«Здесь собрались дети, которых нужно заставлять отдыхать»
С 12 по 25 августа в Липецкой области прошла очередная Летняя экономическая школа «I Love Economics» для выпускников 8-10 классов, интересующихся экономикой. Ее участники — около 200 школьников из разных регионов России и ближнего зарубежья, организаторы — НИУ ВШЭ, Молодежная бизнес-школа Липецка и портал «Экономика для школьников» (ILoveEconomics.ru).
История Летней экономической школы (ЛЭШ) началась в 2009 году, когда руководитель Молодежной бизнес-школы Липецка Андрей Корчагин пригласил выпускника факультета экономики ВШЭ Данила Федоровых прочитать лекцию в летнем лагере для воронежских и липецких школьников. В последующие годы здесь стали читать лекции и другие преподаватели ВШЭ. Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ и портал ILoveEconomics.ru (он предназначен для школьников, начинающих изучать экономику) вошли в состав организаторов, участвовать в ЛЭШ стали и школьники из других регионов, появился конкурс. За все годы в ЛЭШ побывали более тысячи детей.
Поначалу школа проводилась в загородном детском лагере с удобствами во дворе, и программа формировалась стихийно, вспоминает Данил Федоровых, ныне старший преподаватель Департамента теоретической экономики ВШЭ, зампредседателя жюри Всероссийской олимпиады по экономике и руководитель ЛЭШ. Что именно рассказывать школьникам, какие задачи предлагать, каждый лектор определял на свое усмотрение. С 2015 года ЛЭШ переместилась на более комфортную площадку — базу отдыха «Чайка» с коттеджами в сосновом лесу на берегу Дона, и программу стали планировать заранее.
Главная цель школы — подготовить детей к участию в олимпиадах по экономике и поступлению в лучшие вузы страны. Кроме того, ЛЭШ — это еще и отдых, общение детей со схожими интересами. В этом году конкурс в ЛЭШ составил около 2 человек на место. При отборе оценивается не столько опыт участия в олимпиадах, сколько мотивация и желание учиться.
Чему здесь учат?
В ЛЭШ можно выбрать одну из двух программ — олимпиадную или профориентационную. Олимпиадная программа рассчитана на тех, у кого есть хорошая база экономических знаний и опыт участия в олимпиадах (формируется даже отдельная группа порядка десяти человек для тех, у кого этот опыт особенно велик). Профориентационная программа попроще, но все равно подразумевает наличие первоначальных представлений об экономике.
В олимпиадной программе — пять обязательных разделов: математика для экономических задач, микроэкономика, макроэкономика, теория игр и финансовая грамотность. По этим разделам «штатные» преподаватели ЛЭШ — Александр Челеховский, Алексей Суздальцев, Андрей Бремзен и другие — читают лекции в первой половине дня.
В такой аудитории приятно читать лекции: вопросы только по делу, на поддержание дисциплины вообще не отвлекаешься
Во второй половине дня проводятся мастер-классы по выбору, и здесь возможны самые разные темы — на экономике ЛЭШ не зацикливается. Андрей Корчагин — известный липецкий бизнесмен, представитель регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей — проводит мастер-классы по предпринимательству. Максим Маркин — преподаватель Департамента социологии ВШЭ — читает лекции по экономической социологии. «Моя задача — показать школьникам, увлеченным экономикой, что существует другой взгляд на изучение и анализ привычных им явлений, — считает он. — Ведь даже в олимпиадных группах не все дети уверены, что хотят стать экономистами».
В этом году с мастер-классами в ЛЭШ выступили руководитель Департамента психологии ВШЭ Василий Ключарев, профессор ВШЭ Константин Сонин*, известный научный журналист Ася Казанцева, профессор МИЭФ Алексей Белянин, другие известные лекторы, в том числе иностранные. Мастер-классы для посещения необязательны — в это время можно решать задачи или, например, играть в волейбол, но посещаемость зависит от авторитета и мастерства лектора. Например, Константин Сонин* собирал на свои лекции почти весь поток.
Василий Ключарев:
Пожалуй, ЛЭШ — это единственная школа в стране, где ребятам так подробно рассказывают о нейроэкономике, о том, как наш мозг принимает экономические решения. На мой взгляд, для будущих экономистов важно иметь представление о переднем крае их науки, потому что мы не знаем, с чем мы столкнёмся в будущем. Возможно, через десять лет, когда они станут настоящими экономистами, это войдет в стандарт экономического образования.
