• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как правильно помогать детям из детских домов? Чек-лист

Как правильно помогать детям из детских домов? Чек-лист

© Коллекция Essentials/ iStock. Екатерина Тамилина/ Высшая школа экономики

В среднем каждый ребенок в детском доме на Новый год получает 19 подарков. Если вы думаете, что это хорошо, вы ошибаетесь. Как игрушки и гаджеты мешают выпускникам детдомов социализироваться и как правильно участвовать в благотворительности, обсудили 8 декабря на круглом столе, организованном вышкинской благотворительной организацией «Открой Глаза» вместе с Центром лидерства и волонтёрства НИУ ВШЭ.

Руководители благотворительных проектов, психологи и другие специалисты рассказали, как помочь и при этом не навредить.

Елена Альшанская

Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Руслана Яценко

Психолог, специалист по работе с детьми-сиротами

Мила Геранина

Координатор проекта «Все вместе против мошенников»

Наиля Новожилова

Председатель правления Благотворительного фонда «Арифметика добра»

Елизавета Муравкина

Президент благотворительного фонда «Галчонок»

Екатерина Гришунина

Руководитель проекта «Пользуясь случаем»

Наталия Толоченко

Руководитель направления корпоративной социальной ответственности по Московскому и Северо-Западному регионам Coca-Cola HBC России

Анна Чупракова

Директор благотворительного фонда «Бюро Добрых Дел»

По итогам дискуссии мы сделали чек-лист для осознанной новогодней благотворительности.

Как не нужно помогать?

«Мы делаем подарки для души, а не для галочки», — еще в начале встречи отметила директор Центра лидерства и волонтерства ВШЭ Татьяна Захарова. Но, оказывается, даже подарки, сделанные от всего сердца, могут обернуться злом для получателя. «Всем хочется стать немного волшебником, и нужно сделать так, чтобы магия была не черной», — говорила Ирина Воробьева, журналист «Эха Москвы» и модератор встречи.

Вот чего точно не нужно делать, чтобы не превратить новогоднее чудо в « причинение добра».

Дарить подарки детям, которых вы не знаете

Эксперты однозначно против огромных мешков с подарками, которые привозят в детские дома «от спонсоров». И проблема не только в том, что в них нет души. Это подарки неизвестным детям от незнакомых взрослых.

Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: «Такие подарки стирают границы между чужим и не чужим. Своим детям вы говорите: “Ничего не бери у незнакомых”. А вот чему мы, получается, учим детей в детских домах: “Бери все у незнакомых дядь и теть, обнимайся с ними!”  Вообще у нас в культуре не принято, что детям дарят подарки незнакомые взрослые. А детдомовец к такому привыкает, и, если незнакомые дядя или тетя начинают его обнимать или что-то дарить, он воспринимает это как норму. А уже за пределами детского дома взрослые редко делают это с хорошими намерениями. И поэтому наши подопечные чаще становятся жертвами неприятных взаимоотношений».

Порадовать ребенка подарком можно, если вы стали его наставником, то есть регулярно посещаете его и знаете его потребности и интересы.

 Дарить материальные подарки

На самом деле детдомовцы получают много подарков на Новый год — от государства, компаний-спонсоров, частных дарителей. Независимо от того, сколько стоит подарок, он травмирует психику ребенка и мешает ему социализироваться, учиться и искать работу в будущем.

Елена Альшанская: «Когда мы начинаем для ребенка из детского дома выстраивать красивую жизнь с праздниками и подарками, он испытывает позитивные эмоции, но из-за дефицита общения подсаживается на “вещевой” наркотик. То есть, даря подарки, вы растите человека, который будет очень хотеть айфон, но не будет хотеть нормальных человеческих отношений».

Руслана Яценко, психолог, специалист по работе с детьми-сиротами: «Я много работаю с выпускниками детских домов, и за это время заметила, что некоторые ребята, когда вырастают, любые отношения заменяют подарками. Они пытаются самовыражаться исключительно уровнем дохода и количеством подарков, которые они могут подарить своим сверстникам. Дети считают, что тот, кому наставники и посетители дарят подарки, крут, а тот, кому нет — лох. А если дети начинают общаться с человеком, а он потом им ничего не подарил, они находятся в недоумении. Часто им приходит в голову мысль “Надо раскрутить этого человека на подарки”. У нас действительно были проблемы, когда наставник приходил без подарка, и для ребенка это было чем-то непонятным: “Зачем мне этот человек, если он не дарит подарки?”. Требуются годы, чтобы поменять это отношение».

