначалу были смешанные чувства, потому что отъезд в другую страну — серьезный шаг в жизни, способ понять, чего ты в жизни хочешь и можешь. Вообще-то, повысить уровень владения языком — это, как мне кажется, не самое главное. Хорошо выучить язык, конечно, здорово. Без знания культуры другой страны нельзя быть специалистом в мировой экономике и мировой политике. Владея языком, лучше понимаешь коллег из других стран, становишься успешнее в коммуникациях, а следовательно, — более классным специалистом. Это большой плюс. Но важно еще и стать самостоятельнее. Там это получится быстрее. Кроме того, надо понять для себя, что интереснее: экономика, финансы или языки.

Макар Цуркан, студент 2 курса факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ:

Макар Цуркан
Макар Цуркан
— Если бы не помощь Марины Леонидовны Баталиной и Натальи Андреевны Винокуровой, мы вряд ли бы сумели оформить все как следует. Самое же трудное во всем этом — ожидание. Подав заявки еще в марте, окончательное решение Цзилиньского университета мы узнали лишь в июне.

Моя реакция не была однозначной, как и мое отношение к этому конкурсу в принципе. С одной стороны, это уникальная возможность улучшить свой китайский, изучить культуру страны, которая мне так интересна, и я не должен упускать этот шанс. Но с другой стороны, я покидаю семью, друзей и коллег на целый год... У меня, конечно, есть опыт подобных поездок: в 12 лет я уезжал в Великобританию, владея английским языком на таком же уровне, на каком сейчас китайским. Но та поездка длилась всего лишь месяц, а эта — целый год. Наверное, это станет не самым простым испытанием.

Большую часть своего времени в Китае буду изучать язык, а в свободное время хотелось бы путешествовать по стране, знакомиться с ее культурой непосредственно. Также я ожидаю встретить много интересных людей, расширить круг своих иностранных друзей.

Алена Зудкова, студентка 4 курса факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ:

— В Цзилиньский университет отправили три заявки, но обещано было всего две стипендии на обучение. Мы думали, что будет обидно, если кто-то из нас троих не поедет. Каждый, естественно, не сомневался в своей победе. Но когда мы получили известие, что едем втроем, радость была и за себя, и за друзей.

Я решилась на стажировку, потому что везде для работы в компаниях, где необходимо знание китайского языка, требуют, чтобы соискатель хотя бы год стажировался в Китае. Несмотря на то, что уже сдала госэкзамен по китайскому и оценки мне не нужны, все-таки хочу улучшить степень владения китайским, повысить разговорные навыки и понимание устной речи носителей. Ну и получить знакомства, связи для будущей работы. А еще планирую там поработать. Не боюсь совмещать все это, потому что справляться со сложностями научилась.

Подробнее о Цзилинском университете

Цзилиньский университет — один из ведущих китайских университетов, подчиняющийся Министерству образования КНР. Является участником национальных проектов «211» и «985».

По первому проекту были отобраны вузы для подготовки элитных специалистов, призванных осуществлять национальные программы развития экономики и социальной сферы. Включение университета в список означает соответствие международным требованиям, качеству преподавательского состава, техническим стандартам подготовки специалистов. В настоящее время на вузы, участвующие в проекте, приходится 4/5 всех докторов наук Китая, 2/3 аспирантов, половина иностранных студентов. Эти вузы готовят студентов практически по всем специальностям, «контролируют» 96 процентов научных лабораторий, на них приходится 70 процентов всех бюджетных ассигнований на высшее образование и науку.

Основная цель проекта «985» — в сотрудничестве с правительствами провинций страны вывести на мировой уровень несколько ведущих университетов Китая.

В Цзилиньском университете 39 факультетов, располагающихся в 8 кампусах. Обучение ведется по философии, экономике, юриспруденции, педагогике, литературе, истории, естественным и техническим наукам, агрономии, медицине и менеджменту. Вуз основан в 1946 году, расположен на северо-востоке Китая в городе Чанчунь, столице провинции Цзилинь. В состав университета входит более ста научно-исследовательских институтов и лабораторий, в том числе пять ключевых лабораторий национального уровня, семь ведущих лабораторий, финансируемых министерством образования, и одиннадцать — спонсируемых другими китайскими министерствами. Университет предлагает 15 бакалаврских, 192 магистерские, 105 докторских программ и 17 программ для обладателей докторской степени.

