Филантропия по-русски
7 ноября Лаборатория исследования гражданского общества ГУ-ВШЭ провела семинар "Население и практики филантропии в России: вовлеченность и отношение".
Человек положил в сморщенную ладонь стоящей на углу старухи какую-то мелочь. Что он совершил: акт благотворительности или же просто выразил таким образом сочувствие пожилой женщине, явно переживающей не лучшие времена своего земного бытия? Владелец фирмы пожертвовал несколько десятков тысяч на строительство детского центра: это филантропия или же типичное стремление с помощью эффектного жеста прикрыть благородным флером свой не совсем добросовестный бизнес? Эти и другие подобные вопросы звучали на семинаре "Население и практики филантропии в России: вовлеченность и отношение", который прошел в ГУ-ВШЭ 7 ноября в рамках традиционного семинара, организуемого действующей в Вышке под руководством ее первого проректора Льва Якобсона Лаборатории исследования гражданского общества (ЛИГО).
Открывая семинар, его ведущий Л. Якобсон предоставил слово основному докладчику, доценту кафедры теории и практики государственного управления ГУ-ВШЭ, старшему научному сотруднику ЛИГО Ирине Мерсияновой. Филантропия, отметила докладчица, сославшись на определение англоязычного раздела "Википедии", — это любая альтруистическая деятельность, имеющая своей целью содействие благу людей или повышению качества жизни. А на русском языке в Федеральном законе № 135-ФЗ от 11.08.95 г. благотворительная деятельность трактуется как добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Сегодня речь идет о благотворительной деятельности и граждан, которая включает в себя добровольческую деятельность и денежные пожертвования, и юридических лиц — коммерческих и некоммерческих организаций. Информационной базой исследования являются результаты всероссийского репрезентативного опроса населения, проведенного 11—12 октября 2008 года. Программа исследования, включая инструментарий, разработана Лабораторией исследования гражданского общества ГУ-ВШЭ, а сам сбор информации, то есть полевые работы, осуществлен Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), впервые выступившим партнером Вышки по мониторингу состояния гражданского общества. Было опрошено 1600 человек. Эти данные сопоставлялись с данными фонда "Общественное мнение" и результатами массовых опросов населения по технологии Георейтинга в 2007 году, полученными в рамках мониторинга состояния гражданского общества.
Кто же должен заниматься благотворительной деятельностью в России, и кто больше всего ею занимается? По мнению практически каждого второго россиянина, в первую очередь такой деятельностью должны заниматься российское государство, российские благотворительные организации и богатые люди. Однако среди реальных субъектов, занимающихся такой деятельностью, их выделяют только от 19% до 20% граждан России. Интересно, что 20% россиян говорят о том, что любые граждане, независимо от уровня материального достатка, должны заниматься благотворительностью и реально занимаются таковой. "Так отвечают, скорее всего, одни и те же люди, — сказала в этой связи И. Мерсиянова, — в общественном сознании пока слабо проявляется потребность видеть благотворительность массовой, на низовом уровне. Хотя одновременно с этим почти 60% респондентов считают, что благотворительность должна быть делом каждого человека — в меру его возможностей".
Среди направлений благотворительной деятельности, прежде всего заслуживающих государственной поддержки, россияне выделяют охрану материнства, отцовства и детства, преодоление детской беспризорности, причем в качестве субъекта благотворительной деятельности называют в первую очередь государство. Это и помощь социально уязвимым слоям населения — инвалидам, престарелым, и образование, охрана здоровья и медицина.
В настоящее время три четверти респондентов считают, что благотворительность приносит больше пользы, чем вреда. Если трактовать благотворительную деятельность широко и говорить о денежных пожертвованиях и лицах, вовлекавшихся в добровольческий труд, то 54% россиян, то есть практически каждый второй житель, являются, в соответствии с результатами опроса в этом году, субъектом такой деятельности. "Мы показывали участникам опроса карточку и спрашивали их, в каких перечисленных на карточке добровольческих акциях, в какой добровольческой деятельности им приходилось участвовать за последний год. И получилось, что лишь 29% россиян в этом году действительно никак не были вовлечены в добровольческую активность". Таким образом, социальная база массовой благотворительности, как отметила докладчица, потенциально "может быть увеличена от 50% до 70%, что следует учесть нашим некоммерческим организациям в их планах привлечения добровольцев к деятельности НКО".
