«Поэзия все время возвращается к жизни и смерти»
В Вышке стартовал новый системный проект «Поэт в университете», организованный Школой филологии НИУ ВШЭ. Первым приглашенным поэтом НИУ ВШЭ стал Александр Кушнер. Он рассказал студентам о том, чем занимается поэзия, и пообещал в следующий раз прокомментировать их стихи.
«Poet in residence» — особая позиция в американских и европейских университетах, на которую приглашают писателей для проведения мастер-классов и курсов по творческому письму. Теперь такая практика будет и в Вышке. В течение года в университете планируется провести несколько встреч Александра Кушнера со студентами и всеми, кто интересуется поэзией — вход на литературные вечера будет свободным.
«Я испытываю чувство глубокого удовлетворения, потому что с детства имею несколько постоянных объектов любви, один из которых — поэзия, — рассказал, открывая вечер, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Проект «Поэт в университете» — знак того, что университет осознает нехватку иррационального опыта. Иными словами, рационального нам уже мало. Университет хочет, чтобы люди, которые в нем собрались (учиться, работать), были развиты всесторонне. А поэзия, на мой взгляд, это концентрированное выражение эмоциональной (иррациональной) культуры».
«Правильно слушать стихи, согретые живым дыханием того, кто их написал, — отметил ведущий вечера, доцент Школы Филологии НИУ ВШЭ Сергей Волков. — Но мы очень редко имеем такую возможность. В основном мы читаем стихи мертвых поэтов, их уже нет. И мы не знаем, как они читали свои стихи, с какой интонацией, на чем делали акценты, и как их трактовали. Мы не можем схватить их «за пуговицу», спрашивая: а что ты хотел здесь сказать? Но сегодня у нас есть такая возможность, Александра Кушнера можно поймать «за пуговицу», написать ему электронное письмо, задать вопрос. И надо сказать, что поэт всегда с радостью отвечает».
Возможностью задать вопрос Александру Кушнеру в перерывах между чтением им стихов воспользовались и гости вечера. Публикуем наиболее интересные вопросы.
Чем занята поэзия?
Она (поэзия) все время возвращается к жизни и смерти, к этим вечным вопросам и ответа — не знает. На этот вопрос нет ответа, она думает и так, и эдак, и противоречит себе, и уговаривает себя. Так и должно быть. Мне кажется, что абсолютная уверенность в том, что Бог есть, или абсолютная уверенность в том, что Бога нет, для поэзии губительна. Поэзия рождается из мысли, из горячего чувства, сегодня ты чувствуешь так, а завтра по-другому. И вот в этом месте искры пробегают, и стихи пишутся. А может быть, вообще человек мыслящий так и живет, в надежде и сомнении.
Ваше отношение к новомодным способам рифмовать стих?
Знаете, как принято сейчас рифмовать. Возьмем, к примеру, слово «перепад». «Пере» оставляют на одной строчке, а «пад» переносят на другую. И вот «пере» рифмуют дальше с каким-нибудь словом — «вере», «по мере». Получается такая искусственная ломка стиха, а русский стих отличается замечательной мелодичностью. Зачем же его портить?
Можно ли прислать вам по электронной почте свои стихи?
Можно, конечно. Но не больше 6-8 стихотворений, больше сложно воспринять сразу. Для первого знакомства этого вполне достаточно. Как в капле воды можно понять, чем дышит речка, так и в 6-8 стихотворениях можно понять, что стоит за ними дальше.
Вы 10 лет работали в школе, в чем секрет успеха хорошего учителя?
Да, это была трудная работа, но интересная. Все-таки это работа с живыми людьми. Секрет простой: если учитель любит и знает свой предмет — все будет прекрасно. Такой учитель сможет увлечь, «заразить» своим предметом, а это самое главное. Вот, например, как заставить школьника прочитать «Войну и мир»? Очень просто. Прочитайте одну главу на уроке и прокомментируйте ее. Мне кажется, нужно относиться к своей работе не как к чему-то формальному — вот по школьной программе необходимо прочитать такие-то произведения — а как к великой радости. Ведь, слава Богу, у нас великая литература. И если стране есть чем гордиться, то не танками и самолетами, а Пушкиным и Лермонтовым.
Как вы относитесь к песням на ваши стихи?
У стихов есть своя особая музыка, а русский стих, как я уже говорил, очень мелодичен. Когда по моим стихам пишут песни, я говорю: спасибо большое! Потому что песни идут в народ, и они действительно бывают очень хорошие.
Любите ли вы искусcтво?
Я не могу представить своей жизни без живописи. Она (живопись) совершенно необходима, но не только живопись. И музыка, конечно.
Ставите ли вы свое творчество рядом с творчеством таких великих поэтов, как Бродский, Мандельштам?
Это не мое дело — ставить себя куда-то. Знаете, как говорил Наполеон: слава — солнце мертвых. И я с ним согласен. Человек так устроен, что начинает говорить о творце только после его смерти. Многих великих не знали при жизни.
На следующей встрече (о дате будет сообщено дополнительно) Александр Кушнер прокомментирует стихотворения, которые пишут студенты НИУ ВШЭ и другие начинающие поэты.
Волков Сергей Владимирович
Доцент Школы филологии
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Проект «Поэт в университете» продолжается
25 марта состоится вторая встреча с поэтом Александром Кушнером в рамках нового проекта Школы филологии НИУ ВШЭ «Поэт в университете», стартовавшего в год литературы в России.
Проект «Поэт в университете» начинается со встреч с Александром Кушнером
27 октября 2015 года состоится первая встреча в рамках нового проекта Школы филологии НИУ ВШЭ «Поэт в университете», приуроченного к году литературы в России. Первым приглашенным поэтом станет Александр Кушнер.
«Поэзия должна быть превосходной, иначе ее не надо вовсе»
11 июня в Культурном центре ВШЭ прошла очередная встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная Высшей школой экономики и фондом «Либеральная миссия». Гостем уже во второй раз стал Сергей Гандлевский, поэт, прозаик и эссеист.
Лев Рубинштейн: «Самоцензуру обойти невозможно»
11 декабря в Высшей школе экономики прошла традиционная встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная фондом «Либеральная миссия» и ВШЭ. В этот раз ее гостем стал известный поэт Лев Рубинштейн.
«Я умею злить идиотов»
11 марта на очередном заседании межфакультетского литературного объединения ГУ-ВШЭ «Самое Т.О.» прошел мастер-класс Дмитрия Быкова*, известного писателя, журналиста, поэта.
Как быстренько написать песню
20 января на вечере, организованном литературным объединением «Самое Т.О.» Культурного центра ГУ-ВШЭ, свой мастер-класс провел автор и исполнитель, перформансист, кандидат филологических наук Павел Лион, больше известный под псевдонимом Псой Короленко.
Николай Гумилев и культура Серебряного века
16 октября состоялся вечер из цикла «Литературные встречи на Мясницкой». Тема — «Николай Гумилев и культура Серебряного века». Гость — Аполлон Борисович Давидсон. Публикуем видеозапись.