Тренды – 2014 в региональной политике
Какими будут главные тренды 2014 года в экономике, в социальной и культурной жизни страны? Директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Ирина Ильина рассказывает о том, какие векторы развития государственной региональной политики будут приоритетными в ближайшем будущем.
Завершающийся год стал непростым для России как на федеральном, так и на региональном уровне. Можно привести слова министра экономического развития Алексея Улюкаева, сказанные им на инвестиционном форуме «Сочи-2013»: «Я говорю, что мы не на пороге кризиса, мы в состоянии стагнации. И с моей точки зрения, это хуже. Потому что кризис — это ситуация, в которую входишь и из которой выходишь, а стагнация — это ситуация с трудно предсказуемыми последствиями».
Большинство регионов РФ, даже самых благополучных, столкнулись с серьезной проблемой дефицитного исполнения бюджетов. Во многом эта ситуация связана с увеличением обязательств, переданных с федерального на субъектный уровень, ростом социальных расходов, связанных с индексацией заработной платы работников бюджетной сферы и многое другое.
Многие эксперты видят угрозу «дефолта регионов». Это потребует от региональных властей существенных усилий в поиске новых возможностей для привлечения инвестиций.
Будущий год также пройдет под знаком обязательного исполнения майских указов Президента России. Поставленные в них сложные и капиталоемкие задачи потребуют направления на их реализацию значительных объемов бюджетных средств регионов. Одновременно с этим снижение числа крупных инвестиционных проектов в регионах вызывало и вызывает существенные трудности с наполнением бюджетов за счет налоговых отчислений. Многие эксперты видят угрозу «дефолта регионов». Это потребует от региональных властей существенных усилий в поиске новых возможностей для привлечения инвестиций.
Уходящий год ознаменовался еще одним важным фактом в этой сфере — утверждением государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения» (Распоряжение Правительства РФ от 26 марта №435-р), главной целью которой является сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов РФ, повышение конкурентоспособности экономики регионов, а также сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии регионов и качестве жизни населения. Реализация этой программы потребует огромных капиталовложений (около полутора триллионов рублей).
Еще одним заметным преобразованием 2013 года стало принятие Федерального закона от 7 мая № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием бюджетного процесса». Согласно нему страна переходит на программный тип бюджетного планирования. В новой редакции статьи 179 Бюджетного кодекса впервые установлены основания для разработки общероссийских государственных программ, государственных программ субъекта РФ и муниципальных программ.
В то же время законом исключены из Бюджетного кодекса правовые основания для формирования долгосрочных целевых программ. Учитывая эти изменения, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления с 1 января 2014 года не вправе осуществлять реализацию долгосрочных целевых программ, независимо от даты их утверждения. Тем не менее Статьей 25 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ закреплена возможность реализации федеральных целевых программ до окончания сроков их реализации. В отношении долгосрочных целевых программ субъектов Федерации и муниципальных программ такая возможность не предусмотрена. Продолжение реализации мероприятий, завершение которых предусматривается позже указанного срока, включенных в настоящее время в долгосрочные целевые программы, возможно в рамках государственных программ субъектов РФ (муниципальных программ) в порядке, установленном высшими исполнительными органами власти этих субъектов (местными администрациями муниципальных образований).
Основные направления государственной политики на региональном уровне, на наш взгляд, были заданы Президентом России в его Послании Федеральному Собранию: «Российская экономика должна быть конкурентоспособна. Наряду с высокой профессиональной подготовкой это улучшение условий труда, широкое использование новых технологий, как итог — изменение структуры экономики, повышение ее эффективности, рост качественной занятости и на этой базе — увеличение оплаты труда». Особо Владимир Путин отметил, что в первую очередь стоит обратить внимание на развитие Дальнего Востока и Сибири; необходимость реформирования системы местного самоуправления; сокращение ветхого и аварийного жилья. К числу региональных приоритетов отнесены и проблемы развития Арктики, многие из которых приобрели в последнее время политическую окраску.
