В НИУ ВШЭ подготовили рекомендации для доработки Бюджетного кодекса
В настоящее время Минфином России ведется разработка новой редакции Бюджетного кодекса. Для рынка государственных услуг этот документ имеет первостепенное значение, поскольку устанавливает общие правила игры. В НИУ ВШЭ состоялось обсуждение проекта новой редакции БК РФ в части бюджетного финансирования расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг.
В обсуждении приняли участие научные работники и специалисты НИУ ВШЭ, Финансового университета при Правительстве РФ, Института экономики РАН, Института макроэкономических исследований Минэкономразвития России, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, федеральных министерств социального блока, ряда других организаций.
С анализом текста новой редакции выступил Борис Рудник, директор Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ. По его мнению, отдельные положения Проекта вступают в противоречие с нормами действующих федеральных законов: «Об автономных учреждениях», «О некоммерческих организациях», федеральных законов, регулирующих правоотношения в отдельных отраслях социально-культурной сферы. Проектом предусмотрен ряд положений, направленных на снижение уровня экономической самостоятельности автономных и бюджетных учреждений, что противоречит целям и задачам проводимой в последние годы реформы сектора государственных и муниципальных учреждений.
Согласно проекту новой редакции БК РФ, субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитываются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания государственных услуг (в настоящее же время при расчете субсидии учитывается все имущество учреждения). При отсутствии нормативов обеспеченности имуществом такое нововведение может негативно повлиять на финансовую обеспеченность учреждений. Проконтролировать, какое имущество используется для оказания услуг, также достаточно сложно. В итоге такая норма может обернуться гибелью имущества.
В проекте не нашли отражения некоторые актуальные задачи развития бюджетного законодательства. Не разделены два типа государственных услуг и вопросы их финансового обеспечения (услуги, оказание которых регулируется федеральным законом № 210-ФЗ, и услуги в сферах образования, здравоохранения и др., которые сегодня предоставляются главным образом государственными и муниципальными учреждениями).
Помимо этого, по мнению Рудника, в обсуждаемом проекте новой редакции БК РФ не получили должного развития конкурентные механизмы предоставления средств на оказание государственных услуг. В документе усиливается сегментация бюджетных ассигнований по формам и типам юридических лиц.
Отсутствие ясного понимания правого статуса соглашения о предоставлении субсидии, по мнению проректора НИУ ВШЭ Алексея Новосельцева, приводит к нарушению баланса обязательств в бюджетной системе: «В сегодняшней ситуации, когда мы сталкиваемся с резким сокращением финансирования по государственному заданию, государственное учреждение попадает в ситуацию, когда оно должно выполнить госзадание, а с другой стороны, оно не имеет достаточного финансового обеспечения, и на этот счет никаких защитных механизмов не предусмотрено».
К положительным нововведениям проекта новой редакции БК РФ замдиректора Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ Леонид Богданов отнес развитие принципа подотчетности, прозрачности бюджетов, согласно которому государственные (муниципальные) органы обязаны предоставить гражданам отчетность о результатах использования бюджетных средств (статья 23 проекта).
Светлана Солянникова, заместитель заведующего кафедрой «Государственные и муниципальные финансы» Финансового университета при Правительстве РФ, полагает, что позитивным нововведением проекта можно считать установление возможности заключения договоров на оказание государственных (муниципальных) услуг на срок, превышающий плановый период (статья 66 проекта).
По результатам работы круглого стола были подготовлены рекомендации по доработке проекта в части механизмов финансирования государственного задания. Рекомендации направлены в Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, а также в профильные министерства социального блока.
С рекомендациями можно ознакомиться, пройдя по ссылке.
Богданов Леонид Николаевич
Заместитель директора Института управления государственными ресурсами
Новосельцев Алексей Владимирович
Проректор ВШЭ
Рудник Борис Львович
Директор Института управления государственными ресурсами
Вам также может быть интересно:
Новый Бюджетный кодекс должен быть «головной болью» не только Минфина, но и всего правительства
На XIX Апрельской конференции НИУ ВШЭ продолжилась трехлетняя дискуссия Минфина и экспертного сообщества по созданию проекта нового Бюджетного кодекса.
Студент ВШЭ победил на конкурсе Минфина
Веб-сервис для отображения объективных показателей деятельности школ, разработанный студентом магистерской программы ВШЭ «Государственное и муниципальное управление» Сергеем Устиновым, отмечен наградой на конкурсе Минфина России «BudgetApps».
Заместителем министра финансов РФ стал выпускник ВШЭ
Новым заместителем главы Минфина России Антона Силуанова назначен Максим Орешкин, закончивший факультет экономических наук Высшей школы экономики.