В ЛЭШ есть своя информационная система — зайдя в интернет, участники могут регистрироваться на мероприятия, строить свое расписание. В системе есть интернет-банк с игрушечной валютой HS€: у каждого участника есть стартовая сумма, и он может ее увеличивать, например, помогая вожатым или успешно участвуя в различных играх и вечерних мероприятиях. В последние дни работы школы состоялся аукцион, где за HS€ можно было купить книги, сувениры и толстовки с университетской символикой.
Как здесь учат?
Особенность обучения в ЛЭШ заключается в том, что школьники не просто слушают лекции, но и интенсивно решают экономические задачи. Ежедневно каждый участник получает листки с задачами, решает их и сдает устно (считается, что подобный метод обучения используют только математики, но, оказывается, и экономисты не отстают). «С детьми обязательно нужно разговаривать, обсуждать решение задачи, — считает Данил Федоровых. — Только так можно задать уточняющие вопросы и понять ход мысли».
Чем больше задач решил участник, тем проще ему сдать зачет по итогам школы. Принимают решения учебные ассистенты — студенты ВШЭ и РЭШ, которых для работы в ЛЭШ приглашают преподаватели.
Раньше мы могли допоздна «мучить» ассистентов, сдавая задачи, а в этом году разбор прекращался после 21.00, потому что приходил Данил Федоровых и говорил, что столько учиться нельзя
Иногда к учебным ассистентам выстраивается очередь из желающих сдать задачи — в ЛЭШ ходят легенды об очереди в 100 человек и о ночных бдениях над особо сложными задачами. «Иногда, действительно, приходится подождать, но это время можно потратить с пользой, — говорит учебный ассистент Надежда Котова, выпускница совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ этого года. — Еще порешать задачи, обсудить решения или отдохнуть, поиграть во что-нибудь. Я, например, специально принимаю задачи рядом с настольным теннисом, в перерывах и сама играю».
Если учебный ассистент видит, что школьники плохо справляются с определенным типом задач или задачами на конкретную тему, он может сам провести дополнительные занятия во второй половине дня — чтобы ликвидировать пробелы. Так, например, ассистент Степан Алексеенко устроил дополнительные занятия по теории игр — по мнению участников, самому сложному разделу из программы ЛЭШ этого года.
Вместе с вожатыми учебные ассистенты организуют досуг детей. Рассказывают о своей учебе в Вышке, помогая определиться с предпочтениями и сориентироваться в многообразии вышкинских образовательных программ. Для них самих это тоже полезный опыт — был случай, когда учебный ассистент познакомилась за обедом с Константином Сониным*, и тот согласился стать ее научным руководителем.
Кого здесь учат?
Сертификат ВШЭ об окончании ЛЭШ, который получают школьники, не дает никаких преимуществ при поступлении в вузы, тем более ни на что не влияет итоговый балл по результатам итогового зачета. Однако среди участников ЛЭШ жесткая конкуренция, и для получения высокого балла они, как правило, стремятся решить как можно больше задач. «Это неудивительно — ведь они приезжают сюда учиться и достигать результатов, — говорит старший преподаватель Департамента теоретической экономики ВШЭ Александр Челеховский. — В такой аудитории приятно читать лекции: вопросы только по делу, на поддержание дисциплины вообще не отвлекаешься». «Иных школьников нужно заставлять учиться, а наших слушателей, наоборот, нужно заставлять отдыхать», — добавляет Максим Маркин.
«У них очень разносторонние интересы, — считает Алексей Суздальцев, аспирант Стэнфорда, автор задач Всероса по экономике, также известный в Вышке своим музыкальным талантом. — Я попросил настроить для себя пианино, и оказалось, что на нем играют очень многие дети, мы устраивали фортепианные вечера». В этом году в ЛЭШ выступали с мастер-классами на английском иностранные профессора, и большинство детей понимало их без дополнительной подготовки.
Константин Сонин*:
Работа организаторов этой школы необычайно важна, потому что исторически в нашей стране нет никакого опыта работы с детьми, которые интересуются общественными науками. Это не первый опыт, но очень важный и, на мой взгляд, очень успешный, и я изо всех сил пытаюсь это поддержать.
«Дети у нас уникальные, — подтверждает Надежда Котова. — Они готовы потратить полмесяца драгоценных каникул на тяжелый труд». Сама Надежда первый раз приехала в ЛЭШ летом после 10 класса и потом весь год встречалась с товарищами по школе на различных олимпиадах по экономике. Поступив в Вышку, в качестве учебного ассистента она работала в ЛЭШ ежегодно, начиная с первого курса. В новом учебном году, получив полную стипендию, уезжает в Стэнфорд на программу PhD.
