«А потом и в Вышку поступил»
5 июля в учебном центре ВШЭ «Вороново» завершилась Летняя многопрофильная школа, в которой участвовали более ста учеников 8-10 классов из разных регионов России и ближнего зарубежья. В течение девяти дней они посещали занятия по социальным наукам, экономике и коммуникациям, участвовали в развлекательной программе.
Многопрофильную школу для одаренных детей ВШЭ проводит с 2011 года. В ее организации принимают участие факультет социальных наук, факультет экономических наук и факультет коммуникаций, медиа и дизайна. Этим летом занятия со школьниками проводили около 40 преподавателей, в том числе первый проректор ВШЭ Вадим Радаев, руководитель департамента интегрированных коммуникаций Сергей Зверев, декан факультета экономических наук Олег Замулин, а вожатые — студенты Вышки — организовывали досуг, помогали советами и проводили консультации.
Конкурс среди желающих попасть на летнюю школу составил 3 человека на место, отмечает начальник отдела по работе с регионами Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Ирина Филимонова. Конкурсная комиссия отбирала участников на основе портфолио (академические достижения, победы в олимпиадах и проч.) и мотивационных писем.
Нет «академическому каннибализму»
Каждый участник мог отдать предпочтение одному из трех направлений — экономике, социальным наукам или коммуникациям. Но в программу летней школы включены лекции «для всех» и курсы по выбору, которые каждый участник мог выбрать по своему усмотрению, не оглядываясь на выбранное изначально направление. Школа потому и является многопрофильной, что один из ее принципов, сформулированный постоянным лектором, преподавателем факультета социальных наук Максимом Маркиным, — отсутствие «академического каннибализма»: все направления и все программы хороши, у преподавателей нет задачи «перетянуть» детей на свою сторону, пусть выбирают сами.
Летняя школа имеет немного общего с сугубо прагматическими занятиями, как например, подготовка к ЕГЭ. «Конечно, дети узнают много нового, — говорит доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна Любовь Борусяк, прочитавшая лекцию о том, почему люди поверили рекламе «МММ». — Но сейчас же лето, солнце, и можно позволить себе не думать только о практической пользе. В Воронове создана ситуация праздника, дети оказываются в атмосфере любви, дружбы и постоянного общения. Они начинают по-другому смотреть на мир, понимают, что интеллектуальная деятельность может доставлять удовольствие. Для них летняя школа — кусочек счастья. У преподавателей — похожие ощущения. Неудивительно, что многие коллеги ездят сюда каждый год».
Самые заинтересованные и самые внимательные
«Здесь собрались очень заинтересованные дети, — считает Павел Родькин, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна, прочитавший лекцию о рекламе армий в разных странах. — Моя лекция была построена на просмотре большого количества рекламных роликов, в том числе российских, — я рассказывал, как нужно смотреть рекламу профессиональным взглядом. И они хорошо реагировали, задавали вопросы, воспринимали довольно сложный материал, хотя специальной школьной подготовки по теме коммуникаций у них нет».
«Многие ребята — участники и победители олимпиад, — говорит профессор факультета социальных наук Светлана Барсукова. — Далеко не все они учатся в сильных школах, многие в своих классах опережают сверстников, а здесь они попадают в среду, где хорошее образование и стремление к знаниям считается нормой. И на моих занятиях, и на лекциях коллег, куда я сама ходила просто ради удовольствия, ни разу не было замечаний, никто не отвлекался. По моим ощущениям, дети здесь более внимательны, чем первокурсники. Порадовало, что они знают классиков социологии, понимают значения ключевых терминов».
«Здесь самые внимательные, самые вникающие и самые благодарные слушатели, — добавляет Егор Малков, выпускник факультета экономики ВШЭ, а ныне докторант университета Миннесоты (США). — Я им рассказывал о молодых звездах экономической науки — чем занимаются лучшие выпускники докторских программ. Идеи в экономике быстро устаревают, а основной продукт выпускников PhD — статьи в ведущих журналах на темы, которые будут актуальны в ближайшие 2–3 года».
Сделать выбор
По мнению преподавателя факультета коммуникаций, медиа и дизайна Риммы Погодиной, каждый участник летней школы имеет возможность прочувствовать атмосферу Вышки, университетскую среду и понять, подходит ли ему эта среда. Однако далеко не все ребята, даже те, кто считает Вышку приоритетным вузом для дальнейшей учебы, четко понимают «кем быть». Поэтому ключевая задача и преподавателей, и вожатых — помочь разобраться в специфике образовательных программ Вышки.
«Мы старались объяснить, чем различаются, казалось бы, похожие программы, какие профессии можно получить, выбрав то или иное направление подготовки,— отмечает Римма Погодина. — Даже из мотивационных писем видно, что иногда дети путают профессии — например, журналистику считают пиаром и наоборот. На летней школе преподаватели разных образовательных программ работают вместе, и каждый школьник вне зависимости от выбранного направления мог подойти к любому и задать интересующий вопрос».
Смена поколений
У многопрофильной школы — шестилетняя история, так что среди молодых преподавателей, которые сейчас проводят здесь занятия, есть те, кто когда-то приезжал сюда в качестве вожатого. А среди вожатых — те, кто приезжал сюда, будучи школьником.
Влад Кривощеков, в этом году окончивший второй курс образовательной программы «Психология», приехал в Вороново в качестве вожатого. Первый раз он участвовал в многопрофильной школе, когда учился в 10-м классе в Перми. «До этого я никогда не слышал о Вышке, — признается он. — О школе мне рассказала девушка, которая училась в 11-м классе, я прошел конкурс, прилетел в Москву, и мне так понравилось, что я съездил и на другие школы Вышки. А потом и в Вышку поступил, хотя собирался в МГУ или СПбГУ».
Ту зимнюю школу Влад вспоминает и сейчас: «Больше всего мне запомнились «вожатские» мероприятия. Часто пересматриваю видео, где мы играем, танцуем. Эти теплые воспоминания заряжают энергией».
О своих впечатлениях рассказывают участники Летней многопрофильной школы–2016.
Никита Захаров, Уфа, гимназия № 39, 9 класс
О летней школе я узнал из рассылки, которую получаю от Вышки как участник олимпиады по экономике. С будущей профессией еще не определился — наверное, она будет связана с математикой, мне нравится, как в Вышке учат экономике и статистике, в программе много математики, которой не хватает в других вузах. Занятия по математике были и на летней школе — например, по теории вероятности.
Сложность материала, который дают преподаватели летней школы, несколько выше средней, но во всем можно разобраться. Материал легко запоминается, несмотря на то, что нет домашних заданий. Здесь много школьников из разных регионов России и других стран, преподаватели с разных программ Вышки, есть даже один преподаватель из университета Миннесоты. Как только завершаются лекции, вожатые нас ведут на другие мероприятия — играем во все игры, которые только существуют. В конце дня все делятся своими впечатлениями — что понравилось, а что нет. Очень либерально и демократично — можно говорить все, что думаешь.
Индира Сыздыкова, Москва, школа № 2095 «Покровский квартал», 9 класс
В Летней многопрофильной школе я участвую второй раз — в прошлом году мне здесь понравилось, и решила съездить еще. Выбрала направление «Коммуникации», но по жизни решение еще не приняла. Родители хотят, чтобы я стала адвокатом или судьей, как вариант рассматриваю международные экономические отношения.
Здесь, в Воронове, создана настоящая вышкинская атмосфера. Чувствуешь себя так, как будто уже учишься в университете. Главное в этой атмосфере — свободное общение. Можно подойти к любому преподавателю, вожатому и задать любые вопросы, преподаватели и сами говорят, чтобы мы больше спрашивали. Все лекции интересные — мне понравилась лекция о разрешении конфликтов, которую вела Милана Хачатурова, — у всех конфликты в жизни бывают, нужно уметь с ними справляться. Хорошую лекцию прочел Илья Кирия — рассказывал о современных коммуникациях, как не утонуть в изобилии информации.
