Прикладной бакалавриат: образование выше среднего
4 февраля в ВШЭ прошло первое заседание рабочей группы Ассоциации ведущих вузов в сфере экономики и менеджмента (АВВЭМ) по развитию прикладного бакалавриата. Группа была создана в декабре прошлого года на общем собрании АВВЭМ, ее возглавила декан факультета беспрофильного бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Лариса Миэринь.
Идея прикладного бакалавриата впервые начала обсуждаться в России пять-шесть лет назад. Она заключается в том, чтобы готовить квалифицированных исполнителей по программам высшего профессионального образования (ВПО), поскольку траектория начального и даже среднего профессионального образования (СПО) давно считается тупиковой, родители не хотят отдавать детей в ПТУ и техникумы. Идея в полной мере соответствует трендам государственной политики в сфере образования — президент и правительство требуют наладить подготовку высококвалифицированных рабочих и усилить прикладной компонент в высшем образовании, чтобы работодателям не приходилось доучивать выпускников вузов. К 2018 году не менее 30% студентов-бакалавров должны обучаться по программам прикладного бакалавриата.
При обсуждении идеи прикладного бакалавриата на разных этапах ставился вопрос о сроках этого обучения, в частности предполагалось, что диплом прикладного бакалавра можно будет получить за два-три года. Однако, начиная эксперимент по реализации программ прикладного бакалавриата в 2010 году, Минобрнауки России не внесло никаких изменений ни в законодательство, ни в нормативную базу. Фактически эти программы реализуются в рамках действующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования с четырехлетним сроком обучения, в эксперименте участвуют 49 учреждений СПО и ВПО. Однако даже в этих весьма жестких рамках существуют разные представления о том, что такое прикладной бакалавриат.
По словам начальника отдела Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Ирины Апыхтиной, интерес к прикладному бакалавриату очень высок — ректоры разных вузов обращаются в министерство с вопросами, можно ли открыть в вузе такие программы. Для работодателя само название «прикладной бакалавриат» наверняка окажется привлекательным. Проблема только в том, чтобы сформировать общепризнанную модель, и здесь министерство возлагает надежды на АВВЭМ. В свою очередь, исходя из пожеланий профессионального сообщества, оно готово скорректировать нормативную базу.
На заседании рабочей группы было решено сделать первый шаг в обсуждении проблемы прикладного бакалавриата — проанализировать имеющийся опыт. В рабочую группу вошли представители разных вузов, причем не только участников эксперимента и не только обучающих экономике и менеджменту. Итогом обсуждения, которое, разумеется, не ограничится одним заседанием, должно стать, по словам Ларисы Миэринь, единое видение модели прикладного бакалавриата. Если профессиональное сообщество выработает такую модель, ее реализация может начаться в разных вузах в ближайшее время.
На заседании рабочей группы свои модели представили несколько вузов: Финансовый университет при Правительстве РФ, Высшая школа экономики, консорциум Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» и Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» и Уральский федеральный университет (УрФУ).
В экономической сфере
Андрей Данилин, Наталья Гунявина и Марина Абрамова |
Наталья Гунявина считает, что программу прикладного бакалавриата нельзя разработать на базе действующего ФГОС высшего образования по направлению «Экономика», так как недостаточно времени на практическую подготовку. По ее мнению, необходимо сформировать особый перечень программ прикладного бакалавриата. С одной стороны, в него можно включить программы СПО, которые обеспечивают высокое качество практической подготовки, с другой — направления высшего образования, где студентов готовят «под конкретные виды устоявшейся деятельности» — например, бухгалтеров, банковских служащих. Чтобы больше времени отводить на практику, можно сделать прикладной бакалавриат пятилетним. Подобные прецеденты уже есть — например, увеличивают же до пяти лет срок обучения по направлению «Педагогическое образование», если выпускник получает специализацию не по одному профилю, а по двум (обычно так готовят учителей сельских школ, которые преподают сразу несколько предметов).
Еще один пример — совместная программа прикладного бакалавриата Московской банковской школы (колледжа) Центрального банка РФ и Высшей школы экономики. Здесь предлагается другой подход. По словам проректора ВШЭ Сергея Рощина, для успешной реализации этой программы не нужно отходить от требований ФГОС высшего образования по направлению «Экономика», в том числе в сроках обучения. Это именно программа высшего образования, а не среднего, пусть даже студенты поступают в колледж, а не в Вышку, что было бы намного сложнее.
