«Единого секрета успеха нет. Это всегда уникальные личные истории»
С заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников учащиеся Лицея НИУ ВШЭ привезли 10 дипломов победителей. Мы поговорили с победителями олимпиад по экономике и обществознанию о способах подготовки, рецептах успеха и необходимости иметь «план Б».
Милена Киракосян, 10 класс, победительница Всероса по экономике (направление в лицее «Экономика и математика»)
Я всегда любила математику и, к тому же, мне было интересно обществознание. Экономикой я решила заняться как раз потому, что она сочетает в себе знания по этим двум предметам: можно подумать о том, как происходят те или иные процессы в мире, и в то же время применить математику в реальной жизни.
Моя подготовка к олимпиаде началась с Экономико-математической школы при экономическом факультете МГУ, потом были занятия с репетитором — параллельно я много занималась самостоятельно: изучала теорию, решала задачи, и, считаю, что именно самоподготовка — это фундамент. Уже потом, когда стало известно, что я прошла на заключительный этап, меня пригласил заниматься вместе с командой одиннадцатиклассников их тренер — преподаватель экономики Лицея НИУ ВШЭ, старший преподаватель Департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ Александр Челеховский.
До начала туров я не очень волновалась, а вот уже после того, как все написала, сильно нервничала: боялась, как проверят и оценят мою работу. Меня поддерживали лицеисты из одиннадцатого класса, которые тоже участвовали в олимпиаде. В лицее не учатся люди, сосредоточенные только на учебе и не желающие ни с кем общаться. У нас добрые ребята, общительные, готовые, когда надо, прийти на помощь.
Я считаю, что секрет успеха — хотеть именно не добиться успеха, а быть вовлеченным в процесс, хотеть решать задачи. Некоторые стремятся выиграть олимпиаду, чтобы потом поступить на сильный факультет, а мне очень нравилось решать задачи, находить разные способы, придумывать идеи. Мне кажется, что чем больше ты хочешь именно решать задачи, тем больше тебе будет нравиться этим заниматься, тем больше ты будешь находить времени — и стопроцентно добьешься результатов.
Альберт Белков, 11 класс, победитель Всероса по экономике (направление в лицее «Экономика и математика»)
Экономика позволяет смотреть на мир широко и выявлять неожиданные взаимосвязи, причём действующие прямо и косвенно, в одну сторону и в противоположную. Она с успехом сочетает в себе и гуманитарные, и естественнонаучные элементы. Это наука, в которой много о чем можно поспорить, в которой есть огромный простор для воображения.
Первое представление об экономике я получил от преподавателя Лицея НИУ ВШЭ Ольги Дичевой в 10-м классе, за что хочу выразить ей огромную благодарность. Думаю, именно сентябрь прошлого года и можно считать началом моей подготовки к олимпиаде. Тогда же, в 10-м классе, я начал участвовать во Всеросе по экономике, но на региональном этапе набрал в два раза меньше баллов, чем в этом году. Первым успехом для меня стал диплом второй степени в индивидуальном туре Открытого чемпионата школ по экономике, причем в командном туре я также вошёл в «Золотой запас экономистов России».
Я готовился к олимпиаде понемногу везде: в 11-м классе вечерами учился в ЭМШ, в 10-м классе — в Вечерней школе МИЭФ (ICEF Evening School), ездил в ВМШ (Выездная межрегиональная школа), летом — в ЛЭШ, зимой — в ВШ (Выездная школа ЭМШ). Также я решал задачи с сайта ILoveEconomics, по субботам занимался со сборной команды Москвы, а еще ходил на факультатив в лицее по подготовке к «Высшей пробе» и Всеросу по экономике, который ведет Александр Челеховский. Я благодарен этому преподавателю не только за учебу, но еще и за веру в меня. Без всех этих этапов, думаю, достичь такого результата на финале Всероса мне бы не удалось.
