Переход на новый стандарт начинается с изменения роли учителя
17 декабря в Институте образования ВШЭ состоялась конференция, посвященная перспективам нового образовательного стандарта старшей школы. Директорам школ и учителям был представлен опыт введения стандарта в Лицее ВШЭ.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) общего образования был утвержден после долгих дискуссий в 2012 году, и школы по всей России должны перейти на него к 2020 году. Однако Лицей ВШЭ, не дожидаясь установленных сроков, перешел на него в порядке эксперимента и теперь готов делиться опытом. Об особенностях работы по новому стандарту участникам конференции рассказала директор лицея Наталия Любомирская.
Какие вызовы стоят перед современной школой?
Первый вызов заключается в том, что общество развивается очень динамично, и невозможно предсказать, что понадобится молодым людям после завершения образования. Школа готовит людей к жизни в обществе, которое пока не существует. Поскольку образование консервативно по природе, а в его основе всегда лежала передача опыта и знаний предыдущих поколений, крайне сложно работать на опережение.
Второй вызов связан с революцией в области технологий, которая не может не влиять на образование, — по значимости она сравнима с революцией, вызванной изобретением печатного станка. Компьютеры сделали знание общедоступным, и сегодняшние дети — цифровые аборигены: они родились в обществе, где большую роль играет «цифра». А поколение учителей — иммигранты в этом мире, но им все же приходится осваивать его законы.
Чему учат в старшей школе?
В 10-11 классах дети не просто завершают общее образование, но и, как правило, готовятся к получению высшего образования, выбрав направление обучения. Все ученики Лицея ВШЭ намерены поступать в вузы, причем необязательно в Вышку — кто-то хочет попасть в МГУ, кто-то едет учиться за границу.
Учителю приходится отказаться от роли главного в классе, который все знает и рассказывает детям, как должно быть. Он теперь не учит, а помогает учиться
Старшеклассники уже давно выбирают необходимые им предметы, а остальные не учат или делают вид, что учат, а учителя делают вид, что их преподают. От этой профанации, порой переходящей в мошенничество, новый стандарт ограждает и детей, и учителей. Поскольку основное образование завершено, например, будущему гуманитарию не нужно изучать все естественнонаучные предметы — достаточно взять по одному предмету из разных образовательных областей, чтобы понять специфику того или иного вида деятельности.
Ученики должны иметь возможность попробовать себя в профессиональной деятельности — прежде всего, академической. И это имеет отношение не только к профильным, но и к непрофильным дисциплинам. Для человека, который решил стать историком, старшая школа — последняя возможность попробовать себя в качестве лабораторного ученого-экспериментатора, и наоборот — те, кто выбрал технические, естественные науки, должны попробовать себя в гуманитарной сфере.
От знаний к умениям
Трудно описать комплекс знаний, которыми должен обладать молодой человек, чтобы успешно подготовиться к получению высшего образования и быть успешным в XXI веке, поэтому в стандарте заданы не только предметные, но и метапредметные, и личностные результаты образования.
Выпускник старшей школы должен обладать критическим мышлением, то есть уметь сравнить альтернативные варианты решения проблемы и выбрать из них оптимальный. К сожалению, в школе мы привыкли, что любая задача имеет одно верное решение, даже в текстах обычно предлагается выбрать один правильный ответ из нескольких. Но в реальной жизни задач с правильными ответами не бывает. Приходится оценивать альтернативные варианты («налево пойдешь — коня потеряешь, себя спасешь, направо пойдешь — себя потеряешь, коня спасешь…»), понимая, какие риски и какая ответственность возникает при выборе каждого из них.
Новый ФГОС — это смещение образовательной парадигмы, переход от «знаю, что…» к «знаю, как…», от знаний — к умениям. Это не значит, что знания отрицаются, но они превращаются в учебный материал, на котором формируются умения и навыки. Обучение в традиционном понимании этого слова превращается в учебную деятельность, потому что меняется позиция и учителя, и ученика. Ученик становится субъектом учебной деятельности, а учителю приходится отказаться от роли главного в классе, который все знает и рассказывает детям, как должно быть. Он теперь не учит, а помогает учиться.
При переходе на ФГОС предстоит переосмысление пятибалльной шкалы оценивания, потому что тройка, удовлетворительная оценка, — это, безусловно, успех
Такой подход, взятый за основу разработчиками стандарта, называется системно-деятельностным. «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь» — эти слова Конфуция хорошо отражают его суть.