На первом курсе студенты получают фундаментальные представления, необходимые для дальнейшего обучения, на базе ВШЭ — требования, которые к ним предъявляются, практически те же, что и на факультете экономики. Со второго курса предусмотрены практико-ориентированные модули, которые организуются при участии ЦБ РФ. Есть и внеурочная деятельность — международные студенческие конференции, посещение учреждений ЦБ РФ, VIP-лекции, стажировки и прочее. В целом же программа совместная — курсы читают и преподаватели ВШЭ, и преподаватели колледжа, причем в каждом конкретном случае принимается отдельное решение, кто из партнеров какую дисциплину будет вести. Роль работодателя в программе крайне важна. Как подчеркнула Полина Палехова, заместитель директора Московской банковской школы, Центробанк участвовал в разработке и корректировке программы, сформулировал перечень компетенций, которыми должны обладать выпускники. Студенты были набраны из разных регионов, причем многие — по направлению ЦБ РФ, который готов принять их на работу.
В технической сфере
Еще будучи ректором МИСиС, о необходимости введения прикладного бакалавриата говорил нынешний министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. На заседании рабочей группы подробнее об опыте МИСиС рассказал Андрей Данилин, заместитель начальника управления стратегического развития этого вуза.
Программу прикладного бакалавриата МИСиС реализует совместно с РАНХиГС, причем от РАНХиГС в ней участвует структурное подразделение — колледж. Первые пять семестров (в том числе 20 недель практики) студенты учатся на базе колледжа в рамках среднего профессионального образования, затем еще три семестра — в рамках высшего образования (в том числе девять недель практики). Разумеется, есть элементы интеграции: пока студенты учатся в РАНХиГС, МИСиС предоставляет своих преподавателей и лаборатории для изучения некоторых дисциплин. По мнению Андрея Данилина, поскольку речь идет о направлении «Металлургия», грань между средним и высшим образованием ощущается более четко, чем при подготовке экономистов: читать дисциплины из вузовских программ студентам, получающим СПО, в этом случае достаточно сложно.
В идеале выпускник программы МИСиС и РАНХГС — это технолог-эксперт, который разбирается в сварочном производстве и в металлургии, то есть является специалистом широкого профиля, который подготовлен не под конкретное рабочее место и поэтому не будет испытывать проблем в поиске работы. И хотя в программе участвует работодатель — сначала это была дочерняя компания РЖД, затем компания, занимающаяся рельсово-сварочным производством, — готовить студентов под конкретное предприятие бессмысленно: за четыре года спрос на рынке труда изменится. В перспективе МИСиС предполагает развивать прикладной бакалавриат в своих филиалах, где есть градообразующие и регионообразующие предприятия.
Николай Лысенко |
Так что сейчас экспериментальный прикладной бакалавриат в ЛЭТИ реализуется на базе колледжа с участием представителей вуза. На последнем году обучения студенты зачисляются в университет, часть курсов им перезачитывается по индивидуальной образовательной траектории. По словам Николая Лысенко, работодатели считают, что наличие двух дипломов позитивно скажется на «рыночной устойчивости» выпускников. Другой вопрос, во что такая устойчивость обходится студентам: фактически трудоемкость такой программы получается в 1,75 раза выше, чем «обычный» бакалавриат, так как выпускники по итогам обучения получают два диплома — колледжа и вуза, а это означает необходимость выполнения двух учебных планов.
Еще одна программа, представленная на заседании рабочей группы, реализуется в УрФу. Заместитель проректора по учебной работе УрФУ Олег Ребрин (он принимал участие в заседании по телемосту) рассказал, что заказ на подготовку студентов по программе производственно-технологического бакалавриата вуз получил от Уральской горно-металлургической компании: «Работодатели буквально еженедельно бывают у нас, участвуют в софинансировании процесса и за каждую копейку спрашивают с нас достаточно жестко». Программа разработана на основе профессиональных стандартов Уральской горно-металлургической компании. От нее же получен четкий заказ на подготовку специалистов младшего и среднего управленческого звена, мастеров производственных участков и технологов третьей категории и ниже.
По мнению Олега Ребрина, программа вполне укладывается в рамки ФГОС ВПО по направлению «Металлургия». Акцент сделан на практико-ориентированную подготовку, причем после второго курса по результатам практики можно получить рабочую профессию. Два с половиной года студенты учатся по единому плану, а затем делятся на четыре подгруппы для обучения по профилям, которые требуются работодателю, причем эта часть учебного плана корректируется под нужды работодателя (в частности, наиболее актуальна такая корректировка на последнем году обучения). Программа реализуется без участия учреждений СПО, за производственную часть отвечает учебный центр Уральской горно-металлургической компании. Университет присваивает степень бакалавра, а квалификацию дает работодатель на основе своей системы сертификаций профессиональных квалификаций. В отличие от выпускников техникумов выпускники этой программы, начиная работать в должности мастера, могут продвигаться в карьере, продолжая обучение в технологической магистратуре и аспирантуре.
