Европейские режиссеры рассказали о лоббизме
Российского зрителя не удалось напугать европейскими лоббистами. В рамках Фестиваля актуального научного кино «360°» в ВШЭ состоялся показ фильма «Брюссельский бизнес».
Полуторачасовой фильм режиссеров Фридриха Мозера и Матье Лиэтера не раскрывает никаких тайн, не разоблачает заговоры, не выводит на чистую воду коррупционеров и не предлагает решений. Это и не было задачей авторов, подчеркнул на показе в Вышке сам Лиэтер. И все же проблема влияния больших денег на большую политику до некоторой степени раскрывается в фильме на практическом материале — неудавшейся попытке провести через Еврокомиссию и Европарламент «инициативу о прозрачности», которая регулировала бы деятельность лоббистов.
Хотя Лиэтер и настаивает, что у него не было задачи демонизировать лоббистов и корпорации (один из главных героев фильма — тот самый лоббист при Европарламенте — предстает вполне симпатичным человеком), «Брюссельский бизнес» выдержан в типичной леволиберальной риторике. Видеоряд соответствующий — тут вам и плетущие интриги промышленники и финансисты, и страдающий от их действий народ (почему-то греческий, где основные беды как раз от огромного госсектора, а не частных компаний), и саундтрек, создающий эффект саспенса.
«Лоббизм всегда был и будет, никто его не отрицает, — оговаривается, впрочем, Лиэтер. — Но почему же не сделать механизмы лоббизма прозрачными, чтобы люди понимали, кто и в чьих интересах действует?». В США, где эта деятельность официально регистрируется, на лоббизм ежегодно тратится около трех миллиардов долларов. Сколько тратится в Брюсселе — неизвестно. Расходы, например, Deutsche Bank составляют два миллиона евро в год — сумма, едва ли способная впечатлить кого-то в России. Неслучайно, одной из первых реплик из зала по окончании фильма стало предложение снять подобный фильм по мотивам деятельности российских госкорпораций. По сравнению с их методами работы и сопутствующими «расходами» то, что происходит в Евросоюзе, покажется невинной шалостью.
Можно представлять лоббизм как неизбежное зло, а можно — как нормальный механизм взаимодействия государства и бизнеса, которые не в силах решить проблемы современного мира поодиночке. И уж точно не следует путать лоббизм с коррупцией и подкупом.
Другой упрек авторам фильма состоял в том, что в лоббизме они «обвиняют» только представителей крупной промышленности. Есть много групп, занимающихся лоббизмом в Европе и не только, — это и объединения промышленников, и медиагруппы, и религиозные, и группы исследовательских институтов, отметил Оздчан Саритас, приглашенный профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий ИСИЭЗ ВШЭ. Это не всегда плохо. В фильме, политики и лоббисты показаны так, будто они зло, хотя режиссер и отрицает, что такая цель преследовалась. «Друзья Европы» в фильме показаны как противоборствующее лобби. «На мой взгляд, если с лоббизмом что-то не так, решать эту проблему следует, не создавая в ответ свое (противоборствующее) лобби, но делая более прозрачными политику и процесс принятия решений, с опорой на механизмы участия общественности, — отметил Саритас. — При условии такой открытости, нет никакого вреда в том, что различные группы образуют лобби и высказывают свои ожидания».
Можно представлять лоббизм как неизбежное зло, а можно — как нормальный механизм взаимодействия государства и бизнеса, которые не в силах решить проблемы современного мира поодиночке, добавил заместитель заведующего Лабораторией экономики инноваций ИСИЭЗ Томас Тернер, и уж точно не следует путать лоббизм с коррупцией и подкупом.
«Лоббизм — это проявление коллективного действия, равно как и социальные движения, выплескивающиеся на улицы», — заметил другой участник обсуждения, преподаватель факультета прикладной политологии ВШЭ Дмитрий Рой. Бизнесмены отстаивают свои интересы в стенах парламента, но и обычные граждане могут призвать власть к ответу — как на выборах, так и на массовых акциях протеста или через забастовки. Ну а то, что европейские политики вынуждены считаться с общественным мнением и подчиняться ему, признает даже Матье Лиэтер.
Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ
Фото Василия Бегаля
Рой Дмитрий Алексеевич
Вам также может быть интересно:
«Что делается для всех, искренне — это и есть настоящее искусство»
25 апреля на Киностудии им. Горького состоялась презентация первых выпускников-магистрантов программы «Кинопроизводство» Института кино НИУ ВШЭ. Формат speed dating, предложенный академическим руководителем программы Полиной Ильиной, позволил каждому студенту выступить перед значимыми деятелями кино, чтобы рассказать о своих сценарных идеях, которые лягут в основу грядущих проектов.
Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК
Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.
«КиноВышка»: полное погружение в мир кино
Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.
Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом
В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).
Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды
Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.
В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»
21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».
Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»
Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.
«Креативная индустрия учит проходить неудачи»
19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.
«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»
В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.
Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале
«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.