• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Плагиат в дизайне

4 июня в московском клубе «Завтра» отделение дизайна НИУ ВШЭ и информационно-политический канал «Полит.ру» провели открытую дискуссию на тему «Плагиат в дизайне».

Что такое плагиат? Как происходит процесс заимствования «чужого»? На эти, казалось бы, несложные вопросы пытались ответить сами дизайнеры, собравшиеся за круглым столом. Плагиат — это, по сути, воровство, умышленное присвоение авторства чужого произведения искусства или изобретения. С одной стороны, вроде все понятно, однако, как оказалось, определить, где заканчивается «цитирование» и начинается собственно плагиат — дело не такое простое.

Как считает Егор Ларичев, историк искусства и архитектуры, журналист, эксперт, сотрудничающий с Проектно-учебной лабораторией дизайна НИУ ВШЭ, проиллюстрировавший примеры прямых заимствований чужих образов на плакатах советской эпохи, «законом об авторском праве охраняется форма исполнения, а не идея». А вот где пролегает грань между формой и идеей, участники дискуссии назвали «тонким вопросом».

Дизайнер и эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций Павел Родькин считает, что проблема плагиата состоит из двух неравных составляющих. Первая — когда речь идет о «вульгарном» плагиате, то есть о прямом плагиате, связанном с непрофессионализмом либо мошенничеством дизайнеров и художников. Ко второй, большей, части относится использование схожих стилистических и пластических решений, распространенных трендов и универсальных форм разработчиками, в профессионализме которых сомневаться не приходится. И если с первой частью все понятно, то вот вторая вызывает у дизайнерского сообщества много споров. Можно ли, например, логотип Болгарии, который обвинили в плагиате за схожие стилистические решения с ребрендингом Киргизии, действительно к нему относить? Ведь в свою очередь эмблему Киргизии можно считать репликой фирменного знака компании «Unilever». «Сомнительная» история произошла и с логотипом Парка имени Горького, в этом изображении блогеры тоже усмотрели плагиат. Основной прием в разработке фирменного стиля парка — размещение букв с изобразительными элементами — явно не новое художественное решение.

Плагиат — это, по сути, воровство, умышленное присвоение авторства чужого произведения искусства или изобретения. С одной стороны, вроде все понятно, однако, как оказалось, определить, где заканчивается «цитирование» и начинается собственно плагиат — дело не такое простое.

Чтобы внести хоть какую-то ясность в поставленные вопросы дизайнеры договорились разделять понятия: 1) плагиат — грубое воровство чужих решений и присвоение авторства, 2) переработка исходного материала как самостоятельный объект творчества и 3) копирование — точное повторение раннее созданного, без претензии на собственное авторство.

Разобравшись с определениями, аудитория задумалась над тем, каким должно быть отношение к плагиату. Если считать, что это вопрос сугубо юридический, тогда, возможно, следует ужесточать закон об авторском праве. Если же дело это носит по большей части этический характер, тогда это «частное дело» — вся ответственность лежит на совести конкретного человека.

Арсений Мещеряков, заведующий Лабораторией дизайна НИУ ВШЭ, напомнил, что с юридической точки зрения копирование предметов, авторство которых не установлено, незаконным быть не может. Также любое авторское право прекращает действовать через 70 лет после смерти автора (если образцы творчества запатентованы). Регистрация товарного знака, в этом смысле, тоже разновидность патента. Все, что лежит за гранью перечисленного, как считает Арсений Мещеряков, — относится исключительно к моральной стороне вопроса. Эту точку зрения поддержал Егор Ларичев, сказав, что проблемы, связанные с плагиатом, нужно решать при помощи профессиональной дискуссии, а не в судах. Поговорить не про законы, а про профессию предложила и Мария Привалова, независимый продюсер и куратор.

