«У меня есть возможность создать свою небольшую школу внутри Вышки»
Дмитрий Веселов в 2012 году защитил кандидатскую диссертацию в Вышке, в 2014-м получил степень PhD в Сорбонне, а теперь сам руководит в ВШЭ аспирантами. Он рассказал новостной службе ВШЭ о различиях в PhD и кандидатской диссертации, о поиске своей темы и о том, как отобрать тех, кто по-настоящему заинтересован в науке.
Как выбрать науку
Я достаточно рано выбрал для себя преподавательскую и научную деятельность. Мне нравилась математика и история, и я видел в экономике возможность использовать математические знания, не уходя далеко от гуманитарной сферы. Я с большим удовольствием учился в бакалавриате и тогда же начал преподавать микроэкономику, собирая большие аудитории своих однокурсников — им это нравилось, потому что они получали возможность лучше подготовиться к предмету. На третьем курсе я познакомился с Фуадом Алескеровым, который привлек меня к проекту по изучению взаимодействия фондовых рынков. Мы с ним встречались еженедельно, он убеждал меня участвовать в научных конференциях. В итоге с Фуадом Тагиевичем я работал вплоть до защиты PhD-диссертации, и его роль в моей научной жизни трудно переоценить. Он показал мне, как правильно заниматься наукой, разжег во мне интерес к решению задач в экономике.
Время, которое нужно, чтобы «набить шишки»
Ту тему, с которой я начинал учебу в аспирантуре в 2008 году, я не закончил, я ее поменял в процессе работы над исследованием. И мне кажется, что это нормальная ситуация. Первый год уходит на «набивание шишек», а как ученый ты «зреешь» несколько лет. Например, ту статью, которую я принес научному руководителю в первый год после защиты магистерской, мы с ним отвергли, и это помогло мне немножко поменять видение проблемы.
Весь мой научный путь связан с вопросом «Почему?» и попыткой найти ответ на него
Начинал я с темы, которая касалась экономики природных ресурсов и макроэкономики, она была навеяна моей магистерской диссертацией в Вышке и в Университете Париж-1 Пантеон Сорбонна. Я ориентировался в то время на труды таких ученых, как Хотеллинг и Эрроу. С Оксаной Бондаренко в 2009 году мы сделали интересную работу, которая вышла в качестве препринта: в ней мы показали разнообразные траектории накопления капитала в экономиках, основанных на экспорте природных ресурсов. Именно с этой работой я приехал в докторантуру Парижа-1, мой сорбонский руководитель профессор Антуан Д’Отюм, который занимается задачами динамической оптимизации и экономикой природных ресурсов, ее оценил и взял меня к себе. Но в итоге эта тема не вошла ни в мою кандидатскую диссертацию в Вышке, ни в PhD-диссертацию в Сорбонне.
Понять причины
Весь мой научный путь связан с вопросом «Почему?» и попыткой найти ответ на него. В совместной работе с Оксаной Бондаренко мы выясняли, почему одни сырьевые страны имеют приток капитала, а другие — отток. Оказалось, что дело в некотором внутреннем факторе, который можно назвать «остатком Солоу», от динамики которого и зависит траектория движения капитала. Дальше мы задаем вопрос: а почему остаток Солоу в этих странах разный? На эту тему я сейчас в Вышке читаю большой курс по теории роста, именно в эту тему я погрузился с головой, и с ней напрямую была связана моя кандидатская диссертация в ВШЭ.
Я подготовил модель, которая показывает, почему одни страны успешнее других, в контексте двух проблем — провалов рынка (то есть ситуации, когда рыночная экономика не может вывести страну из ловушки бедности) и провалов государства (когда государственная система управления работает неэффективно). Согласно этой модели, Россия попадает в группу стран, где даже временные изменения в экономической политике и внешних рынках могут привести к постоянным эффектам — это то, что в экономике называется «эффектом гистерезиса».
Условия гранта предполагали, что во время обучения в Сорбонне я не теряю позицию преподавателя в ВШЭ, а после окончания докторантуры обязуюсь три года работать в Вышке
Но когда я построил и защитил эту модель, оказалось, что глубинные причины различий все-таки не до конца понятны. Тогда я сделал следующий шаг — в сторону политической экономики развития, в сторону модели с неоднородными агентами, когда разные группы интересов по-разному влияют на экономическую политику государства. Исследованию этой проблемы была посвящена моя парижская диссертация, и я продолжаю ею заниматься до сих пор.
