«Для спортсмена должно быть важно: что ты выиграл, то и получил»
Как цена нефти влияет на развитие фигурного катания? Как создать команду профессионалов в спорте? Кто должен платить за воспитание чемпионов? Об этом и не только в Вышке рассказывала заслуженный тренер России, профессор ГИТИС Елена Чайковская. Знаменитый тренер по фигурному катанию прочитала лекцию для слушателей совместной магистерской программы ВШЭ и ФИФА/CIES «Менеджмент в области спорта».
Как экономика влияет на спорт
С острейшей нехваткой финансирования российский спорт столкнулся в 1990-е годы, и фигурное катание в этот период пострадало, возможно, сильнее других — из страны уехали почти все тренеры. «Осталась я в Москве и Алексей Мишин в Петербурге, — рассказывает Елена Чайковская. — У меня была школа в «Динамо», она называлась «Два Ч» — Чайковская и Чернышёв [Аркадий Чернышёв — выдающийся советский хоккейный тренер, — прим. ред.]. Фигуристы и хоккеисты делили лед. Но однажды мне сказали, что хоккеисты приватизировали каток, и я осталась на улице. В таких случаях выручает спортивная закалка — начинаешь бороться за выживание, тем более что у тебя на руках двести детей».
Выживать помогали бизнесмены и иностранцы. Спонсоры оплачивали лед и костюмы для фигуристов. Созданный Чайковской балет «Вундеркинды России» выезжал на гастроли. А известное в спортивном мире промоутерское агентство IMG помогало вывозить фигуристов на сборы и соревнования. У государства таких возможностей не было.
«Я приходила в правительство, — вспоминает Чайковская, — и мне говорили: «Елена Анатольевна, всё понимаем, любим, уважаем, но баррель стоит девять долларов». И с этим баррелем я уже двадцать лет живу, я о нем знаю всё».
В «тучные» нулевые государство «повернулось к спорту». Нет прежней, советской, массовости, мало спорта в школах и университетах, но началось широкое строительство спортивных комплексов и площадок. Впрочем, вопрос о том, как финансировать спорт, остается открытым. Детский спорт нигде не окупаем, а нести подобную «общественную нагрузку» сможет и захочет далеко не каждый бизнес. Возможный выход — предоставление некоторых преференций тем бизнесменам, которые вкладываются в строительство социальных объектов, в том числе спортивных школ.
Но сейчас у государства и бизнеса другие заботы: российская экономика вступила в очередной кризис, сокращение расходов на спорт достигает 30 процентов, так что спортивным управленцам и тренерам снова нужно искать где-то деньги. «Впервые с 1992 года я не везу своих учеников на сборы в Сочи — слишком дорого», — признается Чайковская. На фестиваль фигурного катания, который пройдет в бывшей олимпийской столице, за бюджетный счет приедут 250 детей со всей России, на Москву выделено только 10 мест. Для сравнения — в одной только школе «Конек Чайковской» в Строгино занимаются 600 фигуристов, а на сбор надо было вывезти 40 детей.
Как управлять в спорте
«Очень важно создать команду, подобрать профессионалов — не тех, кто удобен и коммуникабелен, приятен в общении, а именно профессионалов», — считает Елена Чайковская. Главное, с чего надо начинать — это организация обучения. Спортсмены должны знать, что и зачем они делают и когда выученное ими будет использовано для достижения результата. Но «обучать» нужно не только спортсменов, а весь персонал спортивной организации — все должны быть на своих местах, четко знать свои роли и двигаться к достижению общей цели. Грамотное управление персоналом особенно важно во время соревнований, когда малейшая заминка может перечеркнуть результаты многомесячной подготовки.
Замерив давление Пахомовой во время тренировки, доктор побежал вызывать скорую: давление фигуристки составляло примерно 200 на 0
Любая спортивная организация нуждается во врачах, причем специализированных, понимающих возможности спортсменов и специфику их организма. Елена Чайковская вспоминает, как много лет назад на сборы ее знаменитых учеников Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова приехал обычный, а не спортивный врач. И, замерив давление Пахомовой во время тренировки, доктор побежал вызывать скорую: давление фигуристки составляло примерно 200 на 0. Но для многих фигуристов это идеальные показатели во время выступлений, так подстраивается под нагрузки их организм. Опытный спортивный врач хорошо знает физические возможности своих подопечных.
Еще один важный член команды (это уже особенность фигурного катания) — хореограф. Чайковская, сама будучи профессором ГИТИС, всегда работала с солистами академических театров. «Культура балета особенная, — считает она. — У вас должен быть классический фундамент, а уже на нем можно построить все, что угодно — от джаза до хип-хопа».
Чайковская была первым тренером, привлекшим в фигурное катание психологов. Сейчас спортивная психология стала целым направлением исследований, но работать с психологами нужно крайне осторожно, очень четко формулируя им задачу. Иначе психолог вытеснит из всего производственного, то есть тренировочного процесса самого тренера. В практике Чайковской был случай, когда приглашенный психолог так расслабил и «умиротворил» ее спортсменов, что они не могли выступать.
Интересно, что до сих пор в некоторых спортивных организациях нет позиции «менеджера», ее заменяет привычный с советских времен «администратор». Так или иначе, на этих профессионалов ложится вся хозяйственная нагрузка — логистика, финансы, организация соревнований, реклама и PR. Кстати, важность рекламы понимали и в Советском Союзе: фигуристов после сезона, даже вопреки мнению тренеров, регулярно отправляли на показательные выступления на международные фестивали или выставки, имевшие широкое освещение в западной прессе.
Спорт — профессия или призвание?