Ирина Мерсиянова |
Докладчица коснулась таких вопросов, как условия повышения активности в частной филантропии, самооценка вовлеченности в добровольчество. За последние 2—3 года, помимо своей основной работы, в добровольческой и безвозмездной деятельности на благо других людей не участвовало 48% россиян, а постоянно занимались этим лишь 9% граждан. Среди мотивов, побуждающих к добровольческой деятельности, назывались желание помочь нуждающимся людям (более половины опрошенных), а среди причин неучастия в добровольчестве на первый план выдвигается наличие собственных больших проблем в семье или нехватка свободного времени.
Стали ли в России сейчас больше заниматься благотворительной деятельностью, чем 10—15 лет назад? Особой разницы здесь нет: каждый четвертый считает, что стали больше, каждый третий — меньше, и каждый пятый полагает, что этим сейчас занимаются примерно столько же.
Подавляющее большинство россиян одобряет благотворительную деятельность жертвователей — богатых людей, однако всего 14% опрошенных полагают, что среди жертвователей хотя бы половина по-настоящему бескорыстно занимается благотворительной деятельностью. И при этом почти каждый второй опрошенный россиянин убежден, что более половины жертвователей занимается этой деятельностью для того, чтобы добиться популярности, улучшить связи с чиновниками во властных структурах или решать проблемы своего бизнеса. "Налицо противоречивое восприятие такой деятельности гражданами страны, а скорее даже — неоднозначное отношение не к самой деятельности, но к тем лицам, кто занимается таковой", — заметила докладчица.
Считают, что государство занимает правильную позицию по отношению к жертвователям, 43% россиян, и при этом каждый четвертый уверен, что государство в настоящее время создает надлежащие условия для их благотворительной деятельности, каждый пятый полагает, что государство предоставляет им налоговые льготы, и каждый десятый считает, что в настоящее время не существует последовательной государственной политики в отношении жертвователей. Кстати говоря, каждый четвертый респондент думает, что для бизнеса, частных благотворителей и жертвователей должны создаваться благоприятные условия.
53% россиян убеждены, что большинству российских благотворительных организаций можно доверять, однако на самом деле личное доверие реально меньше, а 43% верят, что государство сейчас занимает правильную позицию в отношении благотворительных организаций. Если же говорить об отношении граждан России к иностранным благотворительным организациям, действующим в России, то им доверяют в той или иной мере 39% россиян, но при этом, конечно, в отношении них "отмечается определенная стереотипность мышления. Например, каждый третий респондент считает, что они занимаются сбором информации о России и используют благотворительность для прикрытия шпионской деятельности".
Затем И. Мерсиянова ответила на вопросы участников семинара.
Евгения Исраелян, ведущий научный сотрудник Паборатории исследования гражданского общества ГУ-ВШЭ, выступила с сообщением о благотворительности за рубежом на примере проекта исследований гражданского общества, реализуемого Всемирным альянсом за гражданское участие (CIVICUS). Этот проект, охватывающий на сегодня более 60 стран, имеет как научное, так и чисто практическое значение и изучает состояние и тенденции развития гражданского общества в различных государствах. В рамках проекта используется достаточно сложная методология измерения, включающая более 20-ти показателей и более 70-ти индикаторов, а формой представления научных результатов является графическое изображение гражданского общества в каждой стране в виде четырехугольника, сравниваемого с идеальным эталоном. Руководство CIVICUS с самого начала требовало, чтобы при проведении исследований в каждой стране использовались пять видов источников, в том числе опросы населения, опросы представителей организаций гражданского общества, мониторинг, экспертные исследования или интервью. Самым распространенным видом используемых источников был обзор вторичной информации, а самым редким — опросы населения, хотя они являются самым ценным источником. В тех случаях, когда опросы проводились, они содержали заметные отличия по охвату (они могли быть страновыми, региональными, городскими и т.д.), по объему выборки — от 300 до 1760 человек — и по методу сбора данных. "Ценность данных снижалась из-за отсутствия в некоторых отчетах сведений о социально-демографических характеристиках респондентов и содержании анкет", — подчеркнула эксперт. Четыре показателя в форме вопросов касались благотворительности и волонтерства, а именно выяснялось: какой процент населения составляют люди, регулярно (раз в год) делающие благотворительные пожертвования; сколько, какой процент своего личного дохода тратят люди на регулярные благотворительные пожертвования; какой процент населения составляют люди, регулярно занимающиеся волонтерской деятельностью по крайней мере раз в году; сколько часов в месяц в среднем посвящают волонтеры своей добровольной деятельности.