Как попасть в Париж
Здесь мне оказали поддержку несколько факторов. Во-первых, у меня перед глазами были положительные примеры Николая Геннадьевича Арефьева и Оксаны Анатольевны Малаховской, которые тоже защитились в Париже-1. Во-вторых, в Париже я учился еще по программе двойных дипломов в магистратуре. Конечно, очень ценной была поддержка в течение всего это времени Фуада Тагиевича Алескерова и самой Вышки. Мне как человеку, который уже какое-то время работал в ВШЭ, удалось попасть на программу поддержки обучения в ведущих зарубежных университетах. Когда я в 2010 году, на втором году обучения в аспирантуре, съездил в Париж со своей моделью и договорился об обучении там в докторантуре, я подал документы в Центр повышения квалификации ВШЭ и получил грант, расписанный по семестрам. Примерно семестр я проводил в Москве, и семестр в Париже. Но так как я поступил в Сорбонну позже, то и защитился там тоже позже, чем в Вышке. Условия гранта предполагали, что во время обучения в Сорбонне я не теряю позицию преподавателя в ВШЭ, а после окончания докторантуры обязуюсь три года работать в Вышке.
PhD и кандидатская: найдите отличия
Российская диссертация и диссертация в Сорбонне — это разные вещи. Ключевое различие в том, что PhD-диссертация рассматривается на защите профессионалами именно в той области, к которой относится работа, людьми, которые могут ее достаточно подробно разобрать. В российской практике кандидатская диссертация — это в какой-то степени квалификационная работа. Человек должен потратить определенное время, чтобы собрать материал, обработать его, и к самому моменту защиты почти весь путь оказывается уже пройденным. На защите многочасового обсуждения работы не будет, это происходит заранее — на тех этапах, когда ты готовишь статьи для журналов, на предзащите и так далее.
Жизнь после аспирантуры
Раньше, из-за учебы в парижской магистратуре и докторантуре, я регулярно уезжал из Вышки и не в полной степени участвовал в вышкинской жизни. Поэтому после возвращения мне в каком-то смысле пришлось в нее заново интегрироваться. Конечно, я продолжил работать со студентами. После защиты мне впервые удалось прочитать большой авторский курс (двадцать лекций) по моей профессиональной теме — теории роста. Я видел, что многие вещи из него студенты второго курса бакалавриата действительно усвоили — значит, они, в принципе, могут их использовать в дальнейшем. Я считаю это своим профессиональным достижением и с удовольствием буду развивать этот курс дальше.
Если кто-то из студентов не ходит на мой семинар, я на них не обижаюсь. Я понимаю, что они просто выбрали другую стратегию учебы
Затем мне удалось прочитать курс на английском языке по современной экономике для политологов. Кроме того, восемь лет я читаю курс по макроэкономике для неэкономистов (сейчас это майнор), он тоже постоянно совершенствуется.
В науке за эти два года самым ценным было то, что благодаря участию в конференциях и летних школах мне впервые удалось представить свои работы по теории роста людям, которые являются «путеводными звездами» в этой области. Прежде всего это команда Одеда Галора, основателя единой теории роста. И сейчас уже мой аспирант Александр Яркин, с которым я работаю с тех пор, как он был на втором курсе бакалавриата, едет с нашей совместной работой на стажировку к Одеду Галору на четыре месяца.
Школа внутри школы
В работе со студентами я ориентируюсь на свой опыт работы под руководством Фуада Алескерова, который показал, что если человек потенциально открыт к научной деятельности, как я был в свое время, то уделять ему время — это ценно и важно. Поэтому первое, что я делаю, когда работаю со студентами над бакалаврскими, магистерскими работами и даже над курсовыми, — стараюсь регулярно с ними встречаться и обсуждать их результаты. Но нагрузка и временные ограничения позволяют столь плотно работать лишь со считанным количеством студентов и аспирантов. Если бы я вел двадцать курсовых, я бы не смог этого сделать.
