• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать»

20-27 августа в учебном центре «Вороново» впервые прошла Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) для ребят, закончивших 8-10 классы. Занятия были построены так, чтобы историкам и филологам было интересно учиться вместе, а в интеллектуальные игры после учебы втягивались даже закоренелые интроверты.

Участники ЛИФШ приехали из 20 регионов России. 57 школьников слушали лекции ведущих преподавателей факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, общались со студентами Вышки, пели под гитару и рассказывали друг другу любимые стихи.

«Этот проект возник на основе опыта Летней лингвистической школы, — рассказывает директор ЛИФШ, замдекана факультета гуманитарных наук Владимир Файер. — Лингвисты проводят ее уже давно, с 1992 года, причем этим летом она впервые прошла в УЦ «Вороново». Этот формат очень популярен не только среди школьников: студенты и даже преподаватели соревнуются за право участвовать в летней лингвистической школе. Мне показалось, что стоит создать аналогичную школу для историков и филологов. Но между проектами есть и отличия: если лингвистическую школу в этом году совместно проводили Вышка и Политехнический музей, то ЛИФШ — проект исключительно нашего университета, сделанный гуманитариями в сотрудничестве с Дирекцией по профориентации и работе с одаренными учащимися».

Состав лекторов историко-филологической школы украсил бы программу солидной международной конференции: перед школьниками выступили ординарные профессора НИУ ВШЭ Андрей Немзер и Олег Воскобойников, PhD Тартуского университета Константин Поливанов, лауреат премии «Просветитель» Сергей Иванов. Однако подбирались преподаватели ЛИФШ не столько по «звездному» принципу, сколько исходя из готовности разговаривать со школьниками. Судя по анонимному анкетированию участников, провальных лекций не было. Иногда сказанное вызывало такой интерес, что ребят, обступивших преподавателя после занятия, просили разойтись, чтобы следующий лектор мог начать выступление.

Не всем одаренным детям легко сходиться со сверстниками; общаться с книгами им иногда комфортнее, чем с окружающими людьми. Мы специально думали об этом, создавая неакадемическую часть программы

Организаторы просили преподавателей строить лекции так, чтобы они были интересны как историкам, так и филологам. После обеда школьники должны были посетить два семинара по выбору: параллельно шли два или даже три занятия. Это позволяло преподавателям предлагать более специальные темы, а школьникам проявлять свои филологические или исторические увлечения.

«Интересные лекции — это только половина дела, — уточняет преподаватель Школы филологии, член оргкомитета ЛИФШ Наталия Самохвалова. — Не менее важна атмосфера взаимного уважения и доверия. Не всем одаренным детям легко сходиться со сверстниками; общаться с книгами им иногда комфортнее, чем с окружающими людьми. Мы специально думали об этом, создавая неакадемическую часть программы нашей школы: в играх можно было активно участвовать или просто посмотреть со стороны, постепенно втягиваясь в происходящее. Кажется, это сработало. К концу школы даже интроверты начали непринужденно общаться».

Особая роль принадлежала студентам. Они не только выполняли обязанности кураторов и организовывали игры, но и вели некоторые занятия. Например, студенты образовательной программы «История» Олег Баженов и Нияз Галявиев подготовили семинар «Нешкольная история СССР», а затем организовали просмотр и обсуждение фильма «1 мая». «Меня просто поразило, насколько тщательно студенты готовили семинары, — говорит преподаватель истории лицея НИУ ВШЭ, член оргкомитета ЛИФШ Ксения Баранова. — А интерес со стороны школьников свидетельствовал о том, что эти усилия были не напрасны».

Организаторы сочли первый опыт проведения историко-филологической школы успешным и планируют сделать ее ежегодной. Регистрация на ЛИФШ–2017 начнется на сайте Вышки в апреле.

 

Ирина Анисимова, 9 класс, г. Чебоксары

Больше всего мне понравилась та непринужденная дружеская атмосфера, которая царит на Летней школе. Лекции и семинары были для меня новым форматом, выделить могу семинары, посвященные античной поэзии. Игры, наверное, не могу никакие отметить, потому что вообще я не азартный человек. Но если говорить об участии, то они все мне понравились.

 

Полина Негуляева, 10 класс, г. Екатеринбург

Мне понравилось всё, но, может быть, что-то на данном этапе своего развития я не могла в полной мере оценить. Лекции, которые касались вещей из школьной программы — Жуковского, «Ревизора», «Горя от ума» и «Евгения Онегина» — произвели наиболее сильное впечатление, потому что очень сильно перевернули понимание. Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать.

Игра, посвященная 1826 году, была очень сильной, потому что там была огромная образовательная составляющая. Это даже немножко гениально.

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.