Яна Коротова, 11 класс, Физико-технический лицей, г. Якутск
В ЛЭШ я приехала второй раз — мне очень нравится экономика, хочу ее профессионально изучать. ЛЭШ помогает готовиться к олимпиадам — в прошлом году стала призером на олимпиадах «Высшая проба» и «Сибириада», а теперь надеюсь взять хотя бы призовое место на заключительном этапе Всероса.
Лекции о мирокоэкономике и об особенностях работы фирмы нам второй год читает Алексей Суздальцев — в прошлом году кое-что не поняла, запоминала материал механически, а в этом году удалось вникнуть во все, что он рассказывал, много задач решила на тему работы фирмы. Занятия по макроэкономике вел Александр Челеховский — вот здесь сразу было все понятно, хотя информации много и она развернутая, тоже сразу ее применяла при решении задач. В этом году дисциплина в ЛЭШ стала строже: раньше мы могли допоздна «мучить» ассистентов, сдавая задачи, а в этом году разбор прекращался после 21.00, потому что приходил Данил Федоровых и говорил, что столько учиться нельзя.
ЛЭШ мне нравится тем, что мы каждый день получаем новые знания — записываем лекции, решаем задачи. Здесь я вижу уровень других ребят, у кого-то он выше моего, но я понимаю, что этого уровня можно достичь и даже превзойти. Надо, прежде всего, много заниматься самостоятельно.
У нас в Якутии олимпиадная экономика развита не очень хорошо — в своем лицее я даже сама иногда выступаю в роли преподавателя. В будущем хочу работать в университете, заниматься наукой и готовить школьников к олимпиадам. Если удастся поступить в Вышку, хотелось бы приезжать ассистентом на летние школы.
Егор Кузеняткин, 11 класс, г. Уральск (Казахстан)
О ЛЭШ я узнал случайно — в поезде, когда возвращался домой с республиканского этапа олимпиады Казахстана по экономике. Одиннадцатиклассник, который ехал с нами в вагоне, сказал, что в России проводится такая летняя школа, но он там не может участвовать из-за возраста (последний шанс — летом после окончания 10-го класса) и посоветовал нам обязательно туда попасть. Мы сразу зашли в интернет, поняли, что школа отличная, проводится в хорошем месте. Потом я рассказал о ней родителям, они одобрили, тем более что в тот момент я еще не определился с профессией.
Оставил на сайте заявку, прошел конкурс — и вот теперь я здесь! Меня записали в отряд, который занимается по профориентационной программе. Думаю, это связано с пунктом анкеты, где я писал, что еще не определился с будущим направлением подготовки, к тому же у меня пока нет опыта участия в российских олимпиадах по экономике, а там задания отличаются: в Казахстане делается упор на теорию, в России — на решение задач с использованием математики.
У нас большой отряд — 45 человек, мы живем в номерах по четыре человека, но я, пожалуй, помню, как зовут каждого. Все, кто сюда попал, еще не решили точно, чем будут заниматься, хотя рассматривают экономику как один из вариантов. И выбрать будущее направление учебы, определиться с профессией для меня стало главной задачей.
За две недели в ЛЭШ было интересно погрузиться в мир экономики, пообщаться с разными людьми, пожить в этой атмосфере. Но мы занимались не только экономикой. Мне особенно понравились лекции по социологии, которые читал Максим Маркин, — настолько, что я сам захотел стать социологом, хотя раньше думал больше о маркетинге и рекламе. Так что не исключено, что в следующем году буду поступать в вуз на социологию. Хотелось бы, конечно, учиться в России.
Зульфия Рахимова, 11 класс, г. Караганда (Казахстан)
Моя мама работает учителем экономики, так что экономикой я увлекаюсь с пятого класса. С шестого класса участвую в «Высшей пробе» (задачи решала за девятый класс), с седьмого — в «Сибириаде». Еще участвую в Международной олимпиаде молодежи, которую проводит ВШЭ для соотечественников за рубежом, но там нет экономики, так что выбираю другие предметы, и, надеюсь, по ее итогам будет возможность поступить в Вышку по квоте для иностранных абитуриентов. Я человек разносторонний — с разных олимпиад привозила дипломы победителя и призера, но это не повод останавливаться.
ЛЭШ мне интересна, прежде всего, тем, что дает уникальный опыт общения с ровесниками, которые участвуют и побеждают на Всеросе. Конечно, это и опыт общения с преподавателями — в формате университетских лекций, а не привычных для школьника уроков. ЛЭШ невозможно себе представить без ассистентов — с ними мы говорим не только об экономике и о решении задач, но и о том, как они учатся в Вышке, что им нравится, а что нет. Ассистенты учатся на разных образовательных программах, так что можно узнать плюсы и минусы. Хотелось бы, конечно, поступить на «совбак», потому что большой выбор курсов, выпускники едут учиться в Европу и Америку.
