Первокурсники физфака Вышки: надо активно рассказывать о факультете, чтобы к нам поступало больше хороших людей
7 апреля на факультете физики НИУ ВШЭ пройдет День открытых дверей. Преподаватели расскажут о вступительных испытаниях и учебе на самом молодом факультете Вышки (первый набор прошел только в 2017 году). А пока первокурсники бакалавриата, призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике прошлого года Арслан Галиуллин и Алексей Лужнов рассказали новостной службе, почему они пошли на совершенно новый факультет и что сейчас о нем думают.
О Всероссийской олимпиаде школьников по физике
Арслан Галиуллин: Весной 2017 года я стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике (в этом же году я принимал участие во Всеросе по экономике). Я был хорошо готов — во многом благодаря физико-математическому лицею «Вторая школа», который я окончил. Во время решения заданий олимпиады я заметил, что, по моим ощущениям, они отличались от «средних задач» прошлых лет, по которым готовились участники. Наверное, многие оказались не готовы к таким «нестандартным» заданиям. В этот раз из 85 участников заключительного этапа победителями стали 5 человек, а призерами — 21, хотя обычно и победителей, и призеров намного больше — например, за год до этого было 8 победителей и 32 призера. А мне, наверное, в этом как раз и повезло — кто знает, будь задачи другими, может, мои результаты и не были бы такими высокими.
Алексей Лужнов: Это была моя шестая Всероссийская олимпиада школьников: в 9, 10 и 11 классах я участвовал во Всеросах по физике и астрономии, всегда побеждал на региональных этапах. Обычно эти две олимпиады проходят почти одновременно, а в этот раз между ними была неделя отдыха, так что удалось погулять и посмотреть Казань (именно там проходил финальный этап ВОШ по физике и астрономии в 2017 году). Рад был и со знакомыми повидаться — за годы участия я со всеми перезнакомился, по пути на завтрак говорил «привет» раз двести. На самой олимпиаде по физике мне было не очень сложно — сказались опыт участия и подготовка самарского Лицея авиационного профиля. Хотя я заметил, что по сравнению с прошлыми годами поменялся формат практических задач — они стали более исследовательскими. Кстати, совет тем, кто собирается участвовать в этом году: не бойтесь подавать на апелляцию. До апелляции у меня было 33 балла при проходном балле 40, а после апелляции — 41,3.
Арслан Галиуллин/ © Михаил Дмитриев
О поступлении
Арслан Галиуллин: Мой путь в Высшую школу экономики начался в сентябре 2016 года, когда учитель по математике рассказал нам, что в Вышке открывается факультет физики. Я стал про него узнавать более подробно, посмотрел онлайн-презентации декана Михаила Трунина, сходил на день открытых дверей и уже к весне принял решение, что, скорее всего, буду поступать именно туда. Меня все спрашивали, не страшно ли мне. Многие боялись поступать на физфак Вышки, потому что факультет был совсем новым, никто не мог оценить, хорошо там учиться или плохо. А я именно поэтому и решил туда идти: ведь раз факультет новый, то и отношение к первым студентам будет более внимательным. Так как людей набирали немного (в 2017 году в бакалавриат поступило 26 человек), то и подход ко всем должен был быть более индивидуальным, чем на факультетах с набором в несколько сотен человек. По поводу того, поступлю или нет, я не волновался: в моем портфолио к финалу Всероса уже лежали несколько дипломов I степени разных олимпиад, дающие право поступления без вступительных испытаний. И даже если у меня что-то пошло бы не так с физфаком Вышки, диплом призера Всероса дает мне право автоматически поступать в университет в течение четырех лет, а до призыва в армию у меня еще был целый год в запасе.
Если в других вузах студенты вынуждены 100 колебаний математического маятника считать секундомером, то мы прикрепляем датчик, пишем программу и уходим пить чай
Алексей Лужнов: Я узнал про физфак Вышки сразу, как было принято решение о его создании и все стали говорить об этом. Меня заинтересовали рассказы представителей факультета, которые выступали на подготовительных выездных сборах и самих олимпиадах: они рассказывали про систему обучения, разработанную специально для физфака Вышки, про новые дисциплины, про самое современное оснащение лабораторий и базовые кафедры при институтах РАН, обещали сильную и жесткую программу.
