На «Национальной платформе открытого образования» начинаются первые курсы ВШЭ
5 октября на российской «Национальной платформе открытого образования» стартуют первые четыре онлайн-курса, созданные Высшей школой экономики. Это «Общая социология», «Демография», «Теория организаций» и «Организационное поведение». Они открыты любому российскому студенту, да и просто любому желающему получать знания. Подробности о курсах рассказывают их авторы.
Курс «Организационное поведение», автор — доктор социологических наук, профессор ВШЭ Евгения Балабанова
Изначально курс разрабатывался в рамках подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент». Однако, по моим наблюдениям, наибольший интерес к содержанию курса проявляют студенты магистратуры, где эта дисциплина преподается в качестве адаптационной. Мне кажется, это связано с тем, что в магистратуре большинство студентов уже имеют опыт занятости, а некоторые — и опыт работы в качестве руководителей. Поэтому ситуации, которые мы обсуждаем и анализируем на наших занятиях, являются для них знакомыми и злободневными. Я бы не стала жестко привязывать свой онлайн-курс к тому или иному уровню обучения или специальности, а адресовала его всем, чья нынешняя или будущая профессиональная деятельность связана с работой с людьми, с выполнением организаторских, руководящих функций.
В целом это навыки в области анализа, форм и методов управления индивидуальным и групповым поведением в организационном контексте. С одной стороны, я стараюсь обеспечить студентам общее представление о том, как те или виды управленческих воздействий, аспекты организационной среды, влияют на поведение работников. С другой стороны, материал курса нацелен на понимание студентами неоднозначности социальных процессов в организации, на выработку критического отношения к «бесспорным истинам», нормативным концепциям в менеджменте, которые воспроизводятся в учебной и популярной литературе.
Общая логика курса построена на рассмотрении групп факторов, влияющих на те или иные виды поведения людей в организации. Мы будем обсуждать противоречия «экономических» и «социальных» аспектов управленческой деятельности. Моя основная задача – обеспечить баланс «практической полезности» и «научной обоснованности» представленных материалов. Поэтому мы будем рассматривать как «классические» теории и концепции, объясняющие поведение человека в организационном контексте, так и современные направления исследований — как российских, так и зарубежных. Часть представленных в курсе материалов основана на результатах масштабных исследовательских проектов последних лет, в которых я принимала участие совместно с моими коллегами из Центра исследований социальной организации фирмы.
Курс «Общая социология», автор — доктор социологических наук, профессор ВШЭ Александр Гофман
Курс «Общая социология», на мой взгляд, может быть полезен и интересен студентам, а также всем, кто хочет познакомиться с социальными науками и приступает к их изучению. Он носит пропедевтический, вводный характер. Вводный в двух смыслах.
Во-первых, курс является теоретическим введением к социологии как таковой, поэтому его можно было бы назвать и «Введением в социологию». Он знакомит с некоторыми элементарными и одновременно наиболее важными принципами, понятиями, идеями, которые лежат в основе социологии и которые носят более или менее бесспорный характер. Их можно применять при анализе и оценке социально-исторических явлений и событий прошлого и настоящего. Это позволит, на мой взгляд, не ограничиваться обыденным или журналистским взглядом на них, а глубже понимать их; ведь наука, по выражению философа Гастона Башляра, «ищет скрытое».
Во-вторых, этот курс может служить введением, подготовкой к изучению частных социологических дисциплин, таких, скажем, как экономическая социология, социология политики, права и т.п. Он дает более или менее цельное представление о социальной реальности, без чего познание отдельных ее сфер носит фрагментарный характер и вряд ли может быть успешным; лично я это наблюдаю на примере некоторых студентов и аспирантов.
