Лицей ВШЭ не «натаскивает на ЕГЭ», а готовит к получению высшего образования
27 ноября для финалистов всероссийского конкурса «Директор школы — 2014» была организована встреча с администрацией лицея ВШЭ. Речь шла, в частности, об особенностях работы лицея и о сотрудничестве Вышки с московскими школами.
«Директор школы» — это конкурс, в котором могут принять участие руководители общеобразовательных организаций, добившиеся за последние пять лет значимых результатов в работе. Конкурс состоит из заочного и очного тура (очный проводится в Москве в конце ноября), жюри возглавляет профессор Института образования ВШЭ Константин Ушаков. В этом году в конкурсе участвовали 440 человек, финалистами стали 30 человек, среди них представители самых разных регионов: Санкт-Петербурга, Нижегородской области, Кемеровской области, Красноярского края и других.
История лицея ВШЭ началась полтора года назад, когда Департамент образования Москвы предложил федеральным вузам открывать школы старшей ступени. Вышка поддержала эту идею, чтобы повысить качество подготовки своих абитуриентов, рассказала директор лицея Наталия Любомирская. Подготовка школьников, даже успешно сдавших ЕГЭ и победивших в олимпиадах, часто оставляет желать лучшего, поэтому в первый год обучения Вышка вынуждена отчислять около 20% студентов. Лицей ВШЭ готовит ребят не к ЕГЭ, а к получению высшего образования. На вопрос одного из участников встречи, какая доля отчисленных с первого курса выпускников лицея будет считаться допустимой, Наталия Любомирская ответила: «Нас устроит цифра «ноль». Для всех выпускников лицея учеба в Вышке должна быть посильной, и это наша целевая установка».
Обычно после недели пробных занятий директор звонил в лицей, радостно сообщал, что аспирант принят на работу, и спрашивал, нельзя ли прислать еще кого-нибудь подобного
Еще один вопрос, который интересовал участников встречи, — организация «распределенного лицея», то есть сотрудничество со школами, где отдельные классы работают по программам Лицея ВШЭ. Любомирская пояснила, что лицей предоставляет школам, входящим в «распределенный лицей», не только программы по профильным предметам, но и преподавателей, если в них есть необходимость, причем в роли преподавателей могут выступать и аспиранты. Были случаи, когда директора школ возражали против сотрудничества с аспирантами, требуя «настоящего преподавателя Высшей школы экономики». Но обычно после недели пробных занятий такой директор звонил в лицей, радостно сообщал, что аспирант принят на работу, и спрашивал, нельзя ли прислать еще кого-нибудь подобного. По словам Наталии Любомирской, особенно востребованы в московских школах аспиранты факультета философии — они, в частности, преподают теорию познания, которая согласно лицейской программе является обязательной для учеников почти всех направлений, так как развивает критическое мышление.
Финалисты конкурса «Директор школы» также спрашивали о доступности образования в Лицее ВШЭ для детей из регионов — в частности, не планируется ли открывать интернат. Наталия Любомирская пояснила, что открытия интерната в планах нет, но есть идея постепенного распространения «распределенного лицея» на регионы. Однако для этого нужно создать систему электронных образовательных ресурсов. Несмотря на обилие таких ресурсов, единой системы, материалы которой выверены не только содержательно, но и методически, в России пока нет.
Борис Старцев, новостная служба портала ВШЭ
Любомирская Наталия Вениаминовна
Директор Лицея НИУ ВШЭ
Ушаков Константин Михайлович
Профессор Департамента образовательных программ
Вам также может быть интересно:
«Наука с тысячью лиц»: Лицей ВШЭ проводит III открытую конференцию
Конференция на тему «Вызовы времени: от изобретения колеса до искусственного интеллекта» состоится 22–23 марта 2024. К участию приглашаются школьники, студенты, учителя и преподаватели вузов. Среди своих главных задач организаторы форума называют формирование интереса к исследованиям, сотрудничество на разных уровнях владения исследуемого материала, профессиональное общение на разных уровнях владения научными знаниями. Подать заявку можно до 15 февраля.
«Площадка для коммуникации и пополнения банка идей»: состоялся форум «Стань выше с Вышкой!»
В конце октября в Москве прошел образовательный форум «Стань выше с Вышкой!», основными целями которого стали обмен лучшими образовательными практиками и развитие сотрудничества между университетом и общеобразовательными организациями. В нем приняли участие школьные педагоги и администраторы из 76 регионов, в том числе новоприсоединенных территорий РФ, и 16 зарубежных стран. На форум зарегистрировалось более 3,5 тыс. человек. Но к мероприятиям подключилось гораздо больше заинтересованных коллег — только пленарную дискуссию посмотрели онлайн больше 15 тыс. человек.
«31.5 августа»: как прошло учебно-неучебное 1 сентября в Лицее ВШЭ
В День знаний в Лицее ВШЭ традиционная НЕлинейка состоялась на трех площадках сразу: в Культурном центре Вышки и в двух зданиях Лицея — на Большом Харитоньевском и Солянке. Участие принимали более 2000 учащихся всех классов и направлений, а родители могли подключиться к онлайн-трансляции. Тонкой нитью в сценариях прослеживалась сюжетная линия сказки «Мэри Поппинс».
От «Площади Объединения» до станции «Студенческая»: Лицей НИУ ВШЭ отмечает юбилей
Вышкинскому лицею исполнилось 10 лет. Юбилей собрал под крышей Центра культур Высшей школы экономики разные выпуски лицеистов. Конкурсы, викторины, насыщенная концертная программа в формате путешествия по специальной ветке метро, угощение и встреча одноклассников создавали неповторимую атмосферу домашнего праздника. Поздравить лицеистов пришли ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, президент Вышки Александр Шохин, первый директор лицея Наталья Любомирская и нынешний руководитель лицея Дмитрий Фишбейн.
«Наша школа — место проб собственных решений, нового уровня сложности и коммуникации»
1 февраля стартует прием в Лицей НИУ ВШЭ. Впервые состоится набор в 8-й класс, причем по тем же специализациям, что и в 9-й класс, — «Универсальная» и «Математика и физика». При поступлении в 10-й класс можно выбирать из десяти направлений — от «Востоковедения» до «Юриспруденции».
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
«Мы готовы всесторонне поддержать каждого нашего студента»
В День знаний ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов встретился со студентами, зачисленными в университет в рамках специальной квоты, и первокурсниками из ЛНР, ДНР и Украины. Суммарно таких абитуриентов зачислено в ВШЭ более ста.
Лицей НИУ ВШЭ организует новую научную конференцию
21-22 апреля Лицей Вышки проведет первую конференцию «Наука с тысячью лиц». В этом году ее тема — «От Юстиниановой чумы до “омикрона” — пандемии и их роль в жизни общества». Целью нового форума станет создание единого пространства коммуникации, в котором и школьники, и преподаватели, и профессиональные исследователи могли бы делиться своими идеями.
«В университете мы готовимся к будущему и учимся создавать будущее»
В День знаний ректор ВШЭ Никита Анисимов открыл новый учебный год в Лицее ВШЭ и провел встречу со старшеклассниками в московской школе № 2086. Он рассказал о новых возможностях, которые открываются перед современными молодыми людьми, об университетском образовании и академической карьере.
Лицей НИУ ВШЭ занял первое место в олимпиадном навигаторе по двум профилям
Опубликован олимпиадный навигатор по школам Москвы-2021: Лицей занял первое место по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилю и высокие позиции по ряду других направлений.