Отдавать деньги и подарки в сомнительные организации

Если у вас возникли сомнения в добросовестности организации, которая занимается сбором, обращайтесь к экспертам, которые помогут распознать мошенников. Первые признаки мошенничества: коробки для сбора денег, отсутствие обратной связи и отчетности и недостаточно конкретные цели сбора — проверенные фонды никогда не собирают деньги на абстрактные «подарки», а всегда уточняют, что конкретно нужно.

Мила Геранина, координатор проекта «Все вместе против мошенников»: «Кто такие мошенники? Мошенником может оказаться кто угодно. Это могут быть как те, кто называет себя активистами, так и те, кто называет себя фондами, но на самом деле таковыми не являются. И еще, к сожалению, мошенниками могут быть представители детского дома — коррупцию тоже никто не отменял. Любой перевод денег напрямую без какого-то экспертного мнения — это тоже вид мошенничества. Вам не нужно разбираться, мошенник перед вами или нет — есть организации, которые занимаются помощью детским домам, к которым нужно обратиться с этим вопросом <список некоторых таких организаций дан в конце этой статьи>. Если они вам скажут, что нужны подарки, значит, это правда надо. Но самому “причинять добро” не нужно».

Что действительно нужно?

Забота и общение

Ребенок имеет очень высокую зависимость от взрослого, поэтому природа выработала такой механизм, как привязанность. И ребенка из детского дома от домашнего ребенка отличает то, что у детдомовца нет этих отношений привязанности, нет личного взрослого. А это основная, базовая потребность. Чем дольше у ребенка нет собственного взрослого, тем хуже развивается личность.

Наиля Новожилова, председатель правления Благотворительного фонда «Арифметика добра»: «Есть такое понятие, как “значимый взрослый”. И именно это нужно ребенку, так же, как и социальные и бытовые навыки. Это приоритетно, потому что детям не хватает постоянного значимого взрослого. Вы можете научить их, как выстраивать социальные отношения и показать им внешний мир».

Станьте другом для ребенка. Регулярно приезжайте к нему и общайтесь, показывая, что признак любви и заботы — не только подарок, но и долгие разговоры и совместно проведенное время.

 

Детям в детских домах всегда не хватает «значимого взрослого», и лучшей помощью станет новый наставник, а не упаковка красок.

Важно понимать, что стать наставником для ребенка не так просто — нужно желание и готовность уделять время на эту работу. Также важно пройти специальные курсы и не бросить ребенка после двух-трех визитов. Это очень серьезная и регулярная история.

 Знания

Эксперты подчеркивали, что важно смотреть на «будущее» подарка: как он повлияет на ребенка и поможет ли в будущем. Многие почему-то забывают, что дарить можно не только материальные вещи, но и жизненный опыт, деньги на оплату труда репетиторов и наставников, книги.

Елизавета Муравкина, президент благотворительного фонда «Галчонок»: «В детский дом нужны не подарки, а средства, чтобы оплатить хотя бы несколько занятий с репетитором или обучить детей каким-то базовым социальным навыкам. А каждый студент, обучающийся в вузе, получает определенную специальность, и он может, соответственно, этим навыком поделиться».

Екатерина Гришунина, руководитель проекта «Пользуясь случаем»: «Образование — один из самых доступных способов продвинуться по социальной лестнице. Именно поэтому, помогая детдомовцам стать умнее, мы заботимся о том, чтобы они в будущем могли быть полноценными и работоспособными членами общества”.

Деньги на конкретные нужды

Эксперты призывают делать пожертвования не просто так, а на специализированные проекты, у которых есть цель.

Екатерина Гришунина: «У нас на платформе “Пользуясь случаем”, если человек хочет помочь, он выбирает конкретный кейс или внутренний проект, который выполняет какую-то целевую задачу. Я смотрю на эти суммы [деньги, собранные на платформе. — прим. ред] и все время мечтаю, чтобы люди, которые тратят огромные деньги на подарки, просто зашли на “Пользуясь случаем” и закрыли какую-то определенную цель. Людей смущает то, что деньги идут не конкретно в помощь детям, а на их образование».