Высшее и среднее
Заседание рабочей группы продолжалось почти три часа — участники обсуждали и представленные программы, и общие принципы прикладного бакалавриата.
Наталия Дмитриевская и Сергей Рощин |
Проректор ЛЭТИ Николай Лысенко считает оптимальной другую схему: студент, поступив в учреждение СПО, уже там начинает осваивать бакалаврскую программу, затем переходит в вуз, но при этом не теряется содержательная сторона ни одного из уровней образования, и он получает два диплома, две профессии. В связи с этим у директора программы развития ВШЭ Ирины Карелиной возник вопрос, нужен ли выпускникам прикладного бакалавриата диплом СПО. Может быть, вместо него студентам лучше получить набор профессиональных сертификатов, которые покажут работодателю, что они владеют прикладными профессиями, будь то слесарь или банковский служащий?
Еще один вопрос — чем отличается прикладной бакалавриат от обычного профильного бакалавриата? По мнению начальника методического управления ВШЭ Александры Серовой, разница между прикладным бакалавриатом и профильным бакалавриатом в том, что студентов готовят в расчете на разные рабочие места. Выпускник прикладного бакалавриата — это все-таки не рабочий, уровень образования которого значительно ниже, но и не такой бакалавр, который сразу претендует на более высокую зарплату и считает себя (как правило, без должных оснований) руководителем среднего звена. Известно, что сейчас у выпускников бакалавриата завышенные зарплатные претензии, на которые работодатели не готовы откликнуться.
На заседании рабочей группы обсуждались и другие вопросы. Например, должны ли программы прикладного бакалавриата реализовываться в сотрудничестве с конкретным работодателем, или же это может быть некая ассоциация работодателей? Должен ли прикладной бакалавриат открывать доступ к дипломам престижных вузов через профессиональные колледжи? Нужно ли увеличивать сроки обучения, оставляя прикладной бакалавриат разновидностью высшего образования? Являются ли представленные программы «эксклюзивными моделями», или же опыт ведущих вузов может тиражироваться? Так или иначе, однозначные ответы пока не найдены. Обсуждение путей развития прикладного бакалавриата продолжается.
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Серова Александра Владимировна
Вам также может быть интересно:
Открытая лекция Ярослава Кузьминова «Образование в России — тенденции и перспективы»
30 ноября состоялась открытая лекция ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, приуроченная к 15-летию Пермского кампуса университета. Публикуем видеозапись.
АВВЭМ: график повышения квалификации принят
22 апреля на заседании комиссии по кадровому развитию и развитию профессиональных квалификаций Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента был утвержден перечень программ повышения квалификации преподавателей вузов, а также график их проведения.
«Вузы должны проявить ответственность»
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и введение прикладного бакалавриата в российских вузах — эти темы стали основными на заседании совета Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента, прошедшем 16 апреля в ВШЭ.
Экономика в школе: чем помогут университеты?
Как улучшить преподавание экономики в школе? Надо ли вводить ЕГЭ по экономике? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники заседания комиссии АВВЭМ по работе в общеобразовательной школе, участию в методическом обеспечении ЕГЭ и организации олимпиад и конкурсов.
Анализ экономического образования: опросы студентов и краудсорсинг
5 марта в Российском экономическом университете (РЭУ) имени Г.В. Плеханова состоялось очередное заседание комиссии по обмену опытом и аналитической работе Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ).
Работодатели и вузы: взаимодействие в рамках АВВЭМ
28 февраля в ВШЭ прошло заседание Наблюдательного совета Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ). На нем было рассмотрено положение о наблюдательном совете и представлена модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, разработанная АВВЭМ.
ВШЭ и Международный год статистики
В этом году Высшая школа экономики будет принимать участие в Международном годе статистики. О мероприятиях, которые планирует провести университет, в том числе в рамках Апрельской конференции, рассказывает заместитель декана факультета экономики НИУ ВШЭ Алексей Пономаренко.
Комиссии АВВЭМ: оценка качества и повышение квалификации
8 февраля в Высшей школе экономики состоялись очередные заседания двух комиссий Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ): по оценке качества образовательных программ и участия в аудите и аккредитации, по кадровому развитию и развитию профессиональных квалификаций.
Базовые дисциплины для экономистов-бакалавров: чему и как учить?
25 декабря на экономическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялось очередное заседание комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области экономической теории Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента.
АВРЭМ: новая аккредитация и новый бакалавриат
17 декабря в Высшей школе экономики состоялось общее собрание Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ). Были рассмотрены два основных вопроса: об общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и о прикладном бакалавриате.