Если говорить о Лицее НИУ ВШЭ, то, мне кажется, что это как «нулевое высшее образование». Здесь все учащиеся уже взрослые и преподаватели воспринимают нас именно так. В лицее уникальная атмосфера, постоянная «движуха», жизнь кипит, появляются необычные возможности, поддерживаются различные инициативы, нет такой длинной дистанции между преподавателем и учащимися. Учебные предметы здесь становятся интереснее, поскольку учителя не только профессионалы, но еще и твои друзья. Лицеисты здесь тоже замечательные.
Возможно, именно это и притянуло меня сюда (я начинал учебу в гимназии №625, потом поступил в физико-математический лицей «Вторая школа», являющийся одним из лучших в Москве, и преподавателям которого я очень благодарен за сильную математическую базу).
Полностью интервью Милены и Артура можно прочитать на сайте лицея.
Арина Пучкова, 10-й класс, победительница Всероса по обществознанию (гуманитарное направление в лицее)
В заключительном этапе Всероса по обществознанию я участвую уже второй год — в прошлом году стала призером. Я совсем не рассчитывала на победу: думала, что есть шансы на диплом призера, на диплом победителя — вряд ли. На олимпиаде огромная конкуренция, в сборной команде Москвы много талантливых и невероятно умных людей, которые, действительно, были достойными и сильными соперниками.
Сомневаюсь, что есть какой-то универсальный план, который может обеспечить победу. Нет определенного списка терминов и теорий, которые обязательно пригодятся, нет четко ограниченного набора тем, которые могут попасться на втором и третьем турах. Полагаться, я думаю, нужно больше на свое умение грамотно строить аргументацию, структурировать письменную работу или устное выступление, на общегуманитарную эрудицию, нежели пытаться выучить максимально много. Так что единственный совет, который можно дать — это, опять же, развивать общую эрудицию и как можно больше практиковаться.
Скорее всего, после окончания лицея я буду поступать либо на политологию, либо на социологию в Высшую школу экономики. Надеюсь окончательно определиться с выбором образовательной программы в следующем году, когда снова будут проводиться Дни открытых дверей.
Ирина Щепетильникова, 11-й класс, победительница Всероса по обществознанию (направление в лицее «Юриспруденция»)
Изначально с 10-го класса я была нацелена именно на обществознание, так как именно этот предмет открывает возможность поступления на многие совершенно разные по направленности факультеты. Для меня это было важно, так как я не была уверена в том, что право — это мое. И к тому же обществознание требует широкой общегуманитарной эрудиции и понимания процессов с разных точек зрения, что мне очень близко. То, что мы называем обществознанием — «франкенштейн из 5 наук об обществе»: политология, социология, экономика, философия, право. Соответственно, каждая из них даёт возможность увидеть ситуацию с новой стороны. Это очень полезно и формирует особое, многофакторное мышление.
До перехода в лицей я пыталась участвовать в олимпиадах, но школа не давала достаточной подготовки. Оставаться в ней было бы неразумно. Для дальнейшего обучения московские школы я не рассматривала, так как живу в Подмосковье и мне было бы далеко ездить, но на Дне открытых дверей ВШЭ мы пообщались с Наталией Любомирской, которая в то время была директором Лицея Вышки. Она убедила меня попробовать поступить сюда. Направление выбирала случайно, но при этом ни разу не пожалела.
За свою подготовку <к Всеросу> я благодарна лицею, в первую очередь, и Центру педагогического мастерства.
Лицей дал мне очень много и, что очень важно — научил особому подходу к изучению общества. Как ни странно, наиболее полезными были уроки истории преподавателя Лицея НИУ ВШЭ, приглашенного преподавателя Школы исторических наук НИУ ВШЭ Олега Морозова. Он научил нас грамотно писать эссе, работать с любым материалом как с проблемой, объяснил, что такое исследовательский подход. Кроме того, на начальных этапах подготовки я ездила на открытый Лекторий преподавателя Лицея НИУ ВШЭ, замдекана факультета социальных наук НИУ ВШЭ Кирилла Сорвина, что было тоже очень полезно.