А окончательное решение поступать в Вышку было принято так: в течение двух месяцев, перед поступлением и во время приемной кампании, я жил в Санкт-Петербурге, и в последний день поступления заехал в Москву на несколько часов — встретить друга и заодно поступить в университет. Надо было быстро определиться, куда поступать, и я решил бросить монетку. С одной стороны монетки была загадана Вышка, с другой — МФТИ, на ребре — Совместная программа НИУ ВШЭ и Центра педагогического мастерства, а если бы монетка зависла в воздухе, я бы понял, что физика не работает и пошел на факультет математики ВШЭ. Выпал физфак ВШЭ, так что я считаю, что Вышка — это судьба.
Об учебе
Арслан Галиуллин: Когда мы обсуждаем с моими бывшими одноклассниками — студентами МФТИ, физфака МГУ — наши университеты, я рассказываю про наши лабораторные работы, а именно, о том, на каком оборудовании мы работаем. Если в других вузах студенты вынуждены 100 колебаний математического маятника считать секундомером, то мы прикрепляем датчик, пишем программу и уходим пить чай, пока датчик считает не сто, а несколько тысяч колебаний. Конечно, нам в наших лабораториях удается вытаскивать гораздо больше точной информации.
Еще я сравнивал нашу программу с программами первого курса некоторых других университетов — например, программа по механике первого курса бакалавриата в других местах во многом совпадает с тем, что читают в 9 классе физико-математической школы. Нам же механику преподавал профессор Владислав Измоденов, а вообще он читает старшекурсникам механико-математического факультета МГУ. За весь семестр я не услышал ничего, что повторяло бы наш школьный курс, все было для меня новым, хотя я и окончил физматшколу.
А еще наши преподаватели — действующие ученые, которые параллельно работают в научных институтах, и все они реально заинтересованы в своем факультете и своих студентах. Можно подойти к любому из них и спросить о чем угодно, и они с радостью готовы не просто ответить, а посоветовать что-то почитать, дать задание по теме вопроса, предложить для решения научную проблему. Нет никакого барьера, если студент заинтересовался научной работой преподавателя или любого другого сотрудника факультета, он может ему написать и лично ее обсудить. Насколько я знаю, это норма в научном сообществе — и у нас тоже.
Все на факультете готовы идти навстречу, если надо внести изменения в расписание, поставить пару пораньше или прочитать дополнительную лекцию
Некоторые друзья рассказывают мне о преподавателях, которые ставят оценку, лишь бы от них отстали и поскорее отпустили домой — у нас такого нет. Наши преподаватели работают с интересом и воодушевлением не меньшим, чем у нас самих.
Алексей Лужнов: Наш факультет сотрудничает с ведущими научными институтами, у которых на факультете есть шесть базовых кафедр. И мы свободно можем в эти институты попасть, надо только написать преподавателю, который работает в одном из этих институтов, и попросить организовать экскурсию. Например, у нас уже была экскурсия в Институт космических исследований, на базе которого сформирована наша кафедра «Физика космоса». С третьего курса нам надо будет обязательно выбрать одну из кафедр, на которой мы будем заниматься научно-исследовательской деятельностью и проводить большую часть учебного времени, а пока есть время походить по институтам, чтобы определиться, какая сфера науки и, соответственно, кафедра нам ближе и интереснее. Я еще не знаю, чем буду заниматься дальше, но благодаря экскурсиям и возможности свободного общения с преподавателями гораздо легче понять, над чем хочется работать в будущем. И можно даже раньше, до третьего курса, начинать заниматься наукой: работать в этих институтах лаборантами, пробовать писать научные статьи.
