В олимпиаде «Высшая проба» появились профили «Финансовая грамотность» и «Основы бизнеса»
В школах, как правило, не изучают отдельные обязательные предметы, соответствующие этим профилям. Однако общие представления о финансовой грамотности и основах бизнеса, актуальность которых с каждым годом растет, дети получают в курсе обществознания и на факультативах.
Финансовая грамотность
О том, что подрастающему поколению необходимо владеть финансовой грамотностью, в нашей стране всерьез задумались два года назад. Это базовый навык, необходимый не столько для достижения финансового успеха, сколько просто для жизни в современном обществе.
В 2016 году на базе ВШЭ при поддержке Минфина России и Всемирного банка стартовал проект, благодаря которому учителя из 15 регионов стали учить школьников основам финансовой грамотности, а в 2018 году проект охватит 51 регион. Финансовую грамотность детей повышают и в других регионах, соответствующие темы включены в образовательные стандарты, выпущены различные пособия, созданы дистанционные учебные курсы. Недавно была принята Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы, что повлечет дальнейшее расширение этой тематики в курсе обществознания, математики и других.
Таким образом, критическая масса школьников — потенциальных участников олимпиады по финансовой грамотности уже сформирована. Но даже если в школе этой теме не уделялось особое внимание, подготовиться к олимпиаде можно с помощью учебно-методических материалов, размещенных на сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.
Одним из инициаторов проведения олимпиады «Высшая проба» по финансовой грамотности стал Минфин России.
Олимпиадные задания будут включать задачи, вопросы, кейсы по управлению личными финансами, банковскому делу, страхованию, фондовому рынку, семейному бюджету, налогам. Задания разработаны преподавателями Вышки с привлечением методистов из Московского городского педагогического университета, разбирающихся в возрастной психологии и умеющих корректно формулировать задания в расчете на старшеклассников. «Мы постарались охватить весь круг вопросов, о которых должен иметь представление современный финансово грамотный человек», — говорит профессор Школы финансов ВШЭ Николай Берзон.
Основы бизнеса
В прошлом году в Лицее ВШЭ появился учебный курс «Бизнес», разработанный преподавателями факультета бизнеса и менеджмента и формирующий у лицеистов широкие представления о современном бизнесе. Опыт лицея в этом вопросе не является единичным — в ряде школ дети посещают факультативы, посвященные предпринимательству, к тому же общие знания об основах бизнеса дают в обязательном курсе обществознания. Чтобы развить интерес и поддержать потенциальных предпринимателей, было решено провести олимпиаду по основам бизнеса. Предполагается, что в число ее организаторов войдут ведущие российские объединения работодателей.
«Понимание основ бизнеса столь же необходимо любому современному человеку, как и финансовая грамотность, — считает декан факультета бизнеса и менеджмента ВШЭ Николай Филинов. — Выпускник школы должен, например, уметь отличить туроператора от турагентства, понимать устройство разных бизнесов, иметь представление о новых профессиях, знать, что такое трудовой договор, правильно «считывать» рекламные сообщения».
К тому же некоторые школьники в будущем станут управленцами, создадут свой собственный бизнес, а склонность к этой деятельности многие проявляют уже в детстве. Бизнес в России значительно помолодел — стартапы в информационных технологиях часто затевают совсем молодые люди, иногда для этого бывает достаточно компьютера с выходом в Интернет. Доля людей, способных к предпринимательской деятельности, обычно колеблется на уровне 5-8%, отмечает Николай Филинов, и тем более важно попытаться их найти. На выявление школьников, имеющих «предпринимательскую жилку», рассчитан очный этап олимпиады.
Особенность олимпиады по основам бизнеса — широкий охват тем из ряда разделов школьной программы. Чтобы выполнить задания, в разработке которых участвовали преподаватели ВШЭ, в том числе Лицея ВШЭ, а также школьные учителя, необходимы знания прежде всего экономики и права из курса обществознания, но не только.
Недостаточно уметь подсчитать себестоимость производимой продукции, нужно понимать, что в ней наиболее привлекательно для покупателя, как донести до него информацию, как управлять отношениями с клиентами, соблюдая законы о труде, торговле, рекламе. «Все эти жизненные вопросы могут заинтересовать и тех, кто уверенно чувствует себя в точных науках, и тех, кто в душе гуманитарий, — в бизнесе нужны все», — подчеркивает Николай Филинов.
Регистрация на олимпиаду школьников «Высшая проба» продлится до 20 ноября включительно, в этом году она проводится на 22 профиля. Первый (отборочный) этап — с 25 ноября по 10 декабря дистанционно, второй этап — с 1 по 7 февраля 2018 года.
