Как гику стать предпринимателем: советы основателя Uber
Основатель и CEO компании Uber Трэвис Каланик на встрече со студентами Вышки рассказал о том, какими качествами должен обладать успешный предприниматель и почему в бизнесе есть место волшебству.
Найдите то, что сломано
Как-то мы были в Париже и никак не могли поймать такси. Я подумал: вот было бы здорово, если бы ты мог нажать на кнопку и в любой точке города к тебе сразу же подъехала бы машина. Так появился Uber.
Что было «сломано» в данном случае? Система организации перевозок. Почему? Потому что в крупных городах в развитых странах, чтобы стать таксистом, нужно получить лицензию, а их количество ограничено. В Нью-Йорке за последние семьдесят лет число лицензий на такси почти не изменилось, а стоимость лицензии стала очень высокой. За пользование лицензией компании-операторы такси берут с водителей по 140 долларов в день. Система устроена так, что во многих случаях таксисты едва сводят концы с концами. Новых рабочих мест в этой сфере не создается, а передвигаться по городу становится все труднее и затратнее.
Мы увидели эту проблему и захотели ее решить. Нам, гикам, стало интересно найти способ ее решения — не только в своем городе, но по всему миру, не только для богатых, но для каждого. Чтобы перевозки были так же надежны и доступны, как водопровод.
Определите, насколько трудна проблема, которую необходимо решить
Трудность была не в том, чтобы создать приложение — их все сейчас делают. Трудность была в том, чтобы свободная машина была в пяти минутах от любого пользователя, решившего воспользоваться нашим сервисом. Нужно было научиться предсказывать ситуацию: что будет на дорогах через полчаса? где каждая из наших машин находится в любой момент времени? Наши водители получают эту информацию в виде теплокарты (heat map). Они видят, где сейчас повышенный спрос на их услуги, где нужно больше машин, где меньше.
Следующая задача — научить компьютерную систему «видеть» улицы в многомерном измерении (с тротуарами, знаками остановки, мусорными баками и прочими объектами). Сложная задача. Я всегда говорю инженерам, что для решения таких задач нужно воображение.
Анализируйте, но будьте при этом креативными
Можно разделить эти роли между партнерами по проекту, но лучшие предприниматели сочетают в себе оба качества, аналитическое и творческое, одновременно. Так устроен наш мозг: левое полушарие отвечает за аналитику, правое — за воображение, создание новых идей. Веселитесь, получайте удовольствие, решая проблемы.
Причем необязательно решать их привычным способом, можно придумать что-то новое. Дети в Америке бегают за фургончиками с мороженым. А мы для взрослых придумали такую штуку: один день в году вы нажимайте на кнопку — и фургончик с мороженым приезжает к вам. Отличная идея, но она потребовала решения сложных логистических задач. Чтобы случилось волшебство, нужна аналитика.
Различайте реальность и представление о ней
Массовое представление о чем-либо может совпадать с реальным положением вещей, а может и сильно расходиться с ним. Расстояние между представлениями и реальностью — это «игровая площадка» инноватора. Если вы точно знаете, что реальность не там, где кажется большинству, перед вами открываются огромные возможности. Но если вы ошибаетесь, то игровая площадка превратится в ад.
Эйнштейн как-то сказал, что тот, кто следует за толпой, обычно не продвигается дальше толпы, а вот тот, кто идет один, скорее обнаружит себя в месте, где никто прежде не был. Если вы хотите сделать что-то новое, хотите сделать невозможное возможным, нельзя повторять за другими. Нужно сделать что-то, что другие люди сочтут глупым, нелепым, безумным. И в то же время хороший предприниматель должен четко понимать, на какие риски он идет. До Uber у меня было несколько компаний, и они были маленькими, а я — бедным. В последней компании у меня четыре года не было зарплаты, и я слышал слово «нет» по сто раз на дню в течение всех четырех лет. Это нелегко.
Творите магию
В фильме «Криминальное чтиво» есть странный портфель, который притягивает всеобщее внимание, один взгляд на него — и человек уже не может думать ни о чем другом. Быть предпринимателем значит создавать вещи, которые захватывают людей и их воображение. В Uber мы говорим о четырех измерениях магии: времени (найдите способ вернуть людям время, которое они раньше, не имея вашего продукта или услуги, теряли), успокоении (вы должны внести спокойствие в повседневную жизнь своих клиентов), радости (пусть благодаря вам жизнь людей станет радостнее и веселее), деньгах (например, водители Uber получают доход, который позволяет им содержать семью, а пассажиры платят меньше за перевозку).
А еще магия должна опережать время. Творить волшебство — значит создавать вещи, которые еще никто не видел и которые будут востребованы не только сейчас, но и в будущем.
Научитесь продавать свою историю
Инженеры часто пренебрежительно относятся к продавцам и маркетологам, не хотят с ними работать. Но научиться продавать то, что ты придумал, очень важно. Не научишься рассказывать свою историю — никто не узнает о твоей идее, какой бы замечательной она ни была. На Синко де Майо (национальный мексиканский праздник, популярный во многих штатах США) наши клиенты могут заказать мексиканских музыкантов, например, чтобы повеселить друзей или коллег, и это способ ненавязчиво рассказать об Uber тем, кто о нас раньше не знал.
Обретите психологию чемпиона
Как настоящий спортсмен-чемпион, выкладывайтесь на поле полностью, отдавайте все силы и эмоции, не сдавайтесь после временных неудач. Если вы действительно будете это делать, вам будет трудно проиграть.
Совет напоследок: как собрать команду
Меня часто спрашивают о том, как мы подбираем инженеров. Я однажды ответил: а как вы подбираете, с кем пойдете на свидание? Если серьезно, то, чтобы собрать команду, просматривайте резюме, ищите онлайн, ходите туда, где тусуются инженеры, здоровайтесь и говорите с ними. Будьте терпеливы и настойчивы.
Вам также может быть интересно:
Трудолюбивый нарцисс-инноватор приведет фирму к успеху
Ученые НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге изучили, как черты личности основателя молодой фирмы влияют на результаты ее работы. Выяснилось, что нарцисс и трудоголик, который при этом внедряет инновации, будет эффективно развивать свою компанию. Статья опубликована в IEEE Transactions on Engineering Management.
Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели
До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.
Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера
Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».
«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»
В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.
Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат
Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.
Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября
21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.
НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве
В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.
Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»
Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.
«Будущее уже здесь, но оно неравномерно распределено»
27 мая, в День российского предпринимательства, в Центре культур НИУ ВШЭ прошел ежегодный студенческий предпринимательский Форум HSE Business Club. Три года назад инициативная группа HSE Business Club открыла форум как площадку, на которой предприниматели могли бы обмениваться опытом. Сейчас это крупнейший в СНГ студенческий бизнес-форум. В этом году на мероприятие зарегистрировалось рекордное число гостей — 1900 человек.
«Местечкового технологического суверенитета быть не может»
В основе новой модели предпринимательства в вузе должна быть наука с привлечением к исследованиям студентов. Научные работы должны быть масштабированы, для трансфера их результатов в экономику необходимо активное взаимодействие высокотехнологичных компаний с университетами. В НИУ ВШЭ прошла международная научно-практическая конференция «Инноватика и предпринимательство: теория и практика», организованная кафедрой менеджмента инноваций.