А еще у нас очень насыщенная и последовательная, логично выстроенная программа, лояльные преподаватели и разумное расписание. Это очень важно для тех, кто живет далеко от Вышки и много времени тратит на дорогу. Сначала я жил в общежитии, сейчас я могу себе позволить снимать квартиру благодаря стипендиям — их у меня три: государственная академическая стипендия, стипендия физфака и стипендия Альфа-шанс — и зарплате, так как работаю в нескольких школах (преподаю и веду кружки по физике и астрономии у 7–11 классов), поэтому вопрос наличия свободного времени для меня все время актуален <специальные стипендии факультета физики сохранятся и для первокурсников нового набора — прим. ред>.
О первом наборе
Арслан Галиуллин: В том, что нас мало и мы первые, много плюсов. Например, сотрудники факультета знают каждого из нас лично, мы можем подойти с любым вопросом, и для нас всегда находят время. Не важно, что курсы лекций, которые разрабатывались специально под наш факультет, читаются впервые — их готовили с 2016 года, авторы хорошо постарались, и ни к какой дисциплине у студентов нет почти никаких претензий. А если они возникнут, мы можем открыто высказать свое мнение, и его точно примут во внимание, в отличие от тех университетов, где на одном курсе учатся 400 человек. Ведь в нашем случае четыре человека — это уже одна шестая факультета. Может быть, в следующем году преподаватели уже не смогут уделять так много внимания каждому, так как нас станет больше, но судя по их настрою, полностью ни один из плюсов, которые есть сейчас, не исчезнет.
Сначала я жил в общежитии, сейчас я могу себе позволить снимать квартиру благодаря стипендиям (их у меня три) и зарплате, так как работаю в нескольких школах
Алексей Лужнов: Быть первопроходцем очень интересно. Мы пока единственные, кто может рассказывать о физфаке Вышки. И надо это делать очень активно, чтобы к нам поступали хорошие и веселые люди. У нас со всеми сложились очень хорошие отношения на факультете: однажды мы пришли на занятия чуть раньше, и менеджер факультета Инна Королькова отвела нас в деканат пить чай, мы тогда здорово посидели, поговорили о жизни с преподавателями. И все на факультете готовы идти навстречу, если надо внести изменения в расписание, поставить пару пораньше или прочитать дополнительную лекцию.
О трудностях и нагрузке
Арслан Галиуллин: Отношение к учебе зависит от настроя. Наш курс можно условно разделить на две группы: в одной будут те, кто очень хочет учиться, а в другой — те, кто просто учится. У первых нет проблем с учебой, они спокойно реагируют на нагрузку, даже если приходится не спать полночи и готовиться. Вторые считают, что у нас учиться сложно. Мне кажется, непросто приходится тем, у кого была не очень сильная подготовка в школе, но в этом случае уже не важно, в Вышке они учатся или в любом другом университете. Конечно, здесь сложнее, чем в школе, если подходить к учебе сознательно и ответственно, но можно особо не стараться и получать свои «пятерки» и «шестерки» <напоминаем, что в Вышке десятибалльная система оценки — прим. ред.>, это личное дело каждого. Да, у тех, кто хочет учиться, бывают бессонные ночи, ну и что. Если бы я не хотел учиться, это было бы затруднительно, а так мне вполне комфортно.
Алексей Лужнов: Я из тех, кому достаточно получать «семерки» и «восьмерки», ложусь спать до полуночи, по ночам не учусь. Но я еще и работаю по семь-восемь часов в неделю. Кстати, после школы я мог сразу пойти преподавать. С этого учебного года астрономия в школах стала обязательным предметом, а преподавателей по ней очень мало. Я участвовал в разработке учебной программы, планировалось даже выпустить новый учебник, в который я писал одну главу, но проект, к сожалению, пока закрыли, учебник так и не вышел.