Курс «Демография», автор — доктор экономических наук, доцент ВШЭ Михаил Денисенко
За последние три-четыре десятилетия демографическая наука заметно продвинулась вперед. Разнообразные массовые социально-демографические обследования перестали быть редкостью и успешно дополняют (а иногда и заменяют) переписи населения и текущую регистрацию демографических событий. Данные о населении стали разрабатываться и храниться в индивидуальном формате (микроданные). Развиваются старые (метод демографических таблиц) и распространяются новые методы анализа. Но главное — то, что на рубеже XX и XXI веков громко заявили о себе демографические изменения, которые политикам и ученым нельзя обходить молчанием и которые человечество может решить только сообща. Речь идет о нарастающем неравенстве в темпах роста населения между богатыми и бедными странами, о старении населения и изменениях в жизненном цикле человека и семьи, обусловленных казавшимся недавно невероятным ростом продолжительности жизни и неожиданными трансформациями в процессах рождаемости, о разнообразных многомиллионных миграционных потоках. Вряд ли кто-то возьмется оспаривать тезис, что без знаний о населении, его прошлом, настоящем и будущем невозможно давать разного рода оценки успехов и провалов в развитии, строить планы и обосновывать политические решения.
Для решения демографических проблем и учета демографического фактора в развитии общества современный специалист должен быть демографически образованным. Именно для таких специалистов подготовлен этот курс лекций. Мы старались дать представление о главных методах сбора и анализа демографической информации, о ключевых концепциях, которые используются современными демографами, об основных демографических тенденциях в мире и в России. Только в таком случае курс будет соответствовать современным международным стандартам, а слушатели научатся правильно интерпретировать разные демографические показатели и давать оценку демографической ситуации. Очевидно, что многое из аппарата современной демографии осталось за кадром. Это – повод для следующих встреч в рамках продвинутого курса по методам демографического анализа.
Слушателям помимо аудиокурса и презентаций предлагаются тестовые задания которые должны помочь в усвоении изучаемого материала. Особое внимание обращаем на рекомендуемую литературу. Знакомство с ней существенно расширит кругозор и повысит уровень знаний о населении и происходящих в нем изменениях.
Курс «Теория организации», автор — кандидат социологических наук, доцент ВШЭ Алексей Ребров
Теория организации — это одна из базовых управленческих дисциплин, находящихся на стыке социологии, экономики, психологии, социальной антропологии и других. Этот предмет изучает, как устроена организация, как она функционирует, как рождается, живет, меняется и умирает. В этом смысле теория организации является обязательной основой и ключом к понимаю всех частных управленческих наук, таких как общий менеджмент, производственный менеджмент, управление персоналом, маркетинг и так далее.
С другой стороны, теория организации не является строго теоретической дисциплиной. Я стараюсь максимально приблизить материал курса к конкретной жизненной ситуации, к особенностям экономики и рынка. У нас будет много практики. Модели и технологии из этого курса активно используются консультантами по всему миру для проведения диагностики организаций, повышения эффективности организационных структур или управления организационными изменениями. В курсе будут активно разбираться практические примеры использования всех изучаемых моделей. Одна из главных задач этого курса — показать его участникам, как результаты фундаментальных исследований в области теории организации могут быть использованы в реальной практике управления. Я думаю, что курс будет интересен как студентам бакалавриата и магистратуры, так и всем тем, кто ищет ответы вопросы, что такое организация, и как ей можно управлять.
«Российская национальная платформа открытого образования» — это ресурс, на котором размещаются онлайн-курсы (в формате MOOCs — Massive Open Online Courses) на русском языке по базовым дисциплинам, разработанные лучшими вузами страны и доступные любому российскому студенту. На сегодняшний день в проекте участвуют восемь ведущих российских вузов, входящих в Ассоциацию «Российская национальная платформа открытого образования» — МГУ, СПбПУ, МФТИ, СПбГУ, ИТМО, УрФУ, МИСИС и ВШЭ. Со временем курсы на этом портале смогут размещать не только эти восемь университетов, но и другие вузы, которые смогут обеспечить должное качество. Сейчас создается нормативная база, позволяющая слушателям таких курсов перезачитывать результаты дистанционного обучения в своих вузах.
Кроме того пользователем платформы может быть не только отдельный студент, но и любой вуз – если он решит одну из дисциплин заменить на онлайн курс от ведущего университета. В этом случае между вузом и университетом заключается договор о реализации образовательной программы в сетевой форме, и студенты изучают выбранную дисциплину онлайн. Университет-разработчик должен обеспечить сопровождение курса, контроль за процедурой оценки студентов. По итогам обучения в вуз из университета передается ведомость с оценками студентов, и эти оценки перезачитываются.