Что касается ЦПМ, то здесь работают как взрослые преподаватели, так и совсем молодые ребята, готовые делиться своим опытом участия в олимпиадах, за что им всем также огромное спасибо.
Но основное на всех этапах — это самоподготовка, которой я уделяла львиную долю времени.
Рецепт успеха у каждого свой. Я считаю, что самое важное в любом соревновании — всегда быть на голову выше, на шаг впереди. Никогда нельзя читать, как Обломов, «до той строки, где учитель проводил ногтем черту». Всегда нужно идти дальше и самостоятельно узнавать что-то новое и малоизученное.
Анна Головина, 11-й класс, победительница Всероса по обществознанию (направление в лицее «Востоковедение»)
Обществознание — наиболее широко охватывающий современную реальность предмет. Он помогает, в принципе, ориентироваться во всех сферах жизни, лучше осознавать свои действия и действия других людей. Этот предмет представляет собой обязательную для каждого базу знаний, без которой человека нельзя назвать в полной мере образованным и тем более интеллигентным. Но то, как представлено обществознание в современной школе, удручает: фактически из нескольких разных дисциплин сплетено нечто, которое подают бессистемно и слишком просто. Так, например, нет курса философии, которая необходима для понимания многих вопросов бытия, плохо обстоят дела и с юридической грамотностью. Поэтому я считаю, обществознание надо изучать не как единую дисциплину, а как комплекс наук.
Я уже не в первый раз участвую во Всеросе. В 9-м классе я фактически не готовилась, но успешно прошла даже на заключительный этап. Готовиться специально начала где-то с весны 2015 года и продолжала до начала 11-го класса (тогда в 9-м классе призового места я не заняла). Затем была вынуждена переключиться на подготовку к ЕГЭ и олимпиадам по истории. После того, как внезапно для себя в этом году вышла в финал, где то с конца февраля по апрель вспоминала старое и пыталась выучить новое, так как формат заданий и их сложность в 9-м классе одни, а в 11-м — уже другие.
Готовилась к олимпиаде я в кафе или в библиотеке — очень важно найти то место, которое будет ассоциироваться только с учебой. Это настраивает на рабочий лад, не позволяет отвлекаться на какие-то другие дела и буквально программирует мозг на активную работу и запоминание. Я читала общеизвестные олимпиаднику учебники, а также смотрела тематические курсы на интернет-порталах. Также совсем перед заключительным этапом (и в 9-м, и 11-м классах) ездила на подготовку в ЦПМ на лекции и выездные школы.
Единого секрета успеха нет. Это всегда уникальные личные истории. Что мне всегда помогало на любых олимпиадах, так это достаточно безразличное отношение к результату. Нельзя никогда думать, что это твой последний шанс и если ты не затащишь, то это конец жизни. Всегда нужно придумать для себя «план Б».
Полностью интервью Арины, Анны и Ирины можно прочитать на сайте лицея.
Дичева Ольга Викторовна
Старший преподаватель Департамента теоретической экономики
Любомирская Наталия Вениаминовна
Научный руководитель Лицея НИУ ВШЭ
Морозов Олег Владимирович
Старший преподаватель Школы исторических наук
Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана факультета социальных наук
Челеховский Александр Николаевич
Преподаватель лицея НИУ ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Наука с тысячью лиц»: Лицей ВШЭ проводит III открытую конференцию
Конференция на тему «Вызовы времени: от изобретения колеса до искусственного интеллекта» состоится 22–23 марта 2024. К участию приглашаются школьники, студенты, учителя и преподаватели вузов. Среди своих главных задач организаторы форума называют формирование интереса к исследованиям, сотрудничество на разных уровнях владения исследуемого материала, профессиональное общение на разных уровнях владения научными знаниями. Подать заявку можно до 15 февраля.