Елизавета Муравкина: «В нашем фонде координатор волонтеров делает рассылки с мелкими потребностями, и вы всегда можете подписаться на эту рассылку. Нужно помогать именно так, потому что мы [благотворительные фонды. — прим. ред] знаем, что нужно конкретному ребенку в конкретный момент».

Жертвовать нужно не только в детские дома, но и старикам, и больным, и молодым взрослым, потому что такие сборы идут тяжело.

Социализация

Подарки у детей могут забрать, а впечатления, знания и опыт останутся навсегда. Поэтому эксперты советуют организовывать в детских домах мероприятия, направленные на социализацию детдомовцев, а не на развлечение.

Наталия Толоченко, руководитель направления корпоративной социальной ответственности по Московскому и Северо-Западному регионам Coca-Cola HBC России: «В этом году мы планируем провести мероприятия, которые будут организованы силами абсолютно разных ребят — с разным социальным статусом, с разными физическими и ментальными возможностями. Эти мероприятия пройдут на территории их учреждений, где они сами будут учиться создавать новогоднее настроение. Там будут учебные зоны, где дети смогут чему-то научиться. Суть в том, что дети обмениваются контактами, они учатся общаться и социализироваться».

Эксперты рекомендуют организовывать мероприятия, дающие детям из детских домов полезные знания и навыки, которые пригодятся после выпуска. Для этого можно проводить лекции, профориентационные мероприятия и открытые уроки.

Елена Альшанская: «Важно понять, какие у ребенка перспективы. По-хорошему, на мероприятиях нужно вытягивать из детей потенциал и убирать развлекаловку, потому что она только научит детей расслабленному потреблению. Они не будут уметь работать и думать о будущем. Поэтому нужно помогать с выбором вуза, с самоопределением. Мастер-классы и праздники — только часть коммуникации, но не основная форма. Представьте, если бы учителя нас не учили, а только показывали, как плести из бисера. Надо давать нормальные возможности, а не бесполезные навыки. Надо, чтобы ребенок вышел из детдома и у него была возможность конкурировать с вами на рынке труда».

Также эксперты против массовых мероприятий. Для ребенка из детдома сходить в кино или театр одному, а не в группе — необычный и очень приятный опыт.

Как действовать правильно?

 Помогать системно

Помощь детям нужна в течение всего года, а не только в праздники. Поэтому эксперты призывают отдавать деньги в постоянные проекты или подключить рекуррентные платежи.

Анна Чупракова, директор благотворительного фонда «Бюро Добрых Дел»: «Помогать один раз в год, а потом забывать про это, неправильно. Лучше вложить деньги в проект, который работает не только в декабре, а круглый год».

 Обращаться в экспертные фонды

Фонды знают, как трансформировать имеющиеся ресурсы, даже обычные 500 рублей от студента, в нужную помощь. Как и при любой трансформации, 80% усилий превращаются в 20% пользы, поэтому не нужно обвинять экспертные фонды в неэффективности.

Наиля Новожилова: «Эксперты знают желания конкретных благополучателей, понимают количество ресурсов, возможности и задачи компаний и могут правильно их использовать».

Отслеживать результаты

Один из главных принципов осознанной благотворительности — уверенность в том, что пожертвования принесли пользу.

Важно не распыляться на много фондов и не забывать о пожертвованиях, а выбирать один проект и работать с ним, пока не появится видимый результат. Порядочные организации дают обратную связь и предоставляют отчеты, и вы легко можете убедиться, что ваши деньги или подарки действительно сделали чью-то жизнь лучше.

 Распространять информацию

Мы не так много разговариваем про благотворительность, и многие «причиняют добро» лишь от незнания. Поэтому эксперты отмечают, что распространять информацию так же важно, как делать пожертвования и волонтерить.

Анна Чупракова: «Важно не просто внести свои 100 или 200 рублей, а сказать своим друзьям, коллегам: “Я один могу не так много, давайте все вместе соберемся и сделаем”».

Проводить научные исследования

Эксперты просили студентов проводить любые виды исследований по данной тематике — от социологических до психологических, потому что исследования, которые проводят фонды, не имеют официального статуса, и их бывает недостаточно.

Елена Альшанская: «Мы очень сильно страдаем от того, что в нашей стране не хватает научных исследований по этой тематике. А имеющиеся работы, которые я читала, очень низкого качества. Мы, как эксперты, пробуем рассказать, что нужно изучать, а у вас есть возможность за время учебы исследовать какие-то очень важные для нас вещи».

