«ВШЭ — наилучшее место для работы над вопросами международных отношений»
В Высшей школе экономики прошла V Международная российско-китайская летняя школа по международным отношениям «Евразия 2020: перспективы сотрудничества». Школа проводится с 2011 года факультетом мировой экономики и политики ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом (Шанхай, Китай). В этом году она проходила при содействии Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. На территории России это единственная подобная школа.
Участниками школы стали 29 студентов из России и Китая, прошедшие строгий конкурсный отбор на основе мотивационного письма, портфолио и уровня владения английским языком. Основатель и руководитель школы — профессор ВШЭ, директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) Тимофей Бордачев.
Лекции по различным аспектам международных отношений прочли преподаватели ВШЭ, среди них — Сергей Караганов, Юваль Вебер, Андрей Крикович, Михаил Карпов, Игорь Макаров, Анастасия Лихачева. Восточно-китайский университет на школе представляли профессора Фэн Шаолей, Пан Синмин и Лю Цзюнь. Выбор лекторов не ограничивался лишь университетами-партнерами. Так, был организован круглый стол, где выступил Дмитрий Онтоев, представитель Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. В воскресенье, 5 июля, у участников было возможность пообщаться с приглашенным гостем — Федором Лукьяновым, главным редактором журнала «Россия в глобальной политике», председателем президиума Совета по внешней и оборонной политике. Участники школы также познакомились с точкой зрения бизнес-структур на происходящие в Евразии процессы во время выступления Андрея Писарева, директора департамента стратегии и развития Транспортной группы FESCO. Помимо лекций у участников была возможность обсудить актуальные проблемы с российскими и китайскими экспертами в формате свободных дискуссий, а также поработать над совместными проектами по проблематике международных отношений и поучаствовать в деловой игре «Организация интеграции в Евразии» (Organizing Eurasian Integration). Внеучебная программа школы включала экскурсии по Москве и культурные вечера — один провели китайские студенты, а второй российские участники школы и волонтеры.
В церемонии открытия летней школы приняли участие Сергей Караганов — декан факультета мировой экономики и мировой политики; Тимофей Бордачев — директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель программы «Международные отношения: европейские и азиатские исследования»; Фэн Шаолей — декан Школы углубленных международных и региональных исследований Восточно-китайского педагогического университета (ВКПУ); Бэй Вэньли — заместитель декана Школы углубленных международных и региональных исследований ВКПУ; Лю Цзюнь — заместитель декана Школы углубленных международных и региональных исследований ВКПУ; Пан Синмин — директор Центра европейских исследований ВКПУ; Сергей Ерофеев — проректор НИУ ВШЭ; Алексей Маслов — руководитель Школы востоковедения факультета МЭиМП НИУ ВШЭ; Александр Лукин — руководитель департамента международных отношений факультета МЭиМП НИУ ВШЭ, а также преподаватели факультета МЭиМП НИУ ВШЭ — Юваль Вебер, Алина Савельева и Анастасия Лихачева. Проректор ВШЭ Сергей Ерофеев отметил, что партнерские отношения с китайскими университетами, и в частности с Восточно-китайским педагогическим университетом, чрезвычайно важны для Высшей школы экономики, так как стратегической задачей университета является укрепление его репутации на международном образовательном рынке. В 2014 году первые китайские студенты были зачислены на магистерскую программу ВШЭ (Компаративистика — русская литература в кросс-культурной перспективе) и университет стремится к увеличению их числа. Сергей Ерофеев подчеркнул, что результатом школы должно стать производство нового знания. «Очень важно продолжать обсуждать ключевые вопросы Евразии и мира — это позволит нам двигаться вперед в экономическом, политическом и культурном отношении и строить мирное и преуспевающее будущее».
