• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участники конкурса «Высший пилотаж» побывали в лётной школе

23-24 апреля в ВШЭ состоялся второй (заключительный) этап открытого конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». Конкурс проводится впервые. В нем приняли участие около 350 человек из 45 регионов России и стран СНГ, 173 прошли на очный тур, 57 стали победителями и призерами.

Конкурс, рассчитанный на учеников 9-11 классов (хотя и тем, кто моложе, участвовать не запрещалось), был проведен по 14 направлениям. Некоторые из них имеют аналоги в школьной программе (экономика, философия, право и др.), некоторые — нет (предпринимательство, медиакоммуникации, бизнес-информатика и др.). Участники заочного этапа должны были представить проект или исследование. Те, кто прошел на очный тур, приехали в Москву, чтобы защитить свои работы перед жюри. Единственное направление, где победителей определяют сразу по результатам заочного этапа, — «Дизайн».

В отличие от предметных олимпиад, где старшеклассники демонстрируют умение применять знания в решении сложных задач, «Высший пилотаж» ориентирован на выявление способностей. Если речь идет о проекте, это способность увидеть через призму приобретенных в школе знаний «практическую» реальную ситуацию и попытаться ее изменить. При проведении исследования нужно уметь использовать для получения новых знаний (ответа на некий вопрос или для понимания действительности) уже имеющиеся, поясняет директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич. Такие навыки востребованы и в жизни, и при обучении на любых образовательных программах.

Очный этап представлял собой не только презентацию работ (на выступление отводилось от 7 до 15 минут в зависимости от направления), но и так называемую лётную школу — «разбор полетов». На секции по каждому направлению члены жюри вместе с конкурсантами анализировали достоинства и недостатки работ, обсуждали перспективы развития научных идей и проектов. Для участников очного этапа «Высший пилотаж» — это еще и знакомство с Высшей школой экономики. Многие из них собираются сюда поступать, некоторые — по результатам предметных олимпиад, где призовое место уже получено.

Победители «Высшего пилотажа» из числа 11-классников при поступлении в ВШЭ по результатам ЕГЭ получат дополнительные 4 балла за индивидуальные достижения, призеры — 3 балла.

 

Тимур Якупов, г. Уфа, победитель по направлению «Предпринимательство»

Я предложил на конкурс проект создания в Уфе спортивно-оздоровительного комплекса «Спорт-парк», состоящего из скалодрома, веревочного парка начального и продвинутого уровня, площадки для сдачи норм ГТО, зон для пейнтбола и паркура. Этот проект связан с моими интересами за рамками школьной программы — я увлекаюсь профессиональным туризмом, имею спортивный разряд. В Уфе подобного спортивного комплекса нет, туристам негде тренироваться, оттачивать навыки, готовить новичков.

 

Елизавета Томилова, г. Архангельск, призер по направлению «Предпринимательство»

На конкурс я представила бизнес-план работы компании «Воркинг органайзер», которую планирую создать. Это компания будет заниматься организацией пространства. Например, у вас есть большой дом, где живет много народа, и вы не знаете, как привести его в порядок. Вы приходите к нам в компанию, мы разрабатываем проект и организуем вам пространство — заказываем мебель, все убираем, раскладываем по полочкам, и в результате у вас порядок и чистота. Этот проект я начала разрабатывать в США, когда училась там в школе по обмену, в рамках предмета «бизнес-менеджмент», а теперь решила реализовать его в России.

 

Наталья Ковалькова, победитель по направлению «Право», ЗАТО «Заозерск» Мурманской области

Я разработала проект изменений в закон «О положении иностранных граждан в Российской Федерации» об обязательном медицинском страховании всех иностранцев, работающих в России. Все знают, в каких условиях работают трудовые мигранты в нашей стране, есть риски для их здоровья. При обсуждении моей работы декан факультета права Евгений Николаевич Салыгин на лётной школе указал на недочеты — например, что я не разделила всех иностранных граждан на категории, влияющие на особенности страхования. Победа в конкурсе дает дополнительные баллы при поступлении в Вышку, но для меня стимулом было, конечно, не только это, а сама возможность побывать в Москве, в Вышке, выступить и поучаствовать в дискуссии.

 

 

Арсений Томилин, г. Ярославль, призер по направлению «Право»

В своем проекте я предложил поправки в законодательство, ужесточающие наказания для коррупционеров. Это одна из самых актуальных тем для нашего государства: много о ней говорят, но результатов нет. Надо действовать и пытаться решать проблему. Я предложил унифицировать некоторые санкции для сотрудников органов внутренних дел, уличенных в коррупции, с санкциями, предусмотренными для государственных и муниципальных служащих. Чтобы можно было их наказывать быстрее и при необходимости увольнять — в действующем законодательстве меры для них гораздо мягче.