В Цзилиньском университете обучается 60 тысяч студентов и работает около 6 тысяч преподавателей, из которых 14 являются членами Академии наук Китая и Китайской инженерной академии. Вуз сотрудничает со 130 университетами, колледжами и исследовательскими институтами в 40 странах.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

МИЭМ ВШЭ и Нанкинский университет обсудили совместные проекты в области инженерных наук

Развитие сотрудничества в области инженерных наук стало ключевой темой в ходе очередного визита делегации Нанкинского университета (Nanjing University) в Высшую школу экономики. В этот раз гостей принималМосковский институт электроники и математики имени А.Н. Тихонова (МИЭМ) НИУ ВШЭ.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

Вышка договорилась о более тесном сотрудничестве с ведущими университетами Китая

Делегация НИУ ВШЭ совершила рабочий визит в КНР, посетив ведущие университеты страны в городах Ханчжоу, Нанкин и Шанхай. В Китай отправились представители нескольких подразделений Вышки: Международного института экономики и финансов, факультета компьютерных наук, факультета географии и геоинформационных технологий, Института образования и Управления международного партнерства НИУ ВШЭ. В каждом из вузов обсуждения касались расширения взаимодействия по уже имеющимся направлениям сотрудничества, а также поиска и создания новых инициатив и проектов.

Вышка и Пекинский институт математических наук и приложений подписали соглашение о сотрудничестве

Высшая школа экономики совместно с китайскими партнерами будут реализовывать научный проект «Геометрия и физика», победивший в проведенном ВШЭ конкурсе «Международное академическое сотрудничество». От НИУ ВШЭ действует Международная лаборатория зеркальной симметрии и автоморфных форм. Пекинский институт математических наук и приложений (BIMSA) представлен группой известных математиков, включая обладателей Филдсовской премии.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

Новые возможности: Вышку посетила делегация китайского университета SWUFE

В конце мая в МИЭФ ВШЭ состоялся визит делегации Исследовательского института экономики и менеджмента Юго-Западного финансово-экономического университета (RIEM SWUFE), Китай. Делегацию возглавляла декан вуза, профессор Дун Янь. Стороны договорились о сотрудничестве по реализации бакалаврской программы двух дипломов в области экономики и финансов, обсудили возможности развития сотрудничества в области магистратуры, научно-исследовательской деятельности, проведения совместных научных мероприятий, обменов, летних школ.

«Этот ответственный день будет вписан в историю Школы иностранных языков»

В конце декабря в Школе иностранных языков НИУ ВШЭ впервые прошла защита студенческих проектов с участием партнеров из индустрии — представителей крупных компаний и организаций. Свои работы членам экспертной комиссии презентовали учащиеся 3–4-го курсов образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация».

НИУ ВШЭ открыл англоязычный сайт по стратегическому развитию университета

Инициативы и возможности в рамках стратегического развития Вышки теперь доступны для иностранных коллег: Дирекция программы развития запустила англоязычный сайт о реализации интегрированной программы развития НИУ ВШЭ. Новый сайт представляет собой точку входа для иностранных партнеров и студентов и содержит актуальную информацию о приоритетах, целях и задачах стратегического развития НИУ ВШЭ, а также удобную навигацию по каждому из ключевых направлений развития Вышки.

«Мы заявляем о состоявшемся импортозамещении инструментов оценки уровня владения иностранным языком»

В Школе иностранных языков НИУ ВШЭ подвели итоги первого года работы национальной системы сертификационного тестирования по иностранному языку «Лингвотест». О ее запуске совместно с ФГБУ «Росаккредагентство» и ГК «Просвещение» ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов объявил в ноябре 2022-го, а в декабре прошлого года состоялась первая сессия тестирования.

«С китайскими коллегами у нас общий подход к решению современных вызовов»

Делегация Высшей школы экономики под руководством проректора Виктории Пановой в ходе визита в Китай договорилась о продлении соглашений о сотрудничестве с Университетом Фудань и Восточно-Китайским педагогическим университетом (ВКПУ). Особое внимание было уделено расширению академической мобильности студентов и преподавателей между университетами.