По показателю благотворительной активности относительно доходов в 17-ти из 33-х стран, которые предоставили данные, люди тратят в среднем от 1% до 2% дохода ежегодно. При анализе докладов и соответствующих комментариев к опросам выявляется, как заметила Е. Исраелян, разное понимание того, что такое благотворительность. В некоторых странах благотворительные пожертвования включают и церковный налог, в других государствах он не учитывается, где-то не уточнено, включается ли такой налог в благотворительную деятельность. Наиболее высокий уровень участия в пожертвованиях характерен для стран с устойчивыми религиозными традициями, при этом особенно сильно влияние исламского фактора.
Не существует прямой зависимости между уровнем развития благотворительности и участием в волонтерской деятельности. Например, Турция лидирует по уровню благотворительности, и в то же время участие населения в волонтерстве в этой стране самое низкое. И тут приходится сталкиваться с разной трактовкой понятия волонтерства: в некоторых докладах учитывалась лишь безвозмездная работа в организациях, а в других — любые виды помощи отдельным лицам, в том числе и соседям. К волонтерству относили уход за детьми соседей, животными, цветами, транспортировку других людей, общение с прикованными к постели лицами, оплату счетов, написание писем, заполнение форм для кого-то, другие виды домашней работы и в то же время — членство в руководящих органах, секретарскую и административную, информативную, просветительскую работу.
Наблюдается снижение добровольческой активности в ряде развитых стран — скажем, в Германии и Канаде, — что объясняется демографическим фактором (постепенным уходом из жизни людей, составлявших основной отряд добровольчества) и повышением нагрузок на рынке труда, а соответственно — сокращением свободного времени. Меньшую роль начинает играть и религиозный фактор. А с другой стороны, в постсоветских странах в последнее время наблюдается возрождение интереса к волонтерству среди молодежи. "Интересно было бы проанализировать, как в этом контексте обстоит дело в России", — заметила Е. Исраелян. Проект СИВИКУС проводился и в России, но по трем показателям данные не поступили, а поэтому нынешнее исследование, представленное на семинаре, приобретает важное дополнительное значение. Но полезность данных доклада CIVICUS для России состоит прежде всего в том, что "они дают основу для определения общих тенденций развития гражданского общества и открывают возможность для выявления российской специфики", — сказала Е. Исраелян.
С репликой к ее сообщению по вопросу сопоставимости данных CIVICUS и российских исследований выступил президент Некоммерческого общественного объединения "Московский общественный научный фонд" (МОНФ) Владимир Беневоленский. Он полагает, что "можно увереннее рассчитывать на сопоставимость и сравнимость получаемых результатов". Что касается, например, позиции относительно того, включать или не включать церковный налог в благотворительность, то следует заметить, что в Германии церковный налог "является весьма добровольным делом, и люди решают сами, платить его или не платить". И если немцы включают его в разряд благотворительных пожертвований, "то это вполне обосновано и сопоставимо с их страновым менталитетом". Если говорить о добровольчестве, то разговор с больными людьми, помощь по соседству являются давней англосаксонской традицией, и эта деятельность проходит по категории добровольчества как благотворительная, альтруистическая деятельность. "Я выступаю в целом за то, что материалы докладов CIVICUS, изученные Е. Исраелян, уверенно можно считать надежной и сопоставимой информацией, особенно в контексте таких вещей, как благотворительность и добровольчество, которые по своим конкретным формам и проявлениям связаны с национальным менталитетом", — сказал президент МОНФ.
