Каким должно стать школьное образование к 2020 году?
22-23 апреля в Ярославле состоялся третий международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого стала Высшая школа экономики. Эксперты обсуждали проблемы развития системы дополнительного образования детей, ориентиры федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года, другие вопросы.
Ярославский образовательный форум, который впервые был проведен в 2012 году, собирает экспертов в области образования со всей России и из-за рубежа. На этот раз было представлено 50 субъектов Федерации. По словам научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, еще три года назад, когда обсуждался вопрос об участии ВШЭ в качестве партнера и организатора форума, главным условием была регулярность его проведения.
На этот раз на форуме обсуждались две ключевые темы: «Неформальное образование — новый объект управления: задачи и возможности» и «Перспективные модели подготовки и повышения квалификации педагогических кадров».
На этот раз на форуме обсуждались две ключевые темы: «Неформальное образование — новый объект управления: задачи и возможности» и «Перспективные модели подготовки и повышения квалификации педагогических кадров». В рамках форума состоялось заседание Межведомственного совета по развитию дополнительно образования, которое провел министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Совет обсуждал перспективы системы дополнительного образования детей: концепция ее развития должна быть принята в июне этого года.
От Высшей школы экономики на форум приехала представительная делегация, члены которой принимали участие в работе пленарных заседаний, почти всех секций и круглых столов. В частности, научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов вел секции и круглые столы по проблематике, связанной с повышением профессионального уровня учителей. Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина и директор Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергей Косарецкий отвечали за тему неформального образования, выступали на заседании Межведомственного совета по развитию дополнительного образования. Директор Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин рассказывал участникам форума — и региональным руководителям, и простым учителям — о магистерских программах института, рассчитанных именно на них и к тому же абсолютно бесплатных.
В своем выступлении на первом пленарном заседании Исак Фрумин рассмотрел концепцию проекта «Новая школа России — 2020» (доклад на эту тему должна была представить первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк, но ее срочно вызвали на заседание комиссии по выполнению указов президента).
Работа над этим проектом сейчас только начинается, и размышления экспертов пока не оформлены в какой-либо документ. Речь идет о том, что после завершения проекта МРСО (модернизация региональных систем образования в 2011-2013 годах), где были поставлены понятные ориентиры трансформации образования, встает вопрос об ориентирах федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года. Несмотря на то, что федеральный центр и регионы имеют множество всякого рода обязательств, связанных, в первую очередь, с выполнением майских указов президента, все это не позволяет точно сказать, куда мы движемся, к какому состоянию системы школьного образования хотим прийти к 2020 году. При том что в странах, с которыми конкурируем, подобные ориентиры разработаны.
Несмотря на то, что федеральный центр и регионы имеют множество всякого рода обязательств, связанных, в первую очередь, с выполнением майских указов президента, все это не позволяет точно сказать, куда мы движемся, к какому состоянию системы школьного образования хотим прийти к 2020 году. При том что в странах, с которыми конкурируем, подобные ориентиры разработаны.
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» дает системе множество возможностей, формируя очень широкие рамки, в которых можно двигаться дальше — например, впервые создана база для сетевого взаимодействия, дистанционного обучения, открытости и прозрачности образовательных учреждений. Есть хорошие заделы, которые становятся основой дальнейшего развития: приоритетный национальный проект «Образование», начавшийся в 2006 году и пока не завершенный, комплексные проекты модернизации образования (КПМО) в отдельных регионах в 2007-2009 годах и МРСО. Для участия в КПМО регионам нужно было победить в конкурсе, а в МРСО должны были участвовать все, и это сравнение ставит вопрос о правильных механизмах реализации федеральной образовательной политики в огромной и разнообразной стране. Может быть, стоит вернуться к механизму, который предполагает появление группы регионов-лидеров, энергичных, мотивированных, а уже потом выстраивать механизмы распространения лучших практик?
Сейчас эксперты обсуждают пять ключевых направлений развития российской школы до 2020 года.
Первое направление связано с укреплением потенциала педагогических кадров.
Второе направление связано с инфраструктурой общего образования. Это сложный «денежный» вопрос, но есть надежда, что после тщательного экономического анализа можно будет поставить реалистичную задачу полного отказа от второй смены в школах если не к 2018, то к 2020 году. Это потребует нестандартных решений, связанных с бурным развитием инфраструктуры.