«Цель школы — создание платформы для общения молодых элит двух стран, чтобы они совместно могли выработать новую парадигму для анализа современного меняющегося мира, — подчеркнул декан Школы углубленных международных и региональных исследований Восточно-китайского педагогического университета Фэн Шаолей. У молодых людей неангажированный свежий подход к проблемам и они могут предложить новый взгляд на многие вопросы. Результатом школы для китайских студентов станет развитие их диссертационных тем, над которыми они продолжат работу по возвращении из Москвы. Участие в летней школе подобного уровня — это отличная строчка в резюме для всех студентов, независимо от того, планируют ли они академическую или бизнес карьеру». Фэн Шаолей добавил, что надеется на расширение сотрудничества с ВШЭ и проведение не только летних, но и зимних совместных школ.
Алла Шлыкова, ВШЭ, образовательная программа «Международные отношения», бакалавриат, 2 курс
Я решила принять участие в этой школе, так как мне была интересна тема — Евразия 2020. Какую роль будет играть этот регион в будущем мире международных отношений, которые мы сейчас строим? Какую роль будут играть Россия и Китай? Самое главное, что эту тему мы рассматривали с разных точек зрения — таких как энергетика, образование, развитие международного сотрудничества. Я работала над проектом по энергетическому сотрудничеству Китая как примером для дальнейшего сотрудничества в Евразии. Наши основные выводы — энергетическое сотрудничество будет развиваться, так как оно выгодно для обеих сторон и позволяет обеспечить энергетическую безопасность и стимулировать экономическое развитие региона. В дальнейшем я планирую продолжить заниматься темой энергетического сотрудничества в Евразии, так что опыт этой школы весьма для меня полезен.
Елена Сидорова, ВШЭ Нижний Новгород, образовательная программа «Экономика», бакалавриат, 3 курс
Я узнала о школе из объявления на сайте и сразу решила подать заявку, так как мне хотелось принять участие в мероприятии ВШЭ, проводимом совместно с Китаем — я специализируюсь именно на Китае. Мне было очень интересно работать в смешанной российско-китайской группе над общим проектом, так как можно посмотреть на одну проблему с двух сторон. В школе были увлекательные и информативные лекции, которые затрагивали текущие проблемы современной политики и экономики и поэтому вызывали бурные дискуссии — что очень полезно для собственного развития и для изучения российско-китайских отношений. Буду рада принять участие в этой школе в будущем году.
Тамара Златова, МГУ, географический факультет, кафедра мирового хозяйства, отделение востоковедения, выпускница
Меня привело на школу желание расширить свои знания — я занималась социальной географией все эти годы, а теперь меня заинтересовали и политические и экономические аспекты поворота России на Восток. Меня впечатлила программа школы — многие лекции касались не только политико-экономических, но и географических аспектов — роль вод в евроазиатском сотрудничестве, развитии Сибири и Дальнего востока, строительство Экономического пояса Шелкового пути. Это было мне особенно интересно, так как я сама из Сибири. Наша проектная группа рассматривала вопросы миграции в России и Китае — основные тенденции, политика государств в этой области. Мы обнаружили, что за последние два года поток российских и китайских мигрантов в обе стороны стал увеличиваться, что связано с увеличением количества совместных проектов между двумя странами и интенсификацией сотрудничества.
Чэнь Си, Восточно-китайский педагогический университет, магистратура по международным отношениям
Я впервые приехала в Москву. Раньше я участвовала в совместном форуме, организованном Шанхаем и Санкт Петербургом, но школа — это совсем другой опыт. Здесь можно было не только слушать лекции и работать над проектом, но и найти новых друзей. Хочу сказать, что лекции все были очень высокого уровня — из них можно было почерпнуть много информации. Все было прекрасно организовано — от академической программы до размещения и прочего. Русские студенты были настоящими ангелами-хранителями для нас, всегда были готовы помочь с любыми возникавшими вопросами. Наша команда занималась анализом культурных аспектов российско-китайских отношений, особенно тем, что касается существующих предрассудков и недопониманий между двумя народами. Это была интересная работа.