 

Дмитрий Муравьев, г. Кирово-Чепецк, победитель по направлению «Философия»

О конкурсе «Высший пилотаж» я узнал благодаря рассылке от Вышки — ее я получаю как участник других интеллектуальных состязаний. И я подготовил исследование на тему «Бэтмен как суверен: политическая философия в Готэме». В нем я попытался представить Бэтмана — персонажа всем известных фильмов — как правителя Готэма, проведя параллели с концепциями и тезисами известных философов: Карла Шмидта, Джорджо Агамбена и других. Благодаря обсуждению с членами жюри удалось скорректировать мое понимание некоторых политических мыслителей XX века и увидеть некоторые нестыковки в моей работе. В этом году я собираюсь поступать в Вышку, на программу «Политология», а в перспективе хотел бы сделать карьеру исследователя. Мне интересна политическая составляющая жизни общества.

 

Кирилл Аксенов, член жюри по направлению «Предпринимательство», сотрудник компании IBM

Слушая презентации участников конкурса, я иногда забывал, что они еще учатся в школе и не обладают достаточным опытом для реализации таких проектов. Были, конечно, и «фантазерские» стартапы, но даже они показались мне в чем-то целесообразными и довольно здравыми.

 

Владимир Файер, заместитель декана факультета гуманитарных наук ВШЭ, председатель жюри по направлению «Лингвистика»

На нашей секции были представлены исследования по разным разделам лингвистики, хотя, казалось бы, в школе такого предмета нет, и дети обычно имеют отдаленные представления об этой науке. Были, например, работы по компьютерной лингвистике (о чат-ботах — программах, которые имитируют разговор с пользователем) и теории языка (например, сравнение ошибок, которые делают носители русского и осетинского языков). А еще исследования об истории русских слов, о нацистской лексике в современном немецком, о неологизмах «баг» и «фича» в языке пользователей интернета. Надеемся, что эти ребята станут студентами нашей образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика».

Особое впечатление на нас произвела самая юная участница — восьмиклассница Мария Барабашова из белорусского Витебска. Она опросила несколько сотен своих школьников, выяснила, какие прозвища получают учителя и ученики, собрала статистику и классифицировала эти прозвища. Конечно, у Маши были помощники и консультанты, но по ответам на вопросы мы увидели, что работа проведена самостоятельно и что автору есть что возразить на нашу критику. Сочинения и рефераты — прекрасная вещь, но от настоящей науки эти школьные жанры далеки. А тут ученица восьмого класса проводит научное исследование и предъявляет результаты, собранные своими руками. Надеемся на встречу с ней и другими юными исследователями в следующем году.

Текст: Виктория Бойкова, студентка 2 курса образовательной программы «Журналистика»

Фото: Маня Аникина, Сергей Строков

Вам также может быть интересно:

Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня

Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.

«Высшая проба» и «Высший пилотаж» для будущих инженеров

Более десяти лет в Высшей школе экономики существует инженерное крыло — Московский институт электроники и математики. Находить и поддерживать талантливых школьников, ориентированных на поступление на его образовательные программы, помогают интеллектуальные состязания по инженерному делу, организованные НИУ ВШЭ. Рассказываем, в чем их особенности, как принять в них участие и какие преференции получают их дипломанты при поступлении в МИЭМ.

Обучающая программа для участников конкурса «Высший пилотаж» стартует 10 октября

Продолжается регистрация на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», который в этом учебном году проводится десятый раз. Число прошедших регистрацию на отборочный этап конкурса в дистанционном формате уже превысило 11 тысяч человек. Оргкомитет приглашает на серию обучающих вебинаров, которая начнется 10 октября.

Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО

О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.

«Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ»: школьники из Узбекистана в Вышке

Вышку посетили учащиеся академического лицея International House Tashkent  при НИУ ТИИИМСХ (Узбекистан) — участники образовательного проекта «Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ». Проект инициирован и реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2022 года в сотрудничестве с факультетами НИУ ВШЭ и зарубежными общеобразовательными учреждениями. В этом году программу подготовили факультеты компьютерных наук, мировой экономики и мировой политики, экономических наук, Школа дизайна, Высшая школа бизнеса и Международный институт экономики и финансов.

YOUPITER в питерской Вышке: планета начинающих медийщиков

В мае в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург состоялся пятый Всероссийский медиафестиваль YOUPITER, объединивший талантливых школьников, студентов-наставников и опытных специалистов в сфере медиа. Более 100 старшеклассников из 12 городов России на протяжении трех дней создавали проекты по теме «Неформальный Петербург». Партнерами фестиваля выступили «ВКонтакте», «Яндекс» и другие компании.

«Вы — национальная гордость, лучшие из лучших»

В середине мая состоялся финальный турнир «Знание.Игра» чемпионата России по «Что? Где? Когда?» среди школьников и студентов колледжей. Команда Лицея НИУ ВШЭ в Москве вошла в число призеров соревнований, заняв третье место. Всего в масштабном интеллектуальном соревновании, организованном Российским обществом «Знание» в партнерстве с правообладателем Продюсерским центром «Игра-ТВ», приняли участие свыше 120 тысяч учащихся, представляющих порядка 14 тысяч учебных заведений.

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.