Философия культуры превращает среду «непонятных шумов» в среду коммуникации
24 ноября на Coursera стартует новый курс «Философия культуры», подготовленный ординарным профессором ВШЭ Александром Доброхотовым. В небольшом превью — ответы автора на основные вопросы о теме и содержании его курса.
Что изучает философия культуры?
Философия культуры как гуманитарная «рубрика» появилась сравнительно недавно. Гуманитарная наука стала активно ветвиться на дисциплинарные потоки и ручейки во второй половине ХХ века. Это многообразие, надо сказать, зачастую так же быстро «пересыхает», как и появляется, но философия культуры закрепилась. При этом она нередко «перечитывает» со своей точки зрения то, что уже попало в другие рубрики: в социологию, психологию, языкознание, антропологию и т.д. Поэтому белых пятен на этой территории более чем достаточно. Нет устоявшейся терминологии, нет навыков размежевания с близкими дисциплинами (с культурологией, например), умения отделить академическое исследование от идеологической манифестации, нет системных и достаточно полных историй культурфилософских учений. Поэтому «подрастающим» ученым есть чем заняться.
Чем содержание этого курса отличается от того, что можно узнать на обычных занятиях в университете или из учебников?
Этот курс построен как разговор со слушателем, а не как поучение. Я исходил из того, что дидактику можно почерпнуть из соответствующих книг, которых сейчас уже довольно много. Но у меня и моих слушателей есть по крайней мере одна объединяющая черта — мы живем в одно время. Поэтому у нас есть, так сказать, темпоральная солидарность. Хочется понять, что для нас значит классика именно сегодня. Рассказывая об идеях, которые остались в культурной памяти, я не скрываю своих субъективных реакций, но и не выдаю их за приговор истории. В конце концов, этому — то есть тактичному вхождению современности в вечность — тоже надо учиться.
Почему этот курс будет не только интересно, но и полезно изучить? Как полученные знания можно будет применить на практике?
«Интересно» — это как получится. А «польза»… Уж лучше бы ее было поменьше. Сейчас, во времена быстрой варваризации нашей эпохи, крайне востребованным оказалось умение сформулировать универсальные ценности и различить простейшие функции культуры.
Мы начинаем понимать, что происходит вокруг, по каким правилам идет игра, и нами уже трудно манипулировать
Вот, скажем, всплыл спор о соотношении науки и религии, который умные люди решили еще в XII веке. Заговорили о столкновении цивилизаций, о мультикультурализме. Не хочу сказать, что все здесь просто, но знать кое-какие накопленные опытом философии ответы было бы неплохо. Короче говоря, польза философии культуры возможна там, где современные конфликты в явной или скрытой форме содержат установки, идеи и мифы, которые можно проанализировать.
Впрочем, самая общая польза в том же, в чем польза изучения иностранных языков — среда непонятных «шумов» превращается в среду коммуникации. Мы начинаем понимать, что происходит вокруг, по каким правилам идет игра, и нами уже трудно манипулировать. Философия культуры неплохо учит разоблачать те формы культуры, которые выдают искусственное за естественное, а естественное — за этическое, моральное, а, значит, она учит не обманываться речами различных проповедников вражды или ложной солидарности.
Вот еще, может быть, самый простой пример «пользы»: сейчас важные процессы происходят в массовой культуре, которая не только высвечивает, выговаривает какие-то незамеченные нами тайны современного мира, но и в своих «низких» модусах вырабатывает и апробирует ценности будущей высокой культуры. Способы расшифровки этих сообщений подсказывает нам идейный ресурс, накопленный философией культуры.
Как будет строиться общение со слушателями? Каков механизм «обратной связи»?
Кроме предусмотренных основным форматом Coursera механизмов связи, я бы хотел использовать возможности непосредственного общения в сети. Скажем, с помощью небольшой видеоконференции. Это было бы полезно, поскольку мой курс может вызвать много «мелких», но информативно-важных вопросов, которые лучше решать в режиме быстрого обмена высказываниями.
Доброхотов Александр Львович
Ординарный профессор ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Интенсив U4U постепенно превращается в базовую площадку для коммуникации преподавателей вузов РФ и стран СНГ»
26–28 октября Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ провела пятый интенсив U4U online для вузов — сетевых партнеров. Высшая школа экономики с 2014 года создает массовые открытые онлайн-курсы, является соучредителем Национальной платформы «Открытое образование», включает онлайн-курсы в учебные планы, сопровождает студентов в процессе цифрового обучения, а также осуществляет контроль качества и оценочные процедуры.