Сергей Пак, Университет Касселя, магистратура по социальным наукам
У меня отличные впечатления от участия в этой летней школе — все прекрасно продумано и организовано. Лекции были замечательные. Особенно мне понравились лекции таких заслуженных профессоров, как Сергей Караганов — о роли Евразии в XXI веке — и Михаил Карпов — об экономической ситуации в Китае. Я вижу несколько полезных аспектов этой школы. Во-первых, это отличная возможность завязать контакты в профессиональной академической среде, познакомиться с видными экспертами в области международных отношений, китаеведения и в других сферах. И во-вторых, конечно, мы все приобрели ценные знания.
Хуа Дунь, Восточно-китайский педагогический университет, магистратура по международным отношениям
Я в Москве не в первый раз — некоторое время назад я здесь жил в течение 3 лет. На школе мне удалось пообщаться со многими российскими студентами и профессорами — мне это было очень интересно. Я специализируюсь на исследованиях России (Russian Studies) и мне кажется, ВШЭ — наилучшее место для работы над вопросами международных отношений и анализа России. Именно поэтому я и приехал на эту летнюю школу. Я планирую продолжить учебу после получения степени магистра и поступить в аспирантуру. Профессора ВШЭ Сергей Караганов и Тимофей Бордачев мне дали много полезных советов по продолжению академической карьеры — они мне очень помогут в будущем.
Чжао Шутин, Восточно-китайский педагогический университет, магистратура по международным отношениям
Я первый раз приехала в Москву. Моя специализация — российские и центрально-азиатские исследования. Перед приездом в Россию у меня было много предрассудков — я слышала, что в России очень холодно относятся к иностранцам. Но здесь все оказалось совсем по другому — люди замечательные. В Китае сейчас много обсуждают экономическую ситуацию в России и стоящие перед ней сложности. Но познакомившись на школе с талантливыми русскими студентами, я уверена, что Россия сможет преодолеть все препятствия и стать великой страной.
Ли Чжэ, Восточно-китайский педагогический университет, магистратура по международным отношениям
Все лекции были очень полезными — я узнал много нового о международных отношениях и других вопросах, таких как Экономический пояс Шелкового пути, роль вод в Евразии, различных аспектах мировой экономики. Хочу поблагодарить организаторов и волонтеров — они проделали огромную работу и все прошло просто прекрасно. У нас были замечательные культурные вечера — один провели мы, другой русские студенты. За эту неделю я подружился с русскими участниками моей проектной комнады — мы анализировали энергетическое сотрудничество двух стран.
Бордачев Тимофей Вячеславович
Директор Центра комплексных европейских и международных исследований
Вебер Юваль
Доцент Факультета мировой экономики и мировой политики
Ерофеев Сергей Арсеньевич
Проректор ВШЭ
Караганов Сергей Александрович
Декан Факультета мировой экономики и мировой политики
Карпов Михаил Владимирович
Доцент Школы востоковедения
Крикович Андрей
Доцент Факультета мировой экономики и мировой политики
Лихачева Анастасия Борисовна
Младший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований
Лукин Александр Владимирович
Руководитель департамента международных отношений
Маслов Алексей Александрович
Руководитель Школы востоковедения
Щербакова Алина Вячеславовна
Помощник декана Факультета мировой экономики и мировой политики по международной деятельности
Вам также может быть интересно:
Путь к многополярности проходит через Сибирь
В НИУ ВШЭ прошла VI Международная конференция «Мировое большинство на пути к новому международному порядку». Ученые обсудили формирование многополярного мира и место в этом новом мире Глобального Юга, сотрудничество России со странами мирового большинства, новую роль Сибири в политике поворота России на Восток, а также более тесное взаимодействие экспертов для интеллектуального наполнения новых принципов международного порядка.
«Сербы не готовы забыть события 1999 года»: каковы долгосрочные последствия натовских бомбардировок
25 лет назад гражданская инфраструктура и мирные граждане Союзной Республики Югославия оказались под авиаударами НАТО. Эти события оказали огромное влияние на страну, и до сих пор сербское общество их не забыло. Несмотря на давление Запада, Сербия отказывается вводить антироссийские санкции, и Россия остается для страны одним из ключевых торговых партнеров.
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.