Выводы

Детям-сиротам действительно нужна ваша помощь. Но краски, печенье и игрушки, которые тоннами привозят на Новый год в детские дома, не просто не нужны — они приносят вред. Вместо того, чтобы передавать подарки незнакомым детям, лучше пожертвовать деньги на их обучение и социализацию. А лучшее новогоднее чудо, которое вы можете сотворить для ребенка — стать волонтером и подарить внимание, дружбу, общение и опыт.

Полезные ссылки и фонды

«Пользуясь случаем». Здесь вы можете создать благотворительное событие и собрать деньги на нужды фондов.

Благотворительный фонд «Галчонок». Помогает детям с повреждениями ЦНС, сиротам и детям из малообеспеченных семей.

«Волонтеры в помощь детям-сиротам». Фонд, который собирает деньги на образование детей-сирот и материальную помощь детским учреждениям. Здесь можно перевести средства или стать волонтером.

«Дети наши». Фонд заботится о детях, обучая их полезным навыкам. Здесь проводится новогодняя акция «Дарите навыки вместо игрушек!»

Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». Здесь можно научиться общаться со слепоглухими людьми, стать тьютором для них и пожертвовать деньги.

Благотворительная организация Вышки «Открой глаза». Здесь регулярно проводятся волонтерские мероприятия, выезды и сборы, в которых может поучаствовать каждый.

Автор: Дарья Короткова

Фотографии Екатерины Понамаревой

Иконки: flaticon.com/ Pixel perfect, Freepik, Dave Gandy

Вам также может быть интересно:

«Почувствовать настроение праздника»: новогодняя акция в Вышке

В преддверии Нового года НИУ ВШЭ в третий раз принимает участие в благотворительной акции «Елка желаний». Проект объединяет множество людей, готовых творить добрые дела. Студенты, преподаватели и сотрудники могут снять шарик с елки в атриуме корпуса университета на Покровке и исполнить мечту ребенка.

Подкаст студентов Вышки получил Премию Рунета — 2024

9 декабря в Москве в Третьяковской галерее состоялась церемония награждения ежегодной Премией Рунета, отмечающей выдающиеся достижения в области высоких технологий и интернета. В числе других победителей награду в номинации «Социальные проекты и благотворительность» получил подкаст «ЛУЧ — лучшие уроки человечности» студентов Института медиа ФКИ ВШЭ.

Результаты исследований Вышки легли в основу доклада ООН по волонтерству

Первый Региональный обзор о волонтерстве в Центральной Азии был представлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в рамках программы ежегодного Политического форума высокого уровня ООН. Материалами для подготовки документа стали в том числе результаты работы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Автором текста обзора выступил главный эксперт центра Вячеслав Иванов.

Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов

В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.

Более четверти россиян доводилось участвовать в деятельности некоммерческих организаций

Согласно результатам всероссийского опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2023 году, 80% россиян знают или хотя бы что-то слышали о некоммерческих организациях и инициативах в их городе, селе или поселке.

Два проекта вышкинцев прошли в финал премии #МыВместе

Международная премия #МЫВМЕСТЕ ежегодно присуждается проектам в сфере волонтерства и благотворительности. В этом году на нее было подано почти 40 тыс. заявок — более чем на 5 тыс. больше, чем в 2022 году. В финале оказались 128 финалистов из 48 регионов России, и среди них два проекта вышкинцев. Победителей объявят в декабре на Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, приуроченном к Международному дню волонтера. Награды лучшим вручит президент России Владимир Путин.

Программа «Обучение служением» стартовала в университетах страны

5 сентября, в Международный день благотворительности, в различных университетах страны состоялся официальный запуск программы «Обучение служением». В НИУ ВШЭ прошла встреча с заместителями деканов и проектными менеджерами факультетов, а затем масштабная ярмарка НКО, где и студенты, и сотрудники Вышки познакомились с партнерскими НКО и запланировали дальнейшие совместные проекты.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

Вышка на ПМЭФ: спрос на данные и экономический эффект волонтерства

В Санкт-Петербурге 14 июня стартовал Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Ректор и ученые Высшей школы экономики принимают активное участие в его работе. О том, как проходили первые сессии форума, — в материале новостной службы «Вышка.Главное».

«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»

В питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.