Решение широкого диапазона задач: открыт набор в онлайн-магистратуру Master of Data Science
Программа «Магистр по наукам о данных» (Master of Data Science, MDS), запущенная НИУ ВШЭ в 2020 году, на тот момент стала первой и единственной в России онлайн-магистратурой на платформе Coursera. Сейчас стартовал новый набор на программу. Студенты 2-го курса Василина Денякина и Валерий Седин рассказали новостной службе портала о том, как актуальные теоретические и практические знания с упором на решение реальных задач индустрии помогают стать востребованными специалистами на рынке труда, а также о том, насколько разнообразными могут быть исследования в области наук о данных.
Уйти от европоцентризма: на Coursera появился курс ФГРР «Страноведение и география городов»
Факультет городского и регионального развития (ФГРР) запустил курс «Страноведение и география городов» на платформе Coursera. Его цель — познакомить слушателей с многообразием городских феноменов в различных регионах мира и дать базовые представления о регионалистике, типологии стран и страноведении.
Зрительные образы в искусстве и дизайне: как научиться визуальной грамотности
В эпоху интенсивной цифровизации, когда социальные сети ежесекундно поставляют нам массу изображений, визуальная коммуникация стала главным способом межличностного общения. Как не раствориться в потоке образов и отличать видимость от настоящей ценности, объясняет Анна Суворова, автор нового курса Дирекции по онлайн-обучению ВШЭ «Визуальные исследования».
До 15 ноября принимаются заявки спикеров на участие в конференции eSTARS 2021
1 и 2 декабря Высшая школа экономики и Coursera собирают ведущих мировых исследователей и практиков, руководителей образования, лидеров технологий и представителей бизнес-сообщества на IVМеждународной научной конференции eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021. Заглавная тема eSTARS 2021— «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования».
ФКН запустил на Coursera новый англоязычный курс Digital Literacy
На платформе Coursera вышел новый курс Digital Literacy, созданный в рамках общеуниверситетского проекта Data Culture. Программа состоит из 10 блоков, которые подготовлены специалистами в соответствующей области. Всего над курсом работали 11 авторов.
Европейские ценности: от открытия Америки до Первой мировой войны
На платформе Coursera стартовал англоязычный курс “Europe and the World, ca. 1500 to 1914”. Его автор, Андрей Исэров, заместитель декана по международной деятельности ФГН НИУ ВШЭ, рассматривает исторический отрезок в четыре столетия, за который европейские государства достигли пика экономической, военной и политической мощи. Как независимость Испанской Америки, достигнутая к середине 1820-х годов, повлияла на Китай, каковы причины религиозного раскола в западном христианстве в XVI веке и как развивалась европейская колониальная политика — об этом узнают слушатели курса.
«У России есть отличные шансы закрепить за собой место ведущего внерегионального партнера Ближнего Востока и Северной Африки»
Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ объявила о старте нового курса «Россия и страны Ближнего и Среднего Востока: потенциал взаимодействия» на платформе Coursera. Его автор — Андрей Бакланов, профессор, руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки факультета мировой экономики и мировой политики Вышки, экс-посол России в Саудовской Аравии. Он рассказал новостной службе о том, какими знаниями в области энергетического рынка, рынка вооружений и особенностей ведения бизнеса готов поделиться со слушателями курса.
Преподаватель МИЭМ разработал бота-помощника, чтобы мотивировать студентов
«Чат-бот для повышения эффективности технологии "Перевернутый класс"» разработал доцент МИЭМ Александр Варнавский. Бот был представлен в МГУ на Международной конференции-конкурсе инновационных технологий в системе ИТ-образования и занял первое место в направлении «Информационно-педагогические технологии».
Первая в России онлайн-магистратура на английском языке откроется в Вышке
В этом учебном году в НИУ ВШЭ стартует набор на магистерскую программу Master of Data Science по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемую полностью в онлайн-формате на глобальной образовательной платформе Coursera. Прием документов продлится до 6 декабря, занятия начнутся в феврале. После успешного окончания программы выдается диплом магистра НИУ ВШЭ.
Доброхотов Александр Львович
ординарный профессор ВШЭ