Своими сомнениями относительно адекватности такого источника общественного мнения, как опросы, поделился с участниками семинара консультант Фонда Мотта Вячеслав Бахмин. Во-первых, отметил он, следует более четко определить понятия благотворительности и добровольчества. Во-вторых, надо учитывать специфику тех самых стереотипов, о которых упоминалось в докладе Мерсияновой. Г-н Бахмин полагает, что стереотип — это нечто достаточно устойчивое в сознании человека, российские же "стереотипы" чрезвычайно изменчивы в том смысле, что "весьма сильно меняются в зависимости от политического и информационного контекста". И понятно, почему так происходит. "Ведь если мы спросим, насколько для населения России проблема гражданского общества или благотворительности является приоритетной, то увидим, что далеко не главной. Свои собственные ценности у людей по этому поводу не сформированы, поскольку они плохо знают проблематику", — заметил В. Бахмин. "Люди знают нечто, что находится в информационном пространстве, и в той степени, в какой они приобщены к этому пространству, соответственно, они и транслируют то, что есть в этом пространстве. А обычно они транслируют то, что видят по телевидению, поскольку это самое влиятельное информационное поле". Посему, как считает консультант Фонда Мотта, "если завтра президент России скажет, что благотворительность — это самое главное из всего, что есть в стране, и все должны этим заниматься", то показатели, представленные в докладе в виде кривых, "поползут вверх очень сильно", тем более если "в течение недели об этом будет постоянно говориться по телевидению и всем станет ясно, что власть занимается благотворительностью очень плотно и т.д.". Вот если бы в России был Год благотворительности и об этом много писалось и говорилось, то соответственно менялось бы и отношение к этому виду деятельности со стороны населения. "Это отношение часто никак не связано с конкретной деятельностью человека и его пониманием, но связано с тем полем, в котором он существует, и он просто отражает эти вещи". Людям свойственно демонстрировать свою информированность. "Опросы у нас часто делятся ровно на три части потому, что у нас нет сформировавшегося в информационном поле мнения, и оно выходит очень случайным". Это гипотеза г-на Бахмина, но она подтверждается, как он полагает, на материале многих опросов, идет ли речь о молодежи, благотворительности или отношении к Сталину: "Очень многое зависит о того, какая тема в данный момент доминирует в информационном поле".
С комментарием к докладу И. Мерсияновой выступила директор по исследованиям фонда "Общественное мнение" Елена Петренко, обратившая внимание на то, что, начиная с сентября, оптимизм в оценках респондентов от недели к неделе стал снижаться. Возможно, это связано с атмосферой в обществе. Весной 2007 года сотрудники фонда провели в малых городах Подмосковья 90 свободных интервью о благотворительности с бизнесменами сферы малого бизнеса. Выяснились два момента, которые следует принять к сведению. Во-первых, из тех интервью следовало, что вся благотворительность имеет вынужденный характер: "Я даю милостыню, поскольку мне совестно". То есть всегда присутствует некое, пусть и моральное, давление. А во-вторых, налицо и давление местных администраций, поскольку если чего-то не сделаешь, то это чревато…
Личная благотворительность всегда связана с каким-то контактным кругом: "я помогаю школе, потому что в ней учится мой ребенок, я жертвую средства на помощь ветеранам афганской войны, потому что в обществе ветеранов-афганцев много моих друзей". Иными словами, тот опрос выявил, что любая благотворительность осуществляется под давлением — моральным, административным, личностным.
Лев Якобсон |
Все эти явления значимы, отметил г-н Якобсон. Да, телевидение воздействует на сознание, да, давление в благотворительности существует. Но при всем том надо подумать, "что остается за пределами давления, что мы могли бы назвать благотворительностью, есть ли у этого явления свои закономерности, что позволяло бы говорить о его устойчивости или неустойчивости, о каких-то тенденциях, о том, что могло бы поддержать эту благотворительность, стимулировать ее — к примеру, налоговые льготы".