Кроме того, в первой половине года, видимо, будут приняты еще два закона, регулирующих деятельность в сфере региональной политики. Первый — это закон, который определит основы государственного стратегического планирования, координации государственного стратегического управления и бюджетной политики, полномочия и функции федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации. Второй законопроект — о мегаполисах — разработан, чтобы повысить эффективность управления городским хозяйством и социально-экономическим развитием крупных городов с численностью населения миллион и более человек. Эти нововведения должны существенно изменить принципы управления территориальной организацией производительных сил и системой расселения в России.
Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Новая система кадрового отбора начала работать во всех регионах страны»
Созданная по инициативе президента РФ Владимира Путина система социальных лифтов начинается с поиска талантливых детей, а завершается подготовкой и отбором высших управленцев. Ее особенности и перспективы развития 10 апреля обсудили участники пленарного заседания XX Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на тему «Новая система социальных лифтов в России как способ обновления элит».
Механизмы государственно-частного партнерства в образовании нуждаются в доработке
Для строительства школ и создания в них современной информационно-образовательной инфраструктуры необходимо привлекать частные инвестиции. К такому выводу пришли участники «завтрака губернаторов», на котором обсуждалось развитие социальной инфраструктуры регионов. Дискуссия прошла 24 мая на Петербургском международном экономическом форуме.
2,5 раза
как минимум во столько к 2020 году должен вырасти валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения по сравнению с 2012 годом в Мурманской, Белгородской, Свердловской областях и Чувашской Республике. Это наибольший рост среди российских регионов.
40%
жителей Дальневосточного федерального округа хотели бы покинуть регион своего проживания.
Исследователи ВШЭ изучили цифровую дифференциацию регионов
К 2014 году в России насчитывалось около 86 млн абонентов мобильного широкополосного доступа — в 3,6 раз больше, чем фиксированного. Регионы заметно различаются по уровню подключения абонентов к Интернету. Данные, это иллюстрирующие, представила директор Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Гульнара Абдрахманова на региональном семинаре Международного союза электросвязи для стран СНГ.
В государственной образовательной политике должны учитываться особенности регионов
18-19 декабря в Высшей школе экономики прошла международная конференция «Региональная дифференциация образовательных систем», на которой был дан старт обсуждению особенностей развития образования в разных субъектах Федерации.
Налог с продаж разгонит инфляцию и замедлит экономику
Введение налога с продаж не поможет региональным бюджетам. Чрезмерная налоговая нагрузка заставит бизнес уйти «в тень» и повысить цены на товары и услуги. Оборот торговых сетей снизится, сократится их прибыль и инвестиционная активность. Такой прогноз содержится в «Макроэкономическом анализе влияния изменения ставок налогов на государственный бюджет и участников рынка» директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Натальи Акиндиновой.
В регионах доходы педагогов растут неравномерно
В последние три года зарплаты российских учителей и воспитателей детсадов росли. Но из-за неодинаковой покупательной способности зарплат в разных регионах доходы педагогов стали заметно отличаться. Об этом говорится в исследовании старшего научного сотрудника научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ Натальи Родиной.
Где бюджетнику на Руси жить хорошо
Бюджетникам в регионах живется относительно лучше, чем в столице. В провинции мало потребителей услуг бюджетного сектора, большие трансферты и высокий уровень безработицы, при этом зарплата бюджетников лишь на 20% уступает зарплате работников в бизнесе, отмечает сотрудник Центра трудовых исследований ВШЭ Анна Шарунина в своем исследовании.
Из глубинки уезжает до 70% выпускников школ
Две трети выпускников школ уезжают с периферии в региональные центры и обратно уже не возвращаются. Российская глубинка оказывается опустошенной, ее население стремительно стареет, отметил Илья Кашницкий в докладе «Когортное исследование внутрирегиональной миграции молодежи» на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ.