«В России ничего этого пока нет и в помине»
5–10 июля в ближнем Подмосковье Лаборатория социологических исследований Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ проведет 2-ю Летнюю школу «Предпринимательство в России: теория и практика, методология исследований». О Школе рассказывает руководитель лаборатории, вице-президент Европейского совета по малому бизнесу и предпринимательству Александр Чепуренко.
— Александр Юльевич, судя по названию Школы, она посвящена теории предпринимательства. Речь идет о предпринимательстве для «чайников»?
— У нас сложилось такое в общем правильное, но не полное представление, что предпринимательство — это нечто, чем можно заниматься, в крайнем случае — чему можно «обучать». На самом деле, в последние 20–25 лет в мире сложилось и быстро растет такое междисциплинарное направление, как теория предпринимательства. Выходит около двух десятков академических журналов, ежегодно проводятся десятки международных конференций (если считать только крупные), действуют несколько международных, десятки национальных ассоциаций, объединяющих людей, которые изучают предпринимательство, работая на стыке поведенческой экономики, теории организаций, социальной психологии, экономической социологии. Наконец, существует престижная международная премия за исследования в области предпринимательства, реализуются сотни исследовательских проектов. В России ничего этого пока нет и в помине. Организуя Школу, мы ставим перед собой задачу привлечь внимание студентов к этому междисциплинарному направлению, заинтересовать в его изучении.
— А кому и зачем нужны такие исследования?
— За рубежом такие исследования заказывают или спонсируют различные институты развития, а также банки, лизинговые, факторинговые, страховые и другие компании. Потому что они отдают себе отчет в том, что предпринимательство — важный агент экономических и социальных изменений, а потому неплохо бы представлять себе, «как там внутри все устроено», а не только получать скупые статистические сводки.
Кроме того, эти структуры нуждаются в кадрах аналитиков, знающих данный сектор и способных проводить экспертизу, мониторинг, разрабатывать предложения по внедрению новых продуктов, в которых может быть заинтересован предпринимательский сектор экономики. Как, впрочем, и государственные органы — содействие развитию предпринимательства является предметом попечения федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления. В этих органах — огромных дефицит людей, которые компетентны в выстраивании соответствующих технологий управления исходя из понимания специфических потребностей, предпосылок, возможных форм содействия развитию предпринимательства. Но таких аналитиков, разбирающихся в статистике предпринимательства, умеющих собирать и анализировать вторичную информацию, знакомых с применяющимися в мире практиками финансового, инфраструктурного, информационного сопровождения развития предпринимательства, — таких аналитиков никто и нигде в стране специального не готовит!
А вокруг центров исследования предпринимательства и разработки теории, объясняющей этот феномен, всегда формируется некий обучающий контур, в котором и выковываются будущие аналитики в области предпринимательства.
— В чем вы видите основную задачу Школы?
— На мой взгляд, основная ее задача — сформировать заинтересованность в изучении предпринимательства, а также некоторые навыки экспертно-аналитической работы. Далее, Летняя школа — по сути, разведывательный шаг для выявления заинтересованности студентов в формировании некоего образовательного модуля, который отвечал бы этому запросу (например, магистерской программы).
— Как будет построена Летняя школа, чем студенты будут заниматься?
— Прежде всего, мы ожидаем заявок от студентов и аспирантов, занимающихся исследованиями различных аспектов предпринимательства в парадигмальных полях экономики, социологии, психологии, менеджериальных дисциплин. Поэтому сверхзадача Школы — показать преимущества междисциплинарного подхода, выявить крупные проблемы, требующие объединения усилий представителей разных наук. С этой целью каждый день в первой половине дня слушатели Летней школы будут знакомиться с проблемно ориентированными лекциями, презентациями, а также участвовать в мастер-классах экспертов, представляющих как академический сектор, так и самих предпринимателей и институты содействия развитию предпринимательства. Во второй половине дня работа будет проводиться в малых группах, которые получат творческие задания, результаты выполнения заданий будут доложены в последний день Школы.
— Кого вы приглашаете в качестве лекторов и экспертов?
— Как и в прошлом году — ряд ведущих российских аналитиков. Ждем также гостью из-за рубежа — доктора Йоланду Хессельс из Роттердамского университета, руководителя голландской команды «Глобального мониторинга предпринимательства» (в прошлом году Школу очень обогатило участие профессора Пии Арениус из бизнес-школы Турку). Мастер-класс Йоланды Хессельс будет связан главным образом с возможностями компаративных исследований на базе GEM, что для нас важно, поскольку одним из направлений работы Летней школы будет обсуждение студенческих монографических исследований, выполненных в нашей лаборатории.
— А сама Лаборатория социологических исследований представит какие-то материалы, результаты своей исследовательской деятельности?
— Конечно. Мы ведь уже пятый год участвуем в международном исследовательском проекте «Глобальный мониторинг предпринимательства». На Школе будет презентована наша коллективная монография, которая сейчас на выходе в Издательском доме ГУ-ВШЭ. Кроме того, один из докладов будет посвящен основным результатам пятилетнего цикла работ — анализу динамики предпринимательского потенциала российского населения, стратегий входа на рынок, факторов, влияющих на принятие решения об открытии и закрытии бизнеса...
— Получат ли участники практические навыки предпринимательской деятельности?
— В той мере, в какой научный анализ любого явления помогает лучше в нем ориентироваться, полнее видеть риски и ограничения, но также шансы и возможности — в этом смысле, безусловно, получат. Но это не является нашей главной задачей. Так же, как главной задачей физика-теоретика не является конструирование каких-либо приборов, например.
— Что нужно сделать, чтобы принять участие в Летней школе?
— О, это не так просто: придется найти в глубинах портала Вышки тщательно спрятанную там информацию об условиях участия, заполнить заявительную форму и ждать ответа.
— Школа — только для студентов Вышки?
— Вовсе нет! Участником может стать каждый, чьи заявительные документы убедят организаторов в наличии интереса и некоторых уже реализованных исследовательских навыков в соответствующей предметной области. В прошлом году мы получили ровно 100 заявок, примерно половина была не из Вышки, а из разных вузов России и некоторых стран СНГ. Удовлетворить мы сможем порядка 30–35 заявок.
— Каков будет «полезный выход»?
— Все участники Школы получат дополнительный импульс для активизации своих исследований на новом качественном уровне — будь то диссертации, курсовые или выпускные работы. А что касается сотрудников нашей лаборатории, они проведут интенсивную неделю совместной работы, чего нам так не хватает в течение учебного года — ведь мы разбросаны по разным факультетам и курсам, и даже собрать всех вместе — серьезнейшая логистическая проблема. Наконец, нам станет яснее, что следует предпринять, чтобы продолжить внедрение теории предпринимательства в образовательное поле Вышки. Мы подумаем об интернационализации этой Летней школы, о формировании соответствующего междисциплинарного магистерско-аспирантского колледжа с участием зарубежных партнеров, об иных шагах по формированию и развитию ядра молодых исследователей, которые, я уверен, уже в ближайшей перспективе заявят о себе на международной арене.
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
Трудолюбивый нарцисс-инноватор приведет фирму к успеху
Ученые НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге изучили, как черты личности основателя молодой фирмы влияют на результаты ее работы. Выяснилось, что нарцисс и трудоголик, который при этом внедряет инновации, будет эффективно развивать свою компанию. Статья опубликована в IEEE Transactions on Engineering Management.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.