Что движет людьми, занимающимися профессиональным спортом? Первые шаги будущие чемпионы всегда делают благодаря родителям, у которых своя заинтересованность. Во-первых, чтобы их ребенок не бегал по улице, а был при деле и воспитывался. Во-вторых, чтобы через несколько лет смог зарабатывать благодаря своим результатам.
Получается не у всех. Главная задача тренера в этот период — не отбить у ребенка, а затем подростка радость от занятия фигурным катанием. Занятия спортом, сколь бы тяжелыми они ни были, должны приносить удовольствие. «Чемпионы получаются из тех, кто не может не кататься», — считает Чайковская.
Но подготовить чемпиона стоит денег, и притом больших. Елена Чайковская верит в эффективность государственных программ, приводя в пример Китай, который активно использовал советский опыт, и Германию, в которой после провала на одном из прошлых чемпионатов мира были созданы полторы сотни государственных футбольных школ — и немецкая сборная стала сильнейшей в мире.
Другое дело, что спортсмен, получающий государственное финансирование, должен не почивать на лаврах, а отрабатывать эти средства, показывая результат. В СССР были широко распространены «медальные планы» — тренеры перед началом сезона расписывали, какие места займут их подопечные на чемпионатах мира, Европы и Олимпиадах, а после сезона отчитывались за результат в спорткомитете. Во многих видах спорта (фигурное катание — из их числа) успехом считался только один результат — золотая медаль. За второе место на Олимпийских играх могли устроить «разнос».
Ситуация изменилась — и далеко не везде к лучшему. «Смотрите, что произошло с нашим биатлоном, — говорит Елена Чайковская. — Залили огромные деньги, и люди перестали бежать. Прибежал вторым — тебе платят, прибежал шестым — все равно платят. А для спортсмена должно быть важно: что ты выиграл, то и получил. Вы не побежите, если у вас все есть, если вам и так платят».
Вам также может быть интересно:
Голы, очки, секунды, деньги: Дмитрий Дагаев рассказал, зачем спорту нужна математика
Чем занимается экономика спорта? Какую роль математические методы играют в спортивном менеджменте? Сможет ли искусственный интеллект заменить судей? Об этом и многом другом в интервью YouTube-каналу Вышки рассказал Дмитрий Дагаев, заведующий Научно-учебной лабораторией исследований спорта факультета экономических наук, директор по академическому развитию НИУ ВШЭ.
«Сборная во время чемпионата — корабль в открытом море»
Главный тренер национальной сборной России по футболу Станислав Черчесов провел мастер-класс для слушателей и выпускников совместной программы профессиональной переподготовки ВШЭ и FIFA/CIES «Спортивный менеджмент». Некоторые тезисы его выступления — в материале новостной службы портала Вышки.
Выпускник совместной программы ВШЭ и FIFA/CIES по спортивному менеджменту стал главным тренером «Спартака»
Олег Кононов, окончивший в 2018 году программу ВШЭ и FIFA/CIES и возглавлявший ранее тульский «Арсенал», назначен главным тренером ФК «Спартак-Москва».
В ВШЭ прошел выпускной программы HSE/FIFA/CIES совместно двух кампусов
Диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Менеджмент» по программе «Спортивный менеджмент/Executive Programme in Sports Management» ВШЭ и диплом CIES/FIFA в этом году получили 43 человека из двух кампусов Вышки. В этом году слушатели программы могли посещать лекции, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге, где была организована их прямая трансляция. Последний, шестой модуль программы, прошел в Пушкине под Питером. Дипломные проекты выпускники делали совместно.
Джанни Инфантино: «Чтобы двигаться вперед, спорту нужны знания и профессионалы»
Что требуется от современных менеджеров в спорте и как на его развитие влияют цифровые технологии? Эти вопросы обсуждали участники международной конференции «Спорт и будущее», организованной НИУ ВШЭ, Международным центром спортивных исследований и Ассоциацией выпускников программы FIFA Master при поддержке Российского футбольного союза.
В Вышке открывается магистерская программа по спортивному менеджменту
НИУ ВШЭ предлагает абитуриентам новую магистерскую программу «Международный спортивный менеджмент и маркетинг». О том, как и чему будут обучать на ней, рассказывает академический руководитель программы Елена Истягина-Елисеева.
Образование, которое открывает двери в индустрию спорта
До 13 октября продолжается прием на совместную программу ВШЭ и FIFA/CIES по спортивному менеджменту. Обучение на ней поможет не только развитию карьеры в спортивном бизнесе, но и в подготовке к международной программе FIFA Master. О том, как это происходит, рассказывает выпускница обеих программ Дарья Смирнова.
Футболист Роман Широков окончил совместную программу ВШЭ и FIFA/CIES и вошел в ее управленческую команду
22 сентября свои дипломы получили выпускники третьего цикла совместной программы ВШЭ и FIFA/CIES по спортивному менеджменту. Среди них известный футболист Роман Широков, который теперь будет отвечать на программе за связи со спортсменами. Новый цикл обучения на программепройдет не только в московском, но и в петербургском кампусе Вышки.
Спортивный менеджмент: как разложить свои знания по полочкам
29 сентября состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам второго цикла совместной программы профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ и FIFA/CIES «Менеджмент в области спорта». Сейчас идет прием заявлений на новый цикл программы.
«Я знаю, что в моей жизни будет еще не одна Олимпиада»
На завершившейся в Рио Олимпиаде работали несколько выпускников НИУ ВШЭ. Елена Стенькина, Дарья Смирнова и Евгения Долина рассказывают о том, как благодаря Вышке они пришли в спортивную индустрию, хотя еще несколько лет назад даже не представляли себе, что будут как-то связаны со спортом.