В ВШЭ разработан механизм отслеживания цен в электронной торговле
В ВШЭ разработан индекс интернет-инфляции, то есть механизм отслеживания цен на товары в сети, который стал настоящим открытием для тех, кто связан с онлайн-торговлей.
Как объяснил один из разработчиков, младший научный сотрудник института «Центр развития» ВШЭ Николай Кондрашов, формирование индекса интернет-инфляции стало первым результатом совместного проекта информационного агентства «Финмаркет» (группа «Интерфакс»), сервиса «Яндекс. Маркет» (компания «Яндекс») и института «Центр развития» ВШЭ, который и разработал методологию расчета индекса.
В качестве «сырья» для построения индекса интернет-инфляции использовались данные, связанные с переходом пользователя с портала «Яндекс. Маркет» на сайты продавцов товара, что, по словам разработчиков, вполне допустимо, поскольку корреляция между переходами и продажами достаточно высока. На основе этих данных для каждой товарной модели рассчитываются следующие используемые при построении индекса показатели: средняя цена товара за неделю, количество переходов за неделю, суммарная стоимость спроса на конкретную модель товара (суммарная стоимость всех предложений, заинтересовавших пользователей). Соответственно, в выборку не попадали товары, на которые в течение недели не было переходов, что позволило учитывать только те цены и предложения, которые пользовались спросом.
В качестве «сырья» для построения индекса интернет-инфляции использовались данные, связанные с переходом пользователя с портала «Яндекс. Маркет» на сайты продавцов товара, что, по словам разработчиков, вполне допустимо, поскольку корреляция между переходами и продажами достаточно высока.
«В наших расчетах используются цены, которые действительно вызывают интерес у покупателей, таким образом, мы учитываем и фактор предложения, и фактор спроса. А «обычные» индексы инфляции учитывают только фактор предложения — те цены, по которым магазины предлагают товары», — прокомментировал Николай Кондрашов. Как отмечают участники проекта, они не ставили перед собой задачу оспаривать официальные показатели инфляции. Идея, с которой в «Центр развития» ВШЭ пришел Александр Кияткин из информагенства «Финмаркет», заключалась в создании перспективного механизма отслеживания цен в сфере электронной торговли. Этот механизм оценивает динамику цен в практически недосягаемом для Росстата онлайн-рынке, который лишь отчасти пересекается с рынком привычных для официальной статистики реальных магазинов.
В исследовании используются данные системы «Яндекс. Маркет», накопленные за полтора года. В версии индекса, которая сейчас представлена пользователям, вошли 10 категорий товаров — самые «увесистые», пользующиеся наибольшим спросом на «Яндекс. Маркет». Это мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, телевизоры, фотоаппараты, холодильники, мультиварки, наручные часы, жесткие диски и накопители, стиральные машины. Разработчики планируют развивать этот проект и дальше (уже в ближайшее время будет увеличено количество категорий товаров), так как уверены в том, что он будет все более востребован. С развитием электронного бизнеса и ростом числа магазинов и покупок, уверен Николай Кондрашов, индекс интернет-инфляции будет все более репрезентативным.
Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Ученые НИУ ВШЭ показали эффективность машинного обучения при прогнозировании инфляции
Инфляция — один из ключевых показателей экономической стабильности, и точное прогнозирование ее уровня в различных регионах имеет большое значение для государства, бизнеса и домохозяйств. Татьяна Букина и Дмитрий Кашин из НИУ ВШЭ в Перми выяснили, что машинное обучение для прогнозирования инфляции превосходит классические эконометрические модели в долгосрочных прогнозах. Исследование проводилось на примере субъектов Приволжья. Результаты опубликованы в журнале HSE Economic Journal.
Цены стали расти медленнее
К началу второго полугодия 2015 года потребительские цены вернулись к безопасной динамике — темп их роста приблизился к показателям четырехлетней давности. Несмотря на кратковременное повышение текущей инфляции в июле, её выход на прогнозируемые 11,0% по итогам 2015 года с последующим снижением ниже 6% в 2016 году теперь кажутся вполне реальным развитием событий, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».
Пик годовой инфляции пройден
Продолжающий укрепляться рубль и ослабевающий потребительский спрос создают предпосылки для дальнейшего снижения месячной инфляции, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе». Причем продукты питания будут дорожать медленнее, чем услуги и непродовольственные товары.
Цены стали расти медленнее
В феврале 2015 года потребительские цены продолжили отыгрывать девальвацию, завершившуюся в январе, но их рост замедлился — январский взлёт цен остался пиковым. И хотя темп годовой инфляции по итогам февраля достиг 16,7%, укрепление рубля и спад продаж способствуют существенному торможению ценовой динамики, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».
Доходы россиян будут снижаться
Динамика доходов населения в конце 2014 года характерна для экономического спада, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе». Сокращение реальных зарплат и пенсий россиян может быть более существенным, чем в кризис 2008-2009 годов.
Инфляция будет двузначной
В первом полугодии 2015 года ежемесячный рост цен останется высоким, а по итогам года инфляция может превысить прошлогодний уровень. Ее величина по итогам года будет сильно зависеть от двух факторов: дальнейшей динамики курса рубля и проводимой экономической политики, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».
Население будет делать сбережения в валюте
Большинству россиян 2014 год запомнится годом валютизации сбережений. Причем в ближайшие месяцы эта ситуация не изменится, поскольку факторы, спровоцировавшие недоверие к рублю, не исчезнут. Население по-прежнему будет избегать рублевых вложений, что будет сочетаться со снижением доходов и потребительских расходов, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».
Инфляция съедает доходы россиян
Снижение доходов населения сопровождалось в сентябре ростом спроса на товары длительного пользования. Таким способом люди пытались спасать свои сбережения от инфляции. Надежда на экономический рост становится все более иллюзорной: важные макроэкономические показатели снижаются, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».
Высокая инфляция загоняет экономику в тупик
В условиях девальвации рубля и невозможности привлечения средств за рубежом, выбранный Центробанком курс по сдерживанию инфляции является единственно правильным. Он будет содействовать внутренним инвестициям в экономику страны и не даст населению обнищать, рассказали участники круглого стола «Вызовы денежно-кредитной политики России», прошедшего в НИУ ВШЭ.
Санкции разгоняют инфляцию
Санкции и девальвация рубля привели к тому, что уже в сентябре инфляция превысила официальный прогноз Минэкономразвития и обновила трёхлетний максимум. Сохранение тенденции к ослаблению рубля должно обеспечить дальнейший рост годовой инфляции, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».