Мой любимый учебный ассистент — Надя Котова, она добрая, отзывчивая, всегда готова помочь, будет с тобой сидеть до тех пор, пока не поймешь. Приятно, что ассистенты видят смысл своей работы не в том, чтобы просто проверить задачи, а все нам объяснить, научить их решать. Из преподавателей больше всего понравился Александр Челеховский, и, кажется, это не только мое мнение. Он настоящий учитель, понятно излагает, объясняет, на чем сфокусировать внимание, и материал воспринимается очень легко.
Михаил Малютин, 11 класс, лицей № 20, г. Междуреченск (Кемеровская область)
Я живу в небольшом сибирском городке, и ЛЭШ для меня — это возможность подготовиться к различным олимпиадам и потом поступить в какой-нибудь ведущий вуз — например, в ВШЭ или МГУ. Олимпиадной экономикой я начал заниматься только в десятом классе, прошел на региональный этап Всероса, что для начала тоже неплохо.
ЛЭШ — это, конечно, замечательные преподаватели, ассистенты и вожатые. Но знакомство со школьниками, которые сюда приехали, для меня не менее важно, — это в некотором смысле будущая экономическая элита страны. У нас была не только совместная учеба, но и всевозможные развлекательные мероприятия — например, интеллектуальное казино, где нужно было не только самому отвечать на разные вопросы, но и предугадывать, правильно ли ответят на них другие команды.
Интересную игру под названием «Финансовые пирамиды: невыученные уроки» для нас провел Максим Маркин — о том, как не вестись на уловки мошенников и не вкладывать деньги в сомнительные проекты. В начале игры каждый участник получил 5 тысяч условных денежных единиц, и нам предлагалось вкладывать деньги в билеты, курс которых рос каждые десять минут. Главное в этой игре — вовремя понять смысл работы пирамиды и успеть выйти из игры. Так что кто-то из участников успел получить прибыль, кто-то остался при своих, а кто-то потерял деньги — так, собственно, и происходило в 1990-х годах в реальности, когда финансовые пирамиды создавались в России.
Юлия Сухарева, 11 класс, лицей НИУ ВШЭ, г. Москва
О ЛЭШ я узнала из раздела «Летние школы» на портале ВШЭ. Экономика мне нравится, но ее я изучала самостоятельно и неглубоко — в лицее специализируюсь на теме бизнеса, мы часто бываем на предприятиях, смотрим, как они работают. А на олимпиадах я становилась лауреатом по другим предметам.
Самое важное, что есть в ЛЭШ, — нереальная концентрация умных ребят, которые знают, чего хотят в жизни, здесь легко найти единомышленников. На занятиях лектора слушают абсолютно все — никто не «сидит» в телефонах, не отвлекается, у всех огромный интерес. Надеюсь, со многими мы еще увидимся на олимпиадах по экономике.
Преподаватели здесь замечательные. Из мастер-классов мне очень понравился цикл лекций по нейроэкономике Василия Ключарева — не думала, что такое бывает. Например, он рассказывал, как хирургам давали картину легких, где посередине была нарисована маленькая черная горилла, и спрашивали их, что в легких не так. 80% опрошенных говорили, что все хорошо, и только 20% видели гориллу. Это значит, что человек концентрирует внимание на том, на чем хочет концентрировать, что ему интересно, а остальное просто не замечает.
За две недели я неплохо подтянулась, буду теперь заниматься экономикой весь 11-й класс и, может быть, удастся победить на какой-нибудь олимпиаде. Поступать хочу в Вышку на «Бизнес и менеджмент», как вариант — «Логистика», «Экономика и статистика» или «Мировая экономика». С Вышкой я знакома с 8-го класса — ходила в «Эрудит» и на ФДП, сейчас в лицее, и надеюсь, на этом наше знакомство не закончится.
Подробнее о Летней экономической школе
Фото Ольги Добровидовой
* Константин Сонин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Белянин Алексей Владимирович
Заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики
Ключарёв Василий Андреевич
Руководитель Департамента психологии
Маркин Максим Евгеньевич
Преподаватель Кафедры экономической социологии
Сонин Константин Исаакович
Профессор ВШЭ
Федоровых Данил Александрович
Старший преподаватель департамента теоретической экономики
Челеховский Александр Николаевич
Преподаватель лицея НИУ ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.