Алексей Лужнов/ © Михаил Дмитриев
О фишках Вышки
Арслан Галиуллин: Мне нравится возможность выбора майноров. Я выбирал между «Историей философии» и «Интеллектуальным анализом данных» (говорят, что он один из самых сложных). Майноры — очень полезная «фишка» Вышки: я, наверное, в ближайшее время не возьмусь самостоятельно читать философов, а мне интересны те вопросы, которые они затрагивают в своих работах. Но с другой стороны, можно же выбрать что-то, что потом пригодится для будущей профессии…
Еще мне нравится модульная система: удобно, что сессия длится не месяц, а неделю. Это заставляет преподавателей контролировать успеваемость в течение модуля, задавать каждую неделю обязательную домашнюю работу, проводить коллоквиумы, а студентов мотивирует учиться не один месяц, пока идут экзамены, а в течение всего года. Мне кажется, что благодаря модулям у нас даже высвобождается больше времени в течение года, чтобы включить в программу больше материала. Еще хорошо, что у нас 10-балльная система оценки, можно родителям про это не говорить, и если что, они будут рады «пятерке»… :)
А еще в Вышке очень веселые люди, я уже познакомился со многими студентами с других факультетов
Здесь есть еще обязательная оценка преподавателей. Это, может, и полезно, но для нашего факультета не так актуально: если что-то идет не так, мы можем подойти к декану и лично ему сказать об этом. Еще Вышка проводит много мероприятий, я как-то сходил на открытую лекцию по истории, но мне кажется, что у наших студентов просто нет времени на них ходить.
Алексей Лужнов: Что касается майноров, то у меня на первом месте «Антропология», на втором — «Прикладная электроника», а на третьем — «История философии». Но она у меня и так хорошо идет, потому что много тем, которые затрагивает эта наука, в частности, античная философия, мы разбираем со школьниками на занятиях по астрономии. Еще хорошо, что у нас нет бумажных зачеток, а все наши оценки видны только в онлайне. Я считаю, когда преподаватель не видит твоих предыдущих оценок, он более объективен. А еще в Вышке очень веселые люди, я уже познакомился со многими студентами с других факультетов.
Советы абитуриентам
Арслан Галиуллин: Я заметил, что когда на лекциях и семинарах преподаватель вызывает к доске, руку поднимает всего пара человек. Поэтому я бы хотел посоветовать будущим первокурсникам не бояться отвечать, особенно если вы не понимаете тему. Как раз у доски в ней можно полностью разобраться и заодно дать понять преподавателю, насколько студенты воспринимают то, что он читает и нет ли необходимости что-то скорректировать в программе. Ну и, конечно, очень важен настрой и интерес: если учиться только для того, чтобы не вылететь, вряд ли можно чего-то добиться.
Алексей Лужнов: Тем, кто еще пока не в 11 классе, я хочу сказать: участвуйте в олимпиадах. Лучше даже по астрономии — там конкуренция меньше. Когда поступите в Вышку, узнайте все про стипендии, их в Вышке много и они очень помогают в жизни. Записывайте лекции на видео — например, мы поставили камеру, которая снимает доску и записывает голос преподавателя. Потом мы выкладываем эту лекцию в нашу закрытую группу. А когда поступите — рассказывайте о нашем факультете везде и всюду!
Измоденов Владислав Валерьевич
Профессор факультета физики
Королькова Инна Юрьевна
Менеджер факультета физики
Трунин Михаил Рюрикович
Декан факультета физики
Вам также может быть интересно:
Российские физики определили индексы, позволяющие прогнозировать поведение лазеров
Российские ученые при участии исследователей из НИУ ВШЭ изучили особенности генерации эрбиевых волоконных лазеров и вывели универсальные критические индексы для расчета их характеристик и режима работы. Результаты исследования помогут предсказывать и оптимизировать параметры лазеров для высокоскоростных систем связи, спектроскопии и других областей оптических технологий. Исследование опубликовано в журнале Optics & Laser Technology.
Российские ученые объединили микродисковый лазер и волновод на одной площадке
Группа российских ученых под руководством Натальи Крыжановской занимается исследованием микродисковых лазеров с активной областью на арсенидных квантовых точках. Впервые исследователям удалось разработать микродисковый лазер, сопряженный с оптическим волноводом, и фотодетектор на одной основе. Такая конструкция позволит реализовать элементарную фотонную схему на одной подложке с источником излучения (микролазером). Это поможет в будущем ускорить передачу данных, уменьшить вес техники без потери качества. Результаты исследования опубликованы в издании «Физика и техника полупроводников».