Третье направление — развитие дополнительного образования, причем особенно важна его интеграция с общим образованием, и это новый подход.
Четвертое направление — так называемое «умное управление», важными элементами которого является обеспечение открытости образования и обратной связи.
Пятое направление — результативный переход на новые образовательные стандарты, и здесь, в том числе, необходимо в рамках второго направления «дотянуть» условия в каждой школе до требований стандартов.
Таким образом, перед системой общего образования РФ стоят масштабные управленческие и экономические задачи. Они обсуждаются в различных рабочих группах, в обсуждениях принимает участие министр Дмитрий Ливанов. Он обратил особое внимание, что когда в том или ином проекте появляется такой раздел, как развитие инфраструктуры, то именно он становится ключевым (так было в проекте МРСО), но этого нужно избежать. Поэтому главной целью проекта должно быть не создание новых школ, не формирование новых систем управления и даже не отчеты об увеличении доли молодых учителей. В новом проекте каждая школа, каждый муниципалитет и регион должны будут сами ответить на вопрос, как мы можем улучшить образовательные результаты наших детей и как мы будем оценивать улучшение эти результатов. И удовлетворенность общества школьным образованием, по мнению Исака Фрумина, будет зависеть, прежде всего, от того, сумеем ли мы создать проект для достижения этой цели.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Директор Института развития образования
Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Директор Центра социально-экономического развития школы
Вам также может быть интересно:
В российском образовании много печалей, но и позитивные сдвиги есть
24 июня Институт образования ВШЭ провел заключительный в 2013-2014 учебном году семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования». Итоги года подводили эксперты, руководители вузов, школ и представители Минобрнауки, обсуждавшие экономические, управленческие и идеологические тенденции развития российского образования.
Закон «Об образовании в РФ» ругают те, кто его не читал
24 января депутат Госдумы Александр Дегтярев прочитал в Институте образования ВШЭ лекцию на тему «Формирование институциональной основы современной политики модернизации российского образования».
Эксперты разъяснили закон об образовании
Центр правовых прикладных разработок Института образования ВШЭ провел в Иркутске заключительный семинар по разъяснению положений закона «Об образовании в РФ». Всего за прошедшие несколько месяцев по заказу Минобрнауки России такие семинары были проведены в 78 регионах страны.
«Мифы о законе об образовании до сих пор не развенчаны»
1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». В интервью «РИА Новости» руководитель Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Артемий Рожков разъясняет некоторые новации закона.
«Новый закон «Об образовании» мне нравится»
16 апреля на семинаре Института образования ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» с докладом «Актуальные тенденции в образовательном праве и политике в Европе» выступил профессор Колледжа Европы (Брюгге, Бельгия) Ян де Грооф.
Семь поправок в закон «Об образовании»
13 ноября в Общественной палате (ОП) РФ состоялись слушания в рамках общественной экспертизы проекта закона «Об образовании в Российской Федерации», в которых приняли участие ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования ОП РФ Ярослав Кузьминов и научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.
«Интеллектуальная карта» дополнительного и неформального образования
14 февраля состоялся семинар Института развития образования ВШЭ и экспертной группы № 8 «Новая школа» по коррекции Стратегии-2020. С докладом на тему «Неформальное и дополнительное образование школьников: опыт анализа в перспективе молодежных исследований» выступила заведующая кафедрой социологии Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ, директор Центра молодежных исследований ВШЭ Елена Омельченко.
Кошка, которая решает собачьи задачи
6 декабря прошел очередной совместный семинар Института развития образования ВШЭ и экспертной группы № 8 «Новая школа» по коррекции Стратегии-2020. С докладом «Стратегия и методология социокультурной модернизации образования: проблемы, риски и перспективы» выступил директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.
Обозначение векторов — «тяжелый жанр»
29 ноября прошел очередной совместный семинар Института развития образования ВШЭ и экспертной группы № 8 «Новая школа» по коррекции Стратегии-2020. С докладом «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» выступили соруководители группы — научный руководитель Института развития образования Исак Фрумин и и.о. директора Центра мониторинга качества образования Анатолий Каспржак.
Портрет первоклассника: к кому должна приспособиться школа
22 ноября прошел совместный семинар Института развития образования ВШЭ и группы № 8 по коррекции Стратегии-2020 «Новая школа». С докладом «Возможности управления качеством образования по результатам комплексного мониторинга образовательных достижений в начальной школе» выступила руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галина Ковалева.