• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа, после которой становится ясно, зачем занимаются финансовой математикой

Международная лаборатория количественных финансов ВШЭ провела под Петербургом первую в России летнюю школу по финансовой математике. Перед ее участниками выступали не только ведущие мировые ученые в этой области, но и сотрудники крупных инвестиционных фондов, один из которых открыл при лаборатории свое представительство.

Летние школы по финансовой математике регулярно организуются в лучших образовательных центрах мира, а вот для российских университетов это был первый подобный опыт. По словам научного руководителя Международной лаборатории количественных финансов ВШЭ Юрия Кабанова, основная цель состояла в том, чтобы показать молодым математикам те разделы дисциплины, которые можно назвать «математикой без компромиссов».

Далекие от финансовой математики люди зачастую путают ее с финансовой инженерией, и в студенческой среде бытует мнение, что если это и математика, то второго или третьего сорта.

Кабанов Юрий Михайлович
научный руководитель Международной лаборатории количественных финансов

В качестве лекторов на школу были приглашены классики теории количественных финансов — Фредди Дельбан (Eidgenossische Technische Hochschule, Цюрих), Дмитрий Крамков (Carnegie Mellon University, Питтсбург), Петр Танков (Université Paris-7, Париж). Одновременно со школой в Пушкине проходила международная конференция Stochastic Calculus, Martingales and Financial Modeling («Стохастический анализ, мартингалы и финансовое моделирование»). Некоторые ее докладчики также заглянули на школу, так что студенты смогли, например, пообщаться с одним из ведущих ученых в области теории вероятностей и финансовой математики академиком РАН Альбертом Ширяевым и профессором Лондонской школы экономики Костасом Кардаросом.

«Далекие от финансовой математики люди зачастую путают ее с финансовой инженерией, и в студенческой среде бытует мнение, что если это и математика, то второго или третьего сорта, — говорит профессор Кабанов. — Чтобы преодолеть это заблуждение, мы подобрали темы, позволяющие продемонстрировать, насколько короток путь от элементарных моделей до глубоких концептуальных результатов , для достижения которых используется широкий спектр современных математических теорий — стохастическое исчисление, геометрический функциональный анализ, стохастическое оптимальное управление, конечномерная геометрия и другие».

Для участия в школе можно было подать заявку на грантовый конкурс (грант покрывал расходы на проезд и проживание). В итоге из 100 заявителей обладателями грантов стали 25 человек — студенты и аспиранты из лучших российских вузов (НИУ ВШЭ, МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ, МИАН и других). Кроме того, несколько молодых исследователей приехали на школу самостоятельно, среди них можно отметить научного сотрудника Carnegie Mellon University Дэниела Шварца и студента University Paris-7 Цзяту Цая. Впрочем, лекции школы были открыты для всех желающих — на них свободно смогли попасть интересующиеся финансовой математикой петербургские студенты.

Программа летней школы включала в себя четыре курса: Mathematics behind risk measures (автор — Фредди Дельбан), Arbitrage theory for markets with transaction costs (Юрий Кабанов), Arbitrage-free pricing, optimal investment, and equilibrium (Дмитрий Крамков), Jump processes in risk management (Петр Танков). Каждый учебный день состоял из четырех пар, но на деле обсуждения затягивались до позднего вечера.

«Благодаря ежедневному общению с профессорами вне учебной аудитории у меня появилось довольно четкое представление о состоянии финансовой математики в мире, перспективных направлениях исследований и работе ведущих лабораторий, — рассказывает аспирант механико-математического факультета МГУ Юлия Гусак. — Могу сказать, что после нескольких прогулок по Екатерининскому парку в компании преподавателей мое желание заниматься научной деятельностью возросло, теперь хочется продолжать работу над диссертацией»

Лондонский FM Investment Management открыл свое представительство при Международной лаборатории количественных финансов ВШЭ и будет ежегодно финансировать три стипендии для аспирантов, которые помимо обычной учебной программы смогут проходить стажировку на площадке компании

Помимо академических занятий на школе состоялись презентации двух финансовых компаний. Представители одного из крупнейших количественных хедж-фондов мира WorldQuant, недавно открывшего офис в Санкт-Петербурге, выразили заинтересованность в привлечении специалистов с сильным математическим образованием и знанием финансов. По их словам, наличие кандидатской или PhD-диссертации является необходимым условием для трудоустройства «квантов» (так на деловом жаргоне называют физиков или математиков, которые свои знания применяют не в академической науке, а в компаниях финансового сектора).