У нас супер-мега-классные вожатые, другого слова не подберу. Если, например, не складываются отношения с соседкой по комнате, можно пойти к вожатым, и они помогут. В прошлом году были очереди в столовой — мы об этом поговорили с вожатыми, и проблема на следующий день была решена.
Главное, что дает летняя школа, — расширение кругозора. Многое из того, о чем нам здесь рассказывают, пригодится в жизни.
Артем Швецов, Рига, школа № 34, 10 класс
О том, что Вышка проводит летнюю школу, я узнал от своего учителя экономики — он получает рассылки ВШЭ и много нам рассказывает о мероприятиях, которые она проводит, в том числе об олимпиадах. С будущей профессией я уже определился — хочу стать маркетологом, поэтому выбрал направление «Экономика».
Программа здесь очень плотная — иногда кажется, что времени на отдых вообще нет. Поначалу к досуговым мероприятиям относишься скептически — они кажутся детскими. Но вожатые с такой харизмой, с таким рвением их организуют, что появляется азарт, хочется участвовать и выигрывать. Нет ни одного человека, кто бы плелся сзади и говорил, что ему неинтересно.
На летней школе я единственный представитель Евросоюза. У нас иная система образования, нежели в России, практически нет олимпиад, нет такой гонки при подготовке к экзаменам. Хотя нам проще попасть на учебу в европейские страны — недавно я летал на день открытых дверей в один английский университет. Но высшее образование хотел бы получить в России, в ВШЭ, к этому университету лежит душа, атмосфера очень нравится, люди добрые, легко находишь взаимопонимание. Если в самом университете все так же радужно, как на летней школе, это вообще замечательно.
Как показывает опыт прошлого года, участники летней школы остаются друзьями — мы общаемся в группе ВКонтакте, встречаемся, когда я бываю в Москве или в Питере. Здесь находишь новых друзей, и некоторые за несколько дней становятся тебе ближе, чем ребята из родного города, с которыми общаешься много лет.
Алина Зубина, Владикавказ, гимназия № 5, 10 класс
Мне нравятся психология и программирование — недавно участвовала в весенней школе МИЭМ ВШЭ по программированию, а на Летней многопрофильной школе выбрала направление «Социальные науки», куда входит и психология. Поступать хочу в Вышку — программирование или психология, других альтернатив нет. Выбрать трудно, но поняла одно: среди технарей я чувствую себя, как рыба в воде, среди гуманитариев немного чужеродна.
На летней школе, помимо интересных лекций, мастер-классов и игр, порадовали уличные занятия. Весной, когда я была в Воронове, на улицу мне выходить не хотелось из-за погоды, так что помимо экскурсии, вышла только один раз, да и то потому, что у меня шапка из окна выпала, нужно было ее поднять. А сейчас у нас много занятий на воздухе, природа и погода располагают к этому. Каждое утро — зарядка, все дети, вожатые и даже некоторые преподаватели в ней участвуют.
Надеюсь, по итогам летней школы я точно определюсь, на какое направление буду поступать в вуз. Все лекции преподавателей записываю на диктофон, чтобы потом еще раз послушать. У меня сложились представления о разных науках — например, политологии, социологии, о которых знала мало. Складывается и образ Вышки, ее преподавателей — фактически видишь вуз изнутри. Летняя школа дает стимул к самосовершенствованию, к развитию, побуждает двигаться дальше. Побывав здесь, понимаешь: есть к чему стремиться.
Анастасия Гудкова, Тула, гимназия № 1, 10 класс
На летней школе Вышки я впервые, мне здесь очень нравится, я просто в восторге. Лекции и развлекательная программа сбалансированы, все интенсивно, динамично, и не замечаешь, что у тебя нет свободного времени. Я выбрала направление «Социальные науки», и, конечно, мечтаю поступить в Вышку. В ВШЭ поступают лучшие школьники со всей страны — видно, что уровень тех, кто сюда приехал, довольно высокий, что они учатся в сильных школах.
