• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На волнах хайпа: как сделать успешный бизнес на научных идеях

На волнах хайпа: как сделать успешный бизнес на научных идеях

© iStock

Научные разработки могут изменить мир, но без грамотного подхода к реализации часто остаются в лабораториях. Как превратить исследования в работающий бизнес, рассказали на вебинаре НИУ ВШЭ «Вывод научных разработок на рынок».

Большинство успешных проектов создаются вузами в коллаборации с бизнес-компаниями, которые ориентируются на запросы потребителей. Однако из огромного количества инновационных проектов, рожденных талантливыми и креативными учеными, до рынка доходит не более 10%, рассказал старший преподаватель Школы инноватики и предпринимательства, академический руководитель магистерской программы «Управление инновационным бизнесом» Андрей Цымбал. Здесь имеется в виду не только выпуск какого-либо продукта, но и продажа лицензий или оказание научно-консультационных услуг. «Это необязательно должно быть что-то фундаментальное, сложное по своей сути, это может быть какой-то небольшой гаджет или сервис», — пояснил он.

Андрей Цымбал

Различают две модели инновационного процесса — push и pull. Первая основана на гипотезе «технологического толчка», когда готовая разработка выходит на рынок и раскручивается там, а вторая — на гипотезе «давления рыночного спроса», то есть разработка продукта начинается в ответ на запросы рынка. По словам докладчика, значительно чаще наукоемкие продукты создаются по push-модели, когда разработчик придумал что-то интересное и ему кажется, что и другим это очень понравится. Однако в последнее время креаторы стали понимать, что рынок всегда ориентируется на спрос, и pull-модель начала преобладать.

В качестве примера Андрей Цымбал привел свой опыт с проектом по получению водорода более экологичным и экономичным способом для использования в энергетике и транспорте. Было привлечено финансирование под проект, создан работающий стенд, при помощи нового способа получен высокотемпературный водород. Но дальше стенда проект не пошел, так как не был нужен рынку.

Прежде чем заняться разработкой, нужно задать себе три главных вопроса, подчеркнул он: что это даст организации, принесет ли это вам прибыль и сделает ли это жизнь других лучше?

Интерес к любой технологии нелинеен, рассказал докладчик. Есть знаменитая кривая хайпа Gartner, которая основана на 25 новейших технологиях и описывает цикл их развития. У нее пять ключевых отрезков-стадий. Первая, триггер инновации, — момент технологического прорыва. Вторая — пик завышенных ожиданий, когда продукт вызывает активный интерес широкой аудитории. Третья — спад очарования, когда интерес ослабевает, поскольку эксперименты не приносят ожидаемых прорывных результатов. Четвертая, наклон просвещения, — период успешного применения технологии, когда разработчики начинают дорабатывать продукт, а пилотные проекты получают финансирование. И, наконец, плато продуктивности — массовое внедрение технологии. 

© iStock

Он привел в пример блокчейн и генеративный искусственный интеллект, на которых можно четко проследить эти стадии.

По мнению Андрея Цымбала, в 2025 году наиболее перспективными могут стать такие направления, как искусственный интеллект (ИИ) и генеративные модели, биотехнологии и генная инженерия, квантовые технологии, устойчивая энергетика и климатические решения, космические исследования и коммерциализация, нанотехнологии и передовые материалы, робототехника и автономные системы, кибербезопасность и квантовая криптография, нейротехнологии и интерфейсы мозг — компьютер, альтернативные белки и пищевые инновации, культивируемое мясо, цифровые двойники и AR/VR.

Докладчик рассказал, как правильно представить свою разработку инвесторам. По его словам, всегда необходимо иметь под рукой три документа: бизнес-план с разделами, пояснительную записку и максимально подробную финансовую модель с основными инвестиционными показателями.

Структура идеальной продуктовой презентации

  1. Название проекта, аннотация
  2. Описание проблемы, которую решаем
  3. Описание продукта или услуги
  4. Объем всего рынка, планируемая доля рынка
  5. Команда проекта, роль, компетенции, фото
  6. Портрет потребителя, возраст, сфера
  7. Конкурентные преимущества, таблица сравнения
  8. Риски проекта и стратегия работы с ними
  9. Календарный план с ответственными
  10. Финансы в виде бюджета проекта и оценка прибыли
  11. Маркетинговый план и цена конечного продукта/услуги
  12. Что хотим от презентации: инвестиции, партнерство, другое?
  13. Контакты: почта и телефон, фото, QR-код

Кроме того, для потенциальных партнеров нужно подробно прописать взаимные выгоды от сотрудничества, представить проект рамочного соглашения о сотрудничестве и показать прототип продукта.

Подробнее обо всем этом Андрей Цымбал и другие преподаватели школы расскажут на курсе повышения квалификации от НИУ ВШЭ «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок», который стартует уже в апреле. Он пройдет онлайн и займет четыре недели. На курсе будут рассматриваться вопросы полного цикла создания наукоемкого проекта — от НИОКР до введения в эксплуатацию и продаж продукта. Курс предназначен для управленцев среднего звена и топ-менеджеров вузов, научных учреждений, средних компаний и корпораций, занимающихся инновационной деятельностью, сотрудников центров коммерциализации и трансфера технологий, молодых ученых, студентов и аспирантов, желающих запустить свой инновационный проект. Помимо вопросов разработки, будут разбираться тонкости построения стратегии, нюансы правильной оценки технического и коммерческого потенциала проектов, а также технологический маркетинг. Кроме того, участники получат советы, как привлечь инвестиции в свой инновационный проект.