На Всесибирской олимпиаде по программированию студенты Вышки взяли золото, серебро и бронзу
В начале декабря в Новосибирске состоялся очный тур XXIV Открытой Всесибирской олимпиады по программированию им. И.В. Поттосина. По результатам отборочного этапа в финале приняли участие 70 команд, из них шесть — команды факультета компьютерных наук ВШЭ. Организатор олимпиады — Новосибирский государственный университет.
«Площадка для коммуникации и пополнения банка идей»: состоялся форум «Стань выше с Вышкой!»
В конце октября в Москве прошел образовательный форум «Стань выше с Вышкой!», основными целями которого стали обмен лучшими образовательными практиками и развитие сотрудничества между университетом и общеобразовательными организациями. В нем приняли участие школьные педагоги и администраторы из 76 регионов, в том числе новоприсоединенных территорий РФ, и 16 зарубежных стран. На форум зарегистрировалось более 3,5 тыс. человек. Но к мероприятиям подключилось гораздо больше заинтересованных коллег — только пленарную дискуссию посмотрели онлайн больше 15 тыс. человек.
«31.5 августа»: как прошло учебно-неучебное 1 сентября в Лицее ВШЭ
В День знаний в Лицее ВШЭ традиционная НЕлинейка состоялась на трех площадках сразу: в Культурном центре Вышки и в двух зданиях Лицея — на Большом Харитоньевском и Солянке. Участие принимали более 2000 учащихся всех классов и направлений, а родители могли подключиться к онлайн-трансляции. Тонкой нитью в сценариях прослеживалась сюжетная линия сказки «Мэри Поппинс».
От «Площади Объединения» до станции «Студенческая»: Лицей НИУ ВШЭ отмечает юбилей
Вышкинскому лицею исполнилось 10 лет. Юбилей собрал под крышей Центра культур Высшей школы экономики разные выпуски лицеистов. Конкурсы, викторины, насыщенная концертная программа в формате путешествия по специальной ветке метро, угощение и встреча одноклассников создавали неповторимую атмосферу домашнего праздника. Поздравить лицеистов пришли ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, президент Вышки Александр Шохин, первый директор лицея Наталья Любомирская и нынешний руководитель лицея Дмитрий Фишбейн.
При участии МИЭМ ВШЭ впервые проводится ВсОШ по информбезопасности
Профиль «Информационная безопасность» вошел в состав Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по технологии. Недавно прошли региональные соревнования, в апреле в Республике Татарстан состоится заключительный этап олимпиады.
«Наша школа — место проб собственных решений, нового уровня сложности и коммуникации»
1 февраля стартует прием в Лицей НИУ ВШЭ. Впервые состоится набор в 8-й класс, причем по тем же специализациям, что и в 9-й класс, — «Универсальная» и «Математика и физика». При поступлении в 10-й класс можно выбирать из десяти направлений — от «Востоковедения» до «Юриспруденции».
«Мы готовы всесторонне поддержать каждого нашего студента»
В День знаний ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов встретился со студентами, зачисленными в университет в рамках специальной квоты, и первокурсниками из ЛНР, ДНР и Украины. Суммарно таких абитуриентов зачислено в ВШЭ более ста.
Победители и призеры Всероса по математике и информатике посетили Вышку
Ежегодно в мае заканчивается сезон олимпиад школьников, а значит, победители и призеры получают дипломы и могут передохнуть перед ЕГЭ и поступлением в вузы. Обычно в эти дни факультет компьютерных наук ВШЭ организует встречу со старшеклассниками в компании «Яндекс», но в этом году было решено расширить программу и также пригласить ребят на факультет.
В Вышке завершился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике
В нем приняли участие 340 школьников из 59 субъектов Федерации. По итогам двух туров, состоявшихся в Учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново», 133 человека стали призерами, 26 — победителями, 4 — абсолютными победителями. Это Иван Делозари (9-й класс, город Москва), Амир Салихов (10-й класс, Республика Татарстан), Андрей Гогуадзе (11-й класс, Республика Адыгея) и Иван Сударев (11-й класс, город Москва).