Балабанова Евгения Сергеевна
Заместитель Центра исследований социальной организации фирмы
Гофман Александр Бенционович
Ординарный профессор ВШЭ
Денисенко Михаил Борисович
Заведующий Кафедрой демографии
Ребров Алексей Владимирович
Доцент Кафедры управления человеческими ресурсами
Вам также может быть интересно:
Экзамены онлайн: как Вышка развивает дистанционное обучение
Из-за эпидемии коронавируса Вышка, как и другие российские вузы, перешла на дистант. Как повысили скорость интернет-соединения в общежитиях? Что изменилось в системе оценивания? Какие методы контроля выбирают преподаватели? Рассказывают Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ, и Александр Зимовец, начальник управления цифровизации образования.
«Обычно я учусь тогда, когда есть время»
Три месяца назад начались занятия на первой в России магистерской программе ВШЭ на английском языке Master of Data Scienсe по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемой полностью онлайн на платформе Coursera. О своих впечатлениях рассказали ее студенты и преподаватель, сопровождающий один из курсов.
«Со временем удается убедить мозг, что аудитория существует, даже если ты ее не видишь»
Доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Илья Щуров поделился с онлайн-изданием Trv-science.ru личным опытом преподавания в дистанционном формате.
100
онлайн-курсов создала и разместила Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ на платформе «Открытое образование». Всего на конец апреля на «Открытом образовании» размещено 562 курса от высших учебных заведений. Все они доступны бесплатно.
«Простого переноса в цифровой формат материалов и заданий курса недостаточно»
Качество и стоимость дистанционного обучения в вузах – важный вопрос, волнующий сейчас не только студентов и преподавателей, но все общество. Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» считает, что дистанционное образование не должно подменяться заочным.
«Лайфхаки онлайна»: как увлечь студента дистанционным обучением
Чтобы помочь преподавателям справиться с трудностями внезапного перехода на дистант, Центр цифровых гуманитарных исследований и школа лингвистики ФГН запускают проект «Лайфхаки онлайна». Каждую неделю — простые сценарии онлайн-занятий, удаленный менеджмент студенческих проектов, неочевидные возможности знакомых цифровых инструментов. В первом выпуске старший преподаватель школы лингвистики Даниил Скоринкин рассказывает, как вернуть внимание студентов с помощью Kahoot-опросов и почему пара-викторина лучше, чем «говорящая голова» в MS Teams или Zoom.
Планирование и тайминг: преподаватели ВШЭ делятся опытом работы в онлайн
Трое преподавателей Вышки рассказали о том, как вынужденный уход в дистанционный форма повлиял на структуру занятий, стиль преподавания и образ жизни в целом. Ольга Соловьева (Медиаком), Александр Куприянов (Медиаком) и Алексей Плешков (ФГН) – о достоинствах и недостатках онлайн-образования.
Студенты Вышки рассказали, как идет учеба в самоизоляции
Шестеро студентов Высшей школы экономики записали видеорассказы о том, как организован их учебный день на карантине. Кто-то ценит каждую минуту сна и не любит рано просыпаться, кто-то может продуктивно работать только за письменным столом. Объединяет студентов одно – все скучают по друзьям, одногруппникам и университету.
«Академия школьников» – теперь в Minecraft
«Академия школьников» НИУ ВШЭ, как и весь университет, активно осваивает digital-пространство. Проект, который за три года работы привлек более 1200 школьников из более чем 30 регионов страны, построил модель учебного центра «Вороново» на популярной игровой платформе и теперь проводит там 5-6 занятий в день для школьников всей России.
17
курсов, размещенных на платформе Онлайн-образование в НИУ ВШЭ, смогут изучить студенты Российско-Армянского университета. Этот университет стал вторым иностранным вузом, который воспользовался программой по бесплатному подключению к онлайн-курсам Вышки в связи с переходом на дистанционный формат обучения на период объявленного карантина.