В олимпиаде по профилям «Финансовая грамотность» и «Основы бизнеса» могут принять участие ученики 9-11 классов. Олимпиадные состязания по этим профилям проводятся в рамках олимпиады школьников «Высшая проба» впервые и поэтому не включены в Перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждаемый Минобрнауки России. Но победители и призеры этих олимпиад получат дополнительные баллы к сумме баллов ЕГЭ за индивидуальные достижения при приеме на образовательные программы бакалавриата/специалитета НИУ ВШЭ.
Берзон Николай Иосифович
Ординарный профессор ВШЭ
Филинов Николай Борисович
Декан факультета бизнеса и менеджмента
Вам также может быть интересно:
Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня
Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.
«Высшая проба» и «Высший пилотаж» для будущих инженеров
Более десяти лет в Высшей школе экономики существует инженерное крыло — Московский институт электроники и математики. Находить и поддерживать талантливых школьников, ориентированных на поступление на его образовательные программы, помогают интеллектуальные состязания по инженерному делу, организованные НИУ ВШЭ. Рассказываем, в чем их особенности, как принять в них участие и какие преференции получают их дипломанты при поступлении в МИЭМ.
«Высшая проба» по промышленному программированию: как подготовиться и принять участие
В этом учебном году на олимпиаде «Высшая проба» появился новый профиль для учеников 9–11-х классов — «Промышленное программирование». Его соорганизатор — «Яндекс». О том, на кого рассчитан профиль, какие задания будут предложены и что необходимо для победы, в интервью «Вышке.Главное» рассказал руководитель Яндекс Лицея Александр Паволоцкий.
На олимпиаде «Высшая проба» появился новый профиль — «История искусств»
В 2024/25 учебном году олимпиада по этому профилю пройдет впервые. Она рассчитана на учеников 9–11-х классов, которым интересно искусство разных эпох и которые планируют свое профессиональное развитие в сферах, связанных с искусством, — науке, музейной работе, художественной критике и других.
Регистрация на олимпиаду «Высшая проба» продлится до 14:00 (мск) 5 ноября
В 2024/25 учебном году Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» проводится по 30 профилям, в том числе по двум новым — «Промышленное программирование» и «История искусств». Диплом победителя или призера по новым профилям даст дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в вуз, а по всем остальным — право зачисления на бюджет без вступительных испытаний или 100 баллов за ЕГЭ. На олимпиаду уже зарегистрировано более 22 тыс. участников.
«Олимпиада по люБВИ»: в Москве наградили дипломантов «Высшей пробы»
Церемония награждения победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» впервые прошла на одной из самых престижных концертных площадок страны — в Светлановском зале Московского международного дома музыки. В ней приняли участие около 1,5 тысячи школьников из 62 регионов. Лучшие из лучших были отмечены в специальных номинациях, установленных оргкомитетом олимпиады. В этом году «Высшая проба» проводится при всесторонней поддержке Сбера.
Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию прошла в 45 городах
Состоялся основной этап командной олимпиады школьников «Высшая проба» по программированию. Его участниками стали 3038 учеников 6–10-х классов в составе 1154 команд из России и Беларуси. Имена победителей и призеров будут объявлены в середине мая. Партнер олимпиады — компания «Яндекс».
Заключительный этап олимпиады «Высшая проба» прошел в 37 городах России
Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» в этом учебном году была проведена по 27 профилям, не считая профиля «Анализ данных» в формате Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Общее число регистраций составило 259 479 — почти на 20 тысяч больше, чем в прошлом году. За выход во второй (заключительный) этап соперничали 114 236 участников, приглашение на заключительный этап получили 34 442 участника. Для проведения очных состязаний заключительного этапа в разные регионы было направлено почти 50 преподавателей из всех кампусов НИУ ВШЭ.
Успеть до 8 ноября: регистрацию на «Высшую пробу» не стоит откладывать на последний день
Завершается регистрация на Всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба» для учеников 7–11-х классов. Ее победители и призеры по всем 28 профилям могут быть зачислены на бюджет без вступительных испытаний или приравнять свой диплом к 100 баллам на ЕГЭ. При поступлении на ряд образовательных программ НИУ ВШЭ на преференции могут рассчитывать не только дипломанты из 11-го класса, но и те, кто получил диплом «Высшей пробы» в 10-м классе.
Задания олимпиады «Высшая проба» станут ближе к практике
До 8 ноября продолжается регистрация на олимпиаду «Высшая проба», которая входит в топ-5 крупнейших олимпиад школьников. Все ее 28 профилей включены в Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год. «Высшую пробу» поддерживают крупные российские работодатели и фонды. Рассказываем, в чем заключается их интерес и каковы особенности заданий, которые они предлагают школьникам.