Из всех летних лагерей, где я была, этот — самый идеальный. Нас постоянно «перемешивают» — участвуешь в мероприятиях в разных командах, знакомишься с новыми людьми, и все люди очень открытые. Постоянно с кем-то общаешься. Общение — это главное, ради чего стоит сюда приехать: можно подойти к любому человеку, спросить о чем угодно, и он с удовольствием ответит. Я много узнала об олимпиадах, о новых книгах по социальным наукам, которые рекомендуют прочитать, — уже составила себе списочек.
Бытовые условия здесь шикарные — гораздо лучше, чем в других лагерях: очень комфортабельно, кормят хорошо, жаловаться не на что. И погода теплая, солнечная, все мило и приятно.
Юлия Булгатова, Нижний Новгород, МАОУ «Лицей № 82», 8 класс
Про ЛМШ я узнала случайно, когда читала про разные конкурсы и олимпиады на сайте Высшей школы экономики. Я пока что не определилась с будущей профессией, поэтому стараюсь попробовать себя в самых разных областях знаний. Я выбрала направление «Социальные науки», подала заявку и стала ждать результатов отбора... И — ура-ура, я прошла!
Лекции на школе были действительно познавательными и каждый чувствовал себя вовлеченным в процесс обучения, ребята активно высказывали своё мнение, не стеснялись задавать вопросы, комментировали и устраивали дискуссии. Преподаватели настолько увлеченно рассказывали о своей теме, что и участники заражались их энтузиазмом, ловили каждое слово, старались все запомнить и записать, интересовались дополнительными материалами и стремились пообщаться с лекторами. Также многие занятия проходили в формате различных игр и обсуждений, которые позволяли проявить себя каждому из участников.
Мне очень понравились лекции по профилю государственное и муниципальное управление, особенно лекция-игра Валерии Владимировны Уткиной «Госслужба: мужская или женская профессия». Благодаря выступлению департамента ГМУ во время Дня НИУ ВШЭ, я узнала о перспективности, привлекательности и достаточной сложности образовательной программы «Государственное и муниципальное управление» и даже захотела туда поступить, понимая какие грандиозные возможности она передо мной открывает.
Но летняя многопрофильная школа — это не только самые интересные лекции с лучшими преподавателями, но и возможность пообщаться с талантливыми ребятами из разных уголков страны. За эти девять дней мы очень сильно подружились, стали настоящей семьей. Хочется сказать огромное спасибо вожатым за создание дружеской атмосферы ЛМШ, отзывчивость и интересные мероприятия, которые сплотили нас.
Благодаря ЛМШ я поняла, что мне наиболее интересно государственное управление и психология, получила много новых знаний, которые пригодятся мне в дальнейшем и смогла получше познакомиться с НИУ ВШЭ. Я думаю, прежде всего ЛМШ помогает определиться с наиболее интересным для тебя направлением и дает стимул к дальнейшему развитию.
Фото: Маня Аникина, группа vk.com/talentschool2016
Барсукова Светлана Юрьевна
Профессор факультета социальных наук
Борусяк Любовь Фридриховна
Доцент Департамента интегрированных коммуникаций
Замулин Олег Александрович
Декан факультета экономических наук
Зверев Сергей Александрович
Руководитель департамента интегрированных коммуникаций
Кирия Илья Вадимович
Заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна
Маркин Максим Евгеньевич
преподавателем факультета социальных наук
Погодина Римма Игоревна
Преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна
Радаев Вадим Валерьевич
Первый проректор ВШЭ
Родькин Павел Евгеньевич
Доцент Департамента интегрированных коммуникаций
Уткина Валерия Владимировна
Старший преподаватель кафедры государственной и муниципальной службы
Филимонова Ирина Олеговна
Начальник отдела по работе с регионами Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися
Хачатурова Милана Радионовна
Заместитель руководителя департамента психологии
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.