Другим фондом, участвовавшим в работе школы, стал лондонский FM Investment Management. Он открыл свое представительство при Международной лаборатории количественных финансов ВШЭ и будет ежегодно финансировать три стипендии для аспирантов, которые помимо обычной учебной программы смогут проходить стажировку на площадке компании.

 

Профессор Carnegie Mellon University Дмитрий Крамков

— У меня уже был опыт чтения лекций по финансовой математике на летних школах — я вел более краткие, но похожие курсы на летних школах в Оксфорде и Мумбаи. Главной особенностью школы в Пушкине стал подбор участников. Работа в классе подразумевает взаимосвязь преподавателя и ученика, поэтому для меня было крайне важно, кому придется рассказывать материал. Самое страшное для лектора — безразличие, замыкание студентов. Здесь же, наоборот, ребята подходили, задавали вопросы, причем не только непосредственно после лекции, как это обычно бывает, но и в течение всего дня. Нечто похожее было со мной на летней школе в Мумбаи — там были совместные обеды, которые позволяли поближе познакомиться со студентами. В Пушкине организаторы пошли еще дальше — все участники школы жили в одном отеле, поэтому «пересекались» не только в рабочее время, из-за этого появлялось ощущение полного погружения в образовательный процесс. Еще одним положительным моментом стало присутствие молодых ученых. Например, на школу приехал мой «постдок» из Carnegie Mellon Дэниел Шварц. Я думаю, что полезно приглашать на летние школы для студентов и аспирантов несколько недавно защитившихся ученых. Возможно, ребятам с ними легче общаться, узнавать от них, что и как устроено в академической среде.

— В чем, на ваш взгляд, основное различие между обычными университетскими и летними курсами?

— Как говорится в известном афоризме, надо знать обо всем понемножку, но все о немногом. Летние школы как раз о первом. Для ребят это уникальная возможность соприкоснуться с новой для себя наукой, получить картину, которую ни за какие деньги не купишь. С математической точки зрения особенность летних курсов заключается в подробности изложения. В университете ты не имеешь права формулировать и доказывать теоремы, опуская некоторые условия. Тогда как на летней школе я могу не тратить много времени на технические детали, а сразу переходить к идейной составляющей материала. Например, не указывать каждый раз, работаем мы с локальным мартингалом или с обычным мартингалом. За счет этого я получаю возможность идейно представить доказательство таких сложных результатов, как FTAP (Fundamental theorem of asset pricing).

— Студенты рассказывали про то, как вы умеете «захватить» аудиторию, про необычные office hours…

— У меня есть привычка бегать по утрам — независимо от того, в какую точку планеты приходится ехать, я всегда беру с собой кроссовки. После утренней пробежки получаешь заряд бодрости на целый день, поэтому на первой лекции я сразу сказал, что office hours — 6.30 утра, в это время встречаемся в холле. Поговорить с профессором во время пробежки по Екатеринскому парку — где еще в мире можно такое встретить? Что же касается непосредственно занятий, то, когда читал лекции, я смотрел на одного из наших организаторов Настю Черкашину — она всегда улыбается, от этого улучшается настроение.

— Какие эмоции у вас остались после завершения школы? Чем в ближайшее время планируете заниматься?

— В конце я ощущал себя так, как в детстве, когда уезжаешь из пионерского лагеря — легкая грусть была. Пушкинская школа стала редким стечением обстоятельств, действительно незаурядным событием. Если же говорить об эмоциях, которые переполняют меня сейчас, то это желание взять ручку, бумагу и заниматься математикой. В повседневной жизни часто наталкиваешься на вопрос: «А зачем?» Такие школы снимают эти вопросы. На них видишь, что таких же «сумасшедших», как и ты, много. Ближайшие недели я буду в Москве, и у меня уже много планов по научной работе.

Михаил Савостьянов, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Маргариты Кабановой

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.