Как отобрать тех, кто по-настоящему заинтересован в науке? У меня есть свой способ. Я совместно с Андреем Викторовичем Дементьевым веду научно-исследовательский семинар, который обязателен для посещения — это неформальная договоренность между мной и студентами. Если кто-то не ходит, я на них не обижаюсь, я понимаю, что они просто выбрали другую стратегию учебы. Но с теми, кто ходит (обычно это 8-10 человек), мы разбираем передовые исследования в нашей области, делимся своими научными разработками, студенты и аспиранты получают возможность там выступить. Мне вообще кажется, что главная возможность, которая есть у преподавателя и научного работника, — это возможность создать свою, пусть небольшую, школу в контексте нашей общей высшей школы.
Алескеров Фуад Тагиевич
Ординарный профессор ВШЭ
Арефьев Николай Геннадьевич
Доцент департамента теоретической экономики
Веселов Дмитрий Александрович
Доцент департамента теоретической экономики
Малаховская Оксана Анатольевна
Старший преподаватель департамента теоретической экономики
Яркин Александр Михайлович
Преподаватель департамента теоретической экономики
Вам также может быть интересно:
Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов
Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».
«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»
В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.
Не хуже, чем у других: зависть как драйвер экономического роста
Классическая экономическая теория предполагает, что все экономические агенты полностью эгоистичны и рациональны в максимизации собственного материального благополучия, на них не влияют внешние факторы. Следовательно, экстерналии никак не учитываются при построении экономических моделей. Однако ряд социологов настаивает на пересмотре современной экономической теории и учете моральных аспектов поведения экономических агентов. Наблюдениями и успехами в создании собственной экономической модели с учетом зависти на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции поделился профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Борисов.
В Вышке обсудили структурную трансформацию и драйверы устойчивого роста российской экономики
Российская экономика продемонстрировала высокую устойчивость к беспрецедентному внешнему давлению и сумела в значительной степени адаптироваться к новым условиям. Уже в этом году она может перейти от спада к росту. О том, где найти для этого драйверы и ресурсы, шла речь на пленарной сессии «Экономика России под санкциями: от адаптации к устойчивому росту» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, которая проводится в НИУ ВШЭ в рамках Десятилетия науки и технологий. Участие в ее работе принял министр экономического развития РФ Максим Решетников.
От устойчивости к развитию в эпоху перманентных кризисов
Как глобальные кризисы влияют на процессы принятия решений? Какие проблемы приобрели повышенную значимость в прикладной экономической науке в последнее десятилетие? Об актуальных темах современных финансовых исследований в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции рассказал в своем докладе ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Карминский.
Распределение доходов и стоимости жизни по типам поселений оказались схожими в России и США
В Научно-учебной лаборатории измерения благосостояния факультета экономических наук НИУ ВШЭ проанализировали данные о доходах и стоимости жизни на местном уровне в России (муниципалитеты) и США (округа). Исследование показало, что для России характерны более существенные территориальные различия в стоимости жизни, чем в США. При этом распределения общего объёма доходов между поселениями разного размера в обеих странах довольно близки. Статья опубликована в «Экономическом журнале Высшей школы экономики».
«Деньги — это уникальный социально-экономический феномен, сравнимый по значимости с феноменом использования огня, колеса или языка»
Деньги тесно взаимодействуют с материальным и интеллектуальным богатством общества, нарушение этого взаимодействия чревато кризисами. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Смирнов в интервью HSE Daily рассказал о природе денег, о необходимости инвестиций, в том числе в долговые инструменты, а также о работе с иностранными учеными в советское время, о своем видении научного и образовательного пространства и участии в создании Вышки.
«Образование — это формирование кругозора и экономического мышления»
Каковы современные тренды в экономическом образовании и как они внедряются в Вышке? Зачем экономистам машинное обучение и искусственный интеллект? Нужно ли ходить на лекции и как взять от бакалаврского образования максимум? Насколько радикально меняются экономические законы в последние годы? Это и многое другое с деканом факультета экономических наук (ФЭН) ВШЭ Сергеем Пекарским обсудили стажеры Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики.
Образованная семья и спецшкола могут принести школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ
Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов. Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education.
«Мы решаем не просто задачу импортозамещения, мы создаем промышленность будущего»
Отечественная политика импортозамещения действует с начала 2000-х годов и достигла существенных успехов: доля импорта в России ниже, чем во многих развитых экономиках. При этом речь идет не просто о замене импорта на свою продукцию, а о создании конкурентоспособных высокотехнологичных производств. НИУ ВШЭ представил в МИА «Россия сегодня» подготовленный при участии РСПП и ВЭБ.РФ аналитический доклад «Импортозамещение в России: вчера и завтра».