Виктор Меламед, иллюстратор журнала «Rolling Stone» и преподаватель коснулся проблем обучения начинающих дизайнеров. Как преподаватель Виктор столкнулся с проблемой фобии плагиата у молодых дизайнеров. Ребята не хотят изучать опыт прошлого из-за боязни повториться, в результате возникает обратный эффект. «Ни в системе образования, ни в профессиональном сообществе не отработаны методы осмысления «чужого» материала. Как результат — мир наблюдает множество вторичных вещей», — считает художник.

Как бы то ни было, все участники круглого стола сошлись в одном — у профессионального сообщества на сегодняшний день нет социального института, который бы формировал общественное мнение и на который мог бы опереться в случае обнаружения плагиата, в том числе, заказчик художественной работы.

 

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Школа дизайна НИУ ВШЭ представила работы на ярмарке Cosmoscow

В конце октября состоялось открытие 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, в которой приняли участие три выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анна Знаменская, Лена Власова и Марина Батылина. В экспозиции стенда HSE ART GALLERY были представлены такие виды искусства, как живопись, керамика и графика.

Работы выпускниц Вышки — на ярмарке Cosmoscow 2024

С 25 по 27 октября в «Тимирязев Центре» пройдет 12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Как обычно, участие в ней примет HSE ART GALLERY. Галерея представит новые работы трех выпускниц Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анны Знаменской, Лены Власовой и Марины Батылиной. Живопись, керамика, графика — все проекты можно будет увидеть на стенде ВШЭ.

«Всё всегда и сразу»: первая выставка HSE ART GALLERY на Винзаводе

По 30 июня продлится первая выставка HSE ART GALLERY в новой локации — в Центре современного искусства Винзавод. Экспозиция состоит из работ более 50 студентов и выпускников трех направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн». Выставка представляет панораму поколения двадцатилетних — первой генерации, родившейся и полностью сформировавшейся в новом тысячелетии.

Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями

Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель  — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.

«Сквозь зеркало и обратно»: выставка Школы дизайна ВШЭ в «Архангельском»

С 23 мая по 28 июля 2024 года в Ботанических оранжереях Музея-заповедника «Архангельское» пройдет выставка «Сквозь зеркало и обратно» — новый совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и музея. Его главной темой стали отражения — в прямом и переносном смысле. Участники выставки — студенты различных направлений и профилей Школы дизайна: «Современного искусства», «Анимации и иллюстрации», «Коммуникационного дизайна» и других.

Презентация научного журнала Школы дизайна ВШЭ состоится в HSE CREATIVE HUB

15 мая в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет встреча с редакционной командой электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, первый выпуск которого вышел в марте 2024 года. Также состоится презентация еще одного проекта — первого выпуска коллекционного печатного приложения ART. В первом номере журнала опубликованы научные работы по самым разным тематикам — от ренессансной культуры до американских комиксов 1950-х гг., а главной темой печатного приложения стала Россия ХХ века.

Вышка и авиакомпания «Победа» запустили совместный конкурс

Школа дизайна Вышки совместно с авиакомпанией «Победа» объявили о старте конкурса на создание нового дизайна униформы для бортпроводников и представителей авиакомпании. Свой талант смогут проявить молодые профессиональные дизайнеры, а также студенты от 18 лет, обучающиеся в российских вузах на очных и заочных программах по направлению «Дизайн и мода».

Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды

В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.

Наука + трансмедиа: в Вышке состоялась выставка «Лаборатория ArtMedia&Science»

В начале апреля в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре прошла выставка «Лаборатория ArtMedia&Science». Здесь можно было узнать подробности создания экспонатов и получить информацию об их авторах, а также посмотреть видеоэссе «Пространство соучастия. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».

Дизайнеры и издатели: Вышка на книжной ярмарке non/fictio№

С 4 по 7 апреля в Гостином Дворе проходит ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на свои стенды и на публичные дискуссии, посвященные актуальным вопросам, стоящим перед практиками книжной индустрии и читателями. Также в ярмарке принимает участие Издательский дом ВШЭ, который представит свои новинки.