Летняя школа по инновациям в гражданском обществе прошла в новом формате
Завершилась третья Летняя школа Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Ее темой стали «Теоретические и эмпирические исследования социальных инноваций как фактора развития гражданского общества, третьего сектора и волонтерской деятельности».
По мнению директора Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирины Мерсияновой, сегодня очень важно находить и поддерживать социальных акторов, чья деятельность запустит механизм модернизации общества. Поэтому в этом году решено было сделать основной целью Летней школы знакомство участников с инновациями, существующими в сфере третьего сектора, организаторы стремились предложить новые, более эффективные методы работы.
Наряду с опытными исследователями третьего сектора, учеными и практиками, преподавателями вузов и сотрудниками НКО в работе Летней школы приняли участие аспиранты, вчерашние выпускники вузов, магистры и бакалавры, в том числе и факультета государственного и муниципального управления и факультета социологии ВШЭ. 30 участников из разных городов России, Беларуси, Казахстана, Украины, Финляндии, Германии и Голландии смогли поделиться с коллегами результатами и замыслами своих научных исследований.
На протяжении семи дней опытные эксперты проводили секционные заседания, на которых были представлены новейшие теоретические и практические разработки. В частности темами занятий стали «Понимание гражданского общества в разных культурных контекстах», «Инновации в местном самоуправлении в России», «Социальные инновации: европейский опыт» и другие. Так, Ирина Мерсиянова рассказала об истории Летней школы и провела секционное заседание по основополагающим понятиям гражданского общества, третьего сектора и социальных инноваций.
Большой интерес у слушателей вызвала лекция члена Исследовательского института при Колледже Мацената в Берлине, автора книги «Поведенческое измерение вежливости» доктора Анаэля Лабинье «Перекладывая бремя?», в которой он объяснил, что значит находиться между полюсами инновационных идей и симптоматических решений. Доктор Лабинье привел примеры симптоматических решений перекладывания бремени, в результате которых избавление от симптомов, влечет за собой побочные последствия, а бремя нерешенной проблемы при этом переносится на более высокий уровень (например, попытка избавиться от стресса с помощью бокала вина). По мнению эксперта, социальные инновации, как и все инновации, реализуются в рамках заданной системы и до определенной степени должны соответствовать ее правилам. Также доктор Лабинье пришел к выводу, что социальные проблемы могут быть всего лишь укоренены, урегулированы и так далее, но не решены.
Научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, первый проректор ВШЭ Лев Якобсон завершил секционные заседания Летней школы дискуссией о роли НКО в решении социальных проблем и эволюции гражданского общества в России.
Государство влияет на гражданское общество (позитивно или негативно), но не государство его создает. Ибо гражданское общество — это то, что мы делаем сами. И мы можем оказать довольно существенное влияние и на развитие собственно гражданского общества, и на качество его взаимодействия с государством
Главным итогом секционных заседаний стал коллективный разбор исследовательских проектов, которые слушатели защищали в последний день Летней школы. Каждая исследовательская работа была отмечена дипломом первой, второй или третьей степени (в голосовании принимали участие как члены жюри, так и сами участники, при этом их мнения совпали).
Участники проекта «Инновационные механизмы социального инвестирования бизнеса (на примере социального предпринимательства)», получившего по итогам голосования диплом первой степени, Марина Чернышева, Анастасия Корнилова, Игорь Михеев и Камилла Адгамова, собираются продолжить разработку своей темы. Группа отстаивала позицию, что инвестиции в социальное предпринимательство являются привлекательными для российского бизнеса, так как социально ориентированный бизнес является более инновационным и вызывает больше доверия у разных стейкхолдеров.
Слушательница школы, доцент кафедры экономической теории Киевского университета управления и предпринимательства Анжела Акаемова отметила, что намерена применить полученные знания в научной и практической деятельности. «Я надеюсь, что новые навыки и умения дадут мне возможность написать раздел для монографии, а также диссертационного исследования, — сказала Анжела Акаемова. — Кроме того, я работаю (по совместительству) доцентом кафедры политологии Института политических и этнонациональных исследований имени И.Ф. Кураса Национальной академии наук Украины, где провожу занятия для госслужащих, а также для депутатов и их помощников. И думаю, материалы, полученные во время обучения на Летней школе, пригодятся мне в преподавательской и научной деятельности. Когда вернусь в Украину, расскажу коллегам о школе и коллегах, встреченных здесь, — мне хотелось бы внести свой вклад в то, чтобы отношения между Россией и Украиной изменились к лучшему. В научной среде в России никто к Украине враждебно не относится, и конечно, нам надо развивать сотрудничество между нашими странами».
В этом году Летняя школа Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ впервые прошла в формате официальной программы повышения квалификации. По словам руководителя школы Ирины Мерсияновой, это своего рода инновация для летних школ Вышки, поскольку после завершения обучения слушатели с высшим образованием получили удостоверения государственного образца о повышении квалификации.
Фото Татьяны Богословой
Мерсиянова Ирина Владимировна
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора
Якобсон Лев Ильич
Первый проректор ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Результаты исследований Вышки легли в основу доклада ООН по волонтерству
Первый Региональный обзор о волонтерстве в Центральной Азии был представлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в рамках программы ежегодного Политического форума высокого уровня ООН. Материалами для подготовки документа стали в том числе результаты работы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Автором текста обзора выступил главный эксперт центра Вячеслав Иванов.
Якобсон Лев Ильич
первый проректор ВШЭ