Занимательное частно-государственное партнерство
5 февраля лекции молодых ученых в Культурном центре ЗИЛ в рамках проекта «Университет, открытый городу», продолжила преподаватель кафедры предпринимательского права ВШЭ Мария Польникова, выступившая на тему «Государство и бизнес могут быть партнерами. Сотрудничество за пределами госзаказа».
Мария Польникова — совсем молодой лектор, совсем молодой ученый-юрист и просто очень молодой человек. А потому ее взгляд на тему, заявленную в лекции, — это взгляд молодого человека на сегодняшний и завтрашний день собственной страны. Вот уже одним этим лекция была бы интересна, а тут еще и интригующая тема «Государство и бизнес могут быть партнерами. Сотрудничество за пределами госзаказа». После многочисленных выступлений Алексея Навального и его соратников так и ждешь некоего, говоря булгаковскими терминами, «сеанса с разоблачениями».
На лекции речь шла в основном о дорожной отрасли, о строительстве и эксплуатации платных автомобильных дорог в России, о Химкинском лесе, трассе «Дон» и других, столь же занимающих умы общественности предметах. Некоторые слушатели, собравшиеся в Культурном центре ЗИЛ, и пришли преимущественно для того, чтобы в этом разоблачении поучаствовать. По-моему, у них не получилось, зато у лектора как раз получилось. Получилось объяснить, что же это за зверь такой – «государственно-частное партнерство», где он водится, как живет, чем питается и какую пользу он может нам с вами принести.
Мария Польникова поделилась одним своим наблюдением: у нас в стране помимо двух бед — дураков и дорог, есть еще две вредные привычки — огульно ругать свою страну и страдать от неосознанного информационного голода.
Всю лекцию пересказывать нет смысла. Но кое на что все-таки хочется обратить внимание. В первую очередь на то, что когда снимаешь политические шоры и стараешься смотреть на окружающий нас мир по возможности объективно, приходится признать, что, во-первых, презумпция недобросовестности чиновников — вещь все-таки неправильная. А во-вторых, от этого зверя по имени «государственно-частное партнерство» пользу может получить каждый гражданин России. И речь не только о дорогах, которые должны быть построены, ведь наша территориальная разобщенность сильно мешает развитию экономики в масштабах всего государства. Речь о том, что это новая модель экономического взаимодействия государственного и частного секторов может смело простираться за горизонты дорожного строительства. И если нам нужны новые больницы, детские сады, библиотеки, а у государства нет на них денег, то именно этот способ взаимовыгодного сотрудничества, принятый и используемый во всем мире несколько десятилетий, может решить наши проблемы. Потому что у государства, то есть у нас с вами, есть потребности, а у бизнеса есть деньги и знания, компетенции, необходимые для осуществления проекта — не безвозмездно, конечно, но за плату, которая даст нам возможность быстро и без пробок добраться в Шереметьево, или Ростов-на-Дону, или Питер, или Европу. Или, как в приведенном лектором примере, мы получаем возможность лечиться в отремонтированной и переоборудованной Боткинской больнице, отдавая взамен частному сектору право построить на одном из свободных участков ее территории новый корпус для платных услуг, потому что вложенные инвестиции бизнес все-таки должен вернуть. Какой бы порочной мысль о доходности бизнеса не казалась нашим соотечественникам.
В начале лекции Мария Польникова поделилась одним своим наблюдением: у нас в стране помимо двух бед — дураков и дорог, есть еще две вредные привычки — огульно ругать свою страну и страдать от неосознанного информационного голода. Две вредные привычки тесно связаны между собой, потому что мы зачастую ругаем именно то, о чем ничего не знаем и знать не хотим. А это неправильно.
Так что ходите на публичные лекции НИУ ВШЭ или слушайте и смотрите их у нас на портале. Хотя бы для того, чтобы утолить информационный голод, а уж потом подумать, стоит ли постоянно ругать свою страну.
Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Польникова Мария Леонидовна
Вам также может быть интересно:
Институт когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ создал дорожную карту молодого ученого
Дорожная карта молодого ученого — это интерактивный пошаговый план, в котором отражены основные этапы научной карьеры — от поступления в магистратуру до защиты кандидатской диссертации. Она создана в рамках проекта Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ «Я пошел в науку», который реализуется при поддержке Минобрнауки России.
Вдохновляющий опыт: представители Вышки приняли участие в съезде студенческих научных сообществ
Студенты Высшей школы экономики приняли участие в XII Всероссийском съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ во Владивостоке. Они поучаствовали в деловых и психологических играх, конкурсах, оформили Менделеевскую карту и познакомились с участниками из других вузов и городов.
Scientarium: как прошла первая в этом году школа молодого исследователя
Недавно в учебном центре Вышки «Вороново» состоялась школа молодого исследователя “Scientarium ” для представителей двух крупных и активных студенческих сообществ университета: «Научные кураторы» и «Республика ученых». За неполные три дня каждый участник узнал больше об академическом мире Вышки, получил навыки, необходимые в исследовательской деятельности и популяризации науки, по-новому взглянул на возможности развития, познакомился со множеством заинтересованных в науке студентов.
Стартовал конкурс для молодых ученых Вышки по темам стратпроектов
Дирекция программы развития НИУ ВШЭ запустила Конкурс проектов молодых ученых. Участвовать могут сотрудники, студенты и аспиранты университета. Организаторы принимают заявки на реализацию исследований в рамках стратегических проектов. Заявки принимаются до 18 апреля.
В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.
Живое общение и научная дискуссия: как прошла Школа молодых ученых Вышки
Умение донести свои идеи до других ученых — один из важных навыков современного исследователя. Для налаживания сотрудничества и создания междисциплинарных исследовательских проектов студентам разных научных направлений также необходимо умение выстроить коммуникацию. Эта тема стала одной из главных в ходе зимней школы инициативных молодых ученых, прошедшей в Огниково 9–11 декабря.
Молодые ученые ВШЭ расскажут о визуальном искусстве и будущем современной культуры
Проект «Университет, открытый городу» начинает цикл лекций «Новая зрелищность в визуальном искусстве» в культурном центре ЗИЛ. Как трансформируется кинематограф, какое место занимают видеоигры в современной культуре и почему культурные институции меняются под влиянием медиа — ответы на эти и другие вопросы прозвучат на лекциях. Кроме того, зрители смогут посмотреть и обсудить документальный фильм, режиссером которого стала доцент ВШЭ.
Факты о студентах в науке
Учебный процесс в ведущих вузах страны все более тесно связан с исследовательским. Ко Дню студентов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовил подборку фактов о том, как сочетаются учеба и наука в российских вузах и конкретно в Вышке. Источниками данных послужили аналитический доклад «Российская молодежь: образование и наука», Мониторинг экономики образования, Мониторинг инновационного поведения населения, другие материалы ИСИЭЗ, а также результаты опросов Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.
Сотрудники Вышки получили премии правительства Москвы для молодых ученых
Руководитель департамента больших данных и информационного поиска Владимир Подольский и доцент департамента прикладной экономики Елена Вакуленко отмечены за свои математические труды и исследования рынка труда соответственно.
Вышка учредила гранты имени Дмитрия Семенова для молодых зарубежных исследователей
Гранты будут присуждаться на конкурсной основе для прохождения стажировки в лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ и реализации совместных исследований.