Проекты и исследования
Активная учебная деятельность — это, прежде всего, проекты и исследования.
Разница между ними в том, что у проекта всегда есть образ конечного результата, и он реализуется за определенное время, а исследование — это поиск ответа на вопрос, и неизвестно, какой ответ будет получен.
Задача настоящего научного исследования — найти новое знание, а учебное исследование учит способам его нахождения (в школе, конечно же, любое исследование является учебным). В первом случае главное — результат, во втором — процесс. Учебное исследование инициируется педагогом, и его результат заранее известен педагогу, открытие ученик делает для себя, для науки оно ценности не имеет. В учебном исследовании есть элемент игры, и оно ограничено рамками учебного процесса.
В Лицее ВШЭ любой проект — исследовательский, его результатом может быть итоговое эссе, напоминающее научную публикацию или курсовую работу. Проекты пронизывают все учебные предметы, проектов может быть сколько угодно, и единственное ограничение в том, что их трудно придумывать на каждом уроке. Часто проекты бывают групповыми — например, социологическое исследование. Обязательна социальная деятельность, когда дети участвуют в волонтерских движениях и других социальных практиках, способствующих позитивным изменениям в школе, в микрорайоне, в жизни той или иной социальной группы.
Системно-деятельностный подход предусматривает индивидуализацию образовательного процесса через индивидуальные учебные планы. Многие школы такой подход давно используют, но при переходе на ФГОС он становится обязательным.
Тройка — это успех
Новый стандарт обязывает каждую школу разработать свою систему оценивания. При этом необходимо менять сложившиеся стереотипы и подходы.
Обычно учитель оценивает не столько работу, которую выполнил ребенок, сколько его личность, — «она меня не любит, поэтому тройки ставит». Вместо этого необходимы четкие критерии — требования, ниже которых опускаться нельзя, как при подготовке пилотов.
При переходе на ФГОС предстоит переосмысление пятибалльной шкалы оценивания, потому что тройка, удовлетворительная оценка, — это, безусловно, успех. А четверка или пятерка ставится за наращивание знаний сверх базового уровня. Используется метод сложения, а не вычитания: вместо того, чтобы вычитать баллы за ошибки, нужно оценивать соответствие работы тому или иному уровню.
Учитель все знает и далеко не всегда готов отвечать на детские вопросы, а смысл жизни ученого — в его незнании и поиске ответов на возникающие вопросы
Оценивание при системно-деятельностном подходе становится видом учебной деятельности, возможен даже переход к полному самооцениванию. Учитель не ставит отметки, а делает пометки в сданной работе — с чем согласен, чего там не хватает и так далее. Затем он предлагает ребенку таблицу с критериями оценивания, на основании которой можно вывести отметку за работу, и ребенок делает это сам, споря с учителем, обсуждая каждое замечание и доказывая свою правоту. Самооценивание как разновидность учебной деятельности помогает лучше освоить материал.
Равняться на лидеров
Переход на новый стандарт не требует больших вложений в материальную базу — многие московские школы, особенно в новых зданиях, оснащены не хуже, а то и лучше Лицея ВШЭ. Главная трудность — в изменении позиции учителя, а значит и ученика. В этом смысле лицей находится в привилегированном положении — здесь преподают университетские профессора, то есть ученые, а не учителя, и для них новые подходы, заложенные в стандарте, — привычная реальность. Учитель все знает и далеко не всегда готов отвечать на детские вопросы, а смысл жизни ученого — в его незнании и поиске ответов на возникающие вопросы.
В России есть и другие школы, где новая парадигма уже применяется, и они могут быть «маяками» для всех, кто переходит на новый стандарт. Прежде всего, это школы международного бакалавриата — универсальной образовательной системы, единой для разных стран, принципы которой использовали разработчики ФГОС. С 1990-х годов такие школы создавались не только в Москве, но и в регионах — Санкт-Петербурге, Самарской области, Приморском крае и других. Многолетний опыт работы в международном бакалавриате есть и у многих членов команды, которая создавала Лицей ВШЭ.
Борис Старцев, новостная служба портала ВШЭ
Любомирская Наталия Вениаминовна
Директор Лицея НИУ ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.