Этот призыв нашел отклик среди участников семинара, свидетельством чему стало выступление представителя Центра исследований общественного мнения "Глас народа" Александра Кинсбургского. Он коснулся в этой связи данных доклада, в которых идет речь о том, кто должен заниматься благотворительной деятельностью: "В массовом сознании есть явные приоритеты в отношении ожидаемых субъектов благотворительной деятельности. Это правительство, благотворительные организации, богатые люди, бизнес". Выходит, что благотворительность в понимании респондентов коррелирует с такими категориями, как социальное равенство и социальная справедливость. То есть благотворительность рассматривается как некий вид деятельности, позволяющий преодолеть социальное неравенство и повысить социальную справедливость. Ведь на самом деле речь идет о том, чтобы возможности очень состоятельных людей "пересекались" с положением тех, кто нуждается. И в этом, собственно, заключается смысл благотворительности. Но в данном случае этот смысл несколько расходится с определением таких понятий, как альтруизм, взаимопомощь. Поэтому понятие благотворительности, по мнению оратора, требует более точного определения. Весьма показательно, что на первом месте среди благотворителей респонденты назвали российское государство. В каком смысле государство надо рассматривать как благотворителя? Строго говоря, это должно быть социальное государство со всеми вытекающими из этого обязательствами, но при чем же тут тогда благотворительность? "Это свидетельствует о том, что массовое сознание в какой-то мере дезориентировано, а использование понятия благотворительности происходит не вполне адекватно: с одной стороны, мы видим явный крен в сторону социально перераспределительной деятельности, с другой стороны, налицо не вполне обоснованные ожидания со стороны государства".
Какова же роль бизнеса как источника благотворительности? На бизнес в качестве такого источника указали 28% опрошенных, он стоит на четвертом месте. Это очень важный признак, сказал г-н Кинсбургский: "Нам приходилось изучать роль крупного бизнеса в благотворительности, и оказалось, что ожидания в отношении такого рода благотворительности очень высокие, а реальная отдача отечественного крупного бизнеса, в отличие от зарубежного — правда, это относилось к 1990-м годам, — существенно отставала от ожиданий по целому ряду причин: не существовало прямых связей с нуждающимися, были необходимы какие-то промежуточные механизмы, в том числе благотворительные организации, которым население в то время не очень—то доверяло". Что касается людей, участвующих в благотворительности независимо от уровня их материального достатка, в их отношении тоже есть определенные ожидания, но они идут на одном из последних мест. И этот момент также свидетельствует о необходимости уточнения понятия благотворительности, поскольку если мы не будем определять это понятие достаточно четко, в том числе в наших методиках, то люди будут путаться, и социологи не получат нужной информации.
Михаил Чернов |
Участники семинара подчеркивали, что филантропия и добровольчество, имеющие давние традиции в России, должны развиваться и совершенствоваться на современном этапе в интересах становления гражданского общества в стране.
Подводя итоги семинара, Лев Якобсон отметил, что представленные на нем данные "как минимум заслуживают того, чтобы о них размышлять и сопоставлять с другими во времени и пространстве". Когда мы говорим о самом феномене благотворительности, то неизбежно ощущаем, что находимся "на зыбкой почве", что видно и на примере исследования CIVICUS, "где в разных странах вроде бы одно и то же не просто измеряется по-разному, но и абсолютно по-разному трактуется". Это отражает, по словам первого проректора Вышки, "несхожее бытование феномена в разных культурах". А вместе с тем интуитивно понятно, что речь все-таки идет о "чем-то одинаковом, об одном и том же, пусть немножко и размытом границами". Но тут есть что изучать, по поводу чего задумываться, выдвигать различные теории. Альтруистическое поведение — некий вызов для экономической теории, и не потому, что "экономисты такие дураки и считают, что все должны быть эгоистами, а потому, что экономическая наука — единственно строгая из общественных наук в естественнонаучной модели".
"И вот всюду, где мы выходим за рамки модели так называемого "рационального человека", нам уже гораздо труднее выбирать, на чем остановиться, какие делать допущения. И это отражает отношение отнюдь не экономической науки, а нас с вами, обычных людей, к альтруистическому поведению". Этот вопрос оживленно обсуждается на формальном модельном уровне: "вот этот человек ведет себя самоотверженно в глазах других, потому что, будучи человеком религиозным, боится попасть в ад. Это хорошо моделируется: человек боится попасть в ад, а посему ведет себя как аскет, всем помогает".
Так или иначе, но феномен благотворительности существует, и над ним стоит размышлять, опираясь и на эмпирические данные в разных странах. Но есть и сугубо практическая сторона дела: российское общество, и не только оно одно, сталкивается, по словам Л. Якобсона, со множеством острейших социальных проблем. Тут все весьма определенно: "Мы стоим перед выбором — может и должно ли все делать государство, или определенную роль может играть и этот самый непонятный феномен, существующий в силу того, что кто-то боится ада, кто-то действует из моральных побуждений, кто-то — просто боясь косых взглядов окружающих".