Ученый НИУ ВШЭ оптимизировал решение задачи по гидродинамике
Доцент департамента прикладной математики МИЭМ НИУ ВШЭ Роман Гайдуков смоделировал движение жидкости вокруг вращающегося диска с малыми неровностями. Разработка делает возможным предсказание поведения потока жидкости без мощных суперкомпьютеров. Результаты опубликованы в журнале Russian Journal of Mathematical Physics.
Сборная Саудовской Аравии, завоевавшая медали на Международной олимпиаде по физике, прошла подготовку в Вышке
На завершившейся недавно в Иране Международной олимпиаде по физике (IPhO 2024) школьники из Саудовской Аравии показали лучший результат в истории страны, завоевав одну серебряную и три бронзовые медали. Заключительную подготовку к соревнованию команда королевства впервые прошла в России — на факультете физики НИУ ВШЭ.
Парные перескоки частиц удержали жидкость Латтинжера от перехода в фазу локализации в беспорядке
Это еще один шаг к созданию квантового компьютера. Ученые из Российского квантового центра, НИУ ВШЭ и МФТИ изучили фазовый переход в одномерных системах с беспорядком в присутствии коррелированного перескока частиц. Работа была опубликована в Physical Review Journals. Она открывает возможности для создания устойчивых одномерных атомных ловушек, квантовых нитей, кристаллов с одномерной проводимостью.
В НИУ ВШЭ научились анализировать качество мобильной связи с помощью физики поверхностей
Ученые МИЭМ ВШЭ разработали новую модель анализа коммуникационных сетей, которая может значительно повысить скорость мобильной связи. Для этого исследователи использовали методы вычислительной физики и модели фазовых переходов. Оказалось, что работа сотовой сети во многом похожа на рост поверхностей в физике. Работа выполнена с использованием суперкомпьютерного комплекса “cHARISMa” НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Physics.
«Мы можем изменять спины электронов, прикладывая внешнее магнитное поле»
Ученые ВШЭ, МФТИ и Института физики твердого тела РАН совместно с коллегами из Англии, Швейцарии и Китая изучили свойства тонкослойной гетероструктуры «платина — ниобий». Проведенные ими эксперименты и теоретические расчеты подтвердили, что при контакте со сверхпроводником в платине возникает спин, который можно использовать как носитель информации. Платина не обладает собственным магнитным моментом, что в перспективе дает возможность создавать на базе новой структуры еще более миниатюрные чипы, чем в «традиционной» спинтронике. Работа опубликована в журнале Nature Communications.
Микролазеры с квантовыми точками оказались способны работать даже при высоких температурах
Ученые из Международной лаборатории квантовой оптоэлектроники НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге исследовали, как размер резонатора влияет на температуру работы микродискового лазера с квантовыми точками в режиме двухуровневой генерации. Выяснилось, что микролазеры способны генерировать излучение на нескольких частотах даже при высокой температуре. Это позволит в будущем использовать микролазеры в фотонных интегральных схемах и передавать в два раза больше информации. Результаты исследования опубликованы в журнале Nanomaterials.
Атомные часы, квантовые деньги и разноцветные алмазы: как прошел День света на факультете физики ВШЭ
В конце мая факультет физики Вышки впервые организовал День света для студентов и абитуриентов. Его целью стало погружение школьников и учащихся младших курсов в увлекательный мир науки. Ученые ВШЭ рассказывали о распространении света в галактике, демонстрировали волновую теорию света на потолке лекционного зала и опыты с получением флуоресцеина. А студенты старших курсов представили свои исследовательские работы.
Туннельный контакт помог изучить электронную структуру углеродных нанотрубок
Российские физики показали, что можно использовать туннельный контакт для спектроскопии электронных состояний углеродных нанотрубок. Предложенная технология изготовления туннельного контакта и метод спектроскопии помогут точно определять ширину запрещенной зоны нанотрубок, которая является ключевой характеристикой для разработки любых электронных устройств на их основе. Результаты работы были представлены в журнале Applied Physics Letters.