Можно ли рассчитывать на благотворительность со стороны граждан, в какой мере, что надо делать, чтобы такого рода активность была и шире, и эффективнее — это всё практические вопросы, ответить на которые без эмпирических данных весьма трудно, подчеркнул первый проректор Вышки.
Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Ивана Морякова и автора
Вам также может быть интересно:
«Почувствовать настроение праздника»: новогодняя акция в Вышке
В преддверии Нового года НИУ ВШЭ в третий раз принимает участие в благотворительной акции «Елка желаний». Проект объединяет множество людей, готовых творить добрые дела. Студенты, преподаватели и сотрудники могут снять шарик с елки в атриуме корпуса университета на Покровке и исполнить мечту ребенка.
Подкаст студентов Вышки получил Премию Рунета — 2024
9 декабря в Москве в Третьяковской галерее состоялась церемония награждения ежегодной Премией Рунета, отмечающей выдающиеся достижения в области высоких технологий и интернета. В числе других победителей награду в номинации «Социальные проекты и благотворительность» получил подкаст «ЛУЧ — лучшие уроки человечности» студентов Института медиа ФКИ ВШЭ.
Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов
В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.
Два проекта вышкинцев прошли в финал премии #МыВместе
Международная премия #МЫВМЕСТЕ ежегодно присуждается проектам в сфере волонтерства и благотворительности. В этом году на нее было подано почти 40 тыс. заявок — более чем на 5 тыс. больше, чем в 2022 году. В финале оказались 128 финалистов из 48 регионов России, и среди них два проекта вышкинцев. Победителей объявят в декабре на Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, приуроченном к Международному дню волонтера. Награды лучшим вручит президент России Владимир Путин.
Программа «Обучение служением» стартовала в университетах страны
5 сентября, в Международный день благотворительности, в различных университетах страны состоялся официальный запуск программы «Обучение служением». В НИУ ВШЭ прошла встреча с заместителями деканов и проектными менеджерами факультетов, а затем масштабная ярмарка НКО, где и студенты, и сотрудники Вышки познакомились с партнерскими НКО и запланировали дальнейшие совместные проекты.
«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»
В питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.
«Социальные проблемы существуют, но мы не всегда осознаем их глубину»
В конце октября в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся фестиваль «Письмо в будущее». Гости посетили лекции от благотворительных фондов, public talk, мастер-классы, воркшопы и вечерний перформанс «Человеку нужен человек» от плейбэк-театра «Жили-были». В рамках мероприятия также была организована донорская акция.
Исследователи из разных стран обсудили в Вышке, как пандемия меняет гражданский активизм
X конференция исследователей гражданского общества — визитная карточка Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора — состоялась в НИУ ВШЭ в октябре. «Влияние кризиса на развитие некоммерческого сектора и общественной самоорганизации: новые реалии и перспективы» — эта тема стала заглавной для юбилейного форума. Соорганизаторами конференции выступили Ассоциация «Европейский университет волонтерства» (EUV) и Программа добровольцев ООН (UNV), давний партнер центра.
Российское общество и НКО: что изменилось за 15 лет
Российские граждане чаще, чем ранее, готовы брать на себя ответственность за то, что происходит в их доме, во дворе, в городе, селе и в стране в целом. При этом доверие к некоммерческим организациям растет, но не так, как ожидалось. Такие выводы позволяют сделать результаты Мониторинга состояния гражданского общества в 2020 году и в динамике за 15 лет исследований, которые проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Помощь врачам и проблемы донорства в период пандемии: в Вышке прошел благотворительный фестиваль
С 1 по 5 декабря Дирекция по развитию студенческого потенциала НИУ ВШЭ провела традиционный новогодний фестиваль Charity Xmas. Участие в нем смогли принять студенты, сотрудники и выпускники Вышки, а также все желающие. В этом году он впервые состоялся в онлайн-формате, но собрал большое количество гостей и спикеров. О волонтерстве и благотворительности в коронавирусную эпоху — в материале новостной службы портала.