«В непонимании каких-то вещей нет ничего зазорного. Не бойтесь задавать вопросы»
Стоит ли ребятам из «обычных» школ с «обычными» результатами ЕГЭ стремиться поступать туда, где большинство студентов — победители различных олимпиад? Стоит, уверены на факультете компьютерных наук ВШЭ, где большинство первокурсников этого года как раз и составили олимпиадники. Для тех, кому после школы не хватает знаний, чтобы учиться наравне с ними, здесь придумали специальные «подтягивающие» семинары. Причем ведут их сами студенты — товарищи тех, кому нужна помощь.
Традиция проводить такие семинары зародилась еще пару лет назад у студентов, изучавших бизнес-информатику (затем они продолжились на «Программной инженерии»). Занятия проходили по программированию на С#, алгоритмам и структурам данных, дискретной математике, математическому анализу, линейной алгебре и геометрии, английскому языку. После школы у первокурсников уровень знания программирования, математики и английского очень различается, а у преподавателей не всегда есть возможность адаптировать программу под каждого студента. Семинары «Студенты для студентов» многим помогли подтянуть свой уровень в первые модули учебы.
В этом году к идее проводить подобные семинары самостоятельно пришли студенты программы «Прикладная математика и информатика». К списку изучаемых предметов они добавили программирование на Python и С++.
В прошлом году на факультете компьютерных наук изначально было предусмотрено 180 бюджетных мест (80 на «Программную инженерию» и 100 — на «Прикладную математику и информатику»). При этом одних только олимпиадников, подавших документы на факультет, было больше, чем количество мест, не говоря уже о ребятах с достаточным количеством баллов по ЕГЭ. Университет за свой счет увеличил на этих двух программах количество бюджетных мест, чтобы взять всех победителей и призеров олимпиад, а также тех, кто мог поступить по результатам ЕГЭ. В итоге факультет получил 259 первокурсников-бюджетников. Всего с учетом платных мест на первый курс факультета поступило 323 студента.
Истоки
«Все началось, когда мои одногруппники начали спрашивать меня, почему не работает их код, — рассказывает первокурсник Валерий Гиркин, победитель Московской олимпиады по физике и информатике. Он ведет семинар по программированию на Python. — Большинство из них в школе не программировали или делали это на Паскале, поэтому код был непонятным или сложным, уж не говоря о том, что он не работал.
Со временем студентов с вопросами стало еще больше, и я устал им отвечать по отдельности. Так появилась идея сделать занятия. На каждое приходило в среднем человек 15. Для первых трех семинаров у меня был четкий план, что рассказывать: писал на доске полезные конструкции, правила формата кода. Ужасные и не полезные конструкции тоже писал и зачеркивал, чтобы люди точно запомнили, как делать не надо. Это, наверное, было самым полезным на первых порах. Потом я уже начал заранее спрашивать однокурсников, с чем они успели столкнуться и что им было непонятно. В итоге это оказалось очень полезным, позже я видел их новый код, выглядел он гораздо приличнее».
А в это время одногруппник Валерия Арман Туганбаев, выпускник маткласса 57-й школы, помогал товарищам осваивать математический анализ. «Идея проводить занятия появилась, когда я понял, что объяснять матан прямо на учебных занятиях неудобно, а «пяти минут после занятий» не хватало, — рассказывает он. — Так все это переросло в семинар. На занятиях я на пальцах старался объяснить сложные места в математическом анализе. Прогресс стал заметен уже на первой контрольной. Многие ребята, получавшие до этого 3-4 балла, получили 5-7 баллов. Многие лично благодарили, а так как в начале года никого не знаешь, это общение очень помогало».
Из учеников в учителя
Студентка «Программной инженерии» Мария Горденко, которая сейчас учится на 2-м курсе, побывала в роли и ученика, и учителя. Сначала она посещала семинары по программированию, дискретной математике, матанализу, линейной алгебре, а потом стала преподавать два последних предмета другим. «Происходило все по-настоящему, как на настоящем семинаре или лекции, — вспоминает она. — Я в роли преподавателя стою у доски и объясняю ребятам очередные фокусы из мира высшей математики, а они: делают записи, задают вопросы, решают примеры у доски и бегают за маркерами ;). Но все же есть отличия от настоящих пар. Здесь обстановка более непринужденная и уютная из-за особого статуса этих курсов. Во-первых, посещение не обязательное, кому надо — тот приходит. Во-вторых, здесь нет никаких программ курсов, планов, направление задают сами ребята. Непонятны им производные n-ого порядка — пожалуйста, сегодня занятие посвящено им. Наконец, тут никто не ставит оценки, за ошибки ребята максимум получают еще один дополнительный пример для самостоятельного решения или решения у доски».
Мария отмечает, что работа в качестве преподавателя принесла пользу и ей самой: она научилась выступать перед людьми, объяснять им что-то, стала увереннее и решительнее.
Преподаватели идею таких семинаров поддерживают. «Инициативы студентов по совместному изучению математики — это в любом случае очень здорово, — говорит доцент факультета компьютерных наук Андрей Кустарев. Он преподает первокурсникам матанализ. — Опыт показывает, что для того, чтобы хорошо выучить чистую математику, нужно сочетание одновременно трех факторов: контакт с преподавателями (лекции и семинары), большое количество времени, потраченного на занятия самостоятельно, а также обсуждение с коллегами, находящимися примерно в том же положении, что и вы. Если хотя бы один из факторов отсутствует, учеба волшебным образом становится ощутимо труднее».
«В непонимании каких-то вещей нет ничего зазорного, — уверены Максим Сабянин и Иван Жуков, первокурсники «Прикладной математики и информатики», которые вели семинары по программированию на С++. — Ведь человек не может знать всё. Поэтому задавать вопросы нужно и это очень важно, но многие боятся этого делать. Так вот — не бойтесь!»
Рита Филатова, «Прикладная математика и информатика», 1 курс, посещала семинары по матанализу
Матанализ лично у меня, ученика до этого самой что ни на есть обычной школы, вызывал неконтролируемый ужас. Он больше напоминал какой-нибудь древнешумерский, чем математику. Но с сентября мы начали все, что разбиралось с преподавателями, рассматривать на студенческих семинарах еще раз. И еще, и еще — до тех самых пор, пока это не поймут все. И ведь действительно работало! Наверное, потому, что от тебя никто не ждал математических откровений. Все весело, по-свойски, с шутками и прибаутками, но матан так или иначе становился яснее и приятнее. Результат налицо: все изначально отстававшие предмет сдали, да и уже иногда обгоняют многих «знатоков».
Таисия Глушкова, «Прикладная математика и информатика», 1 курс, посещала курс по программированию на С++
Вообще изначально идея «студенты для студентов» мне очень понравилась, потому что опыта в программировании на момент поступления у меня было крайне мало. Тот факт, что мои однокурсники готовы помочь в любой момент, значительно укрепил мой боевой дух, ведь вместе разбираться с чем-то незнакомым гораздо веселее и интересней, чем в одиночку.
В целом этот курс углубил мои знания в С++. Ребята показали мелкие детали, о которых на лекциях и семинарах речи не заходило, в силу того, что С++ огромный, а пары не такие уж и длинные. Также спрашивать совета у товарищей было не так страшно, как у семинариста. Все-таки сотруднику Яндекса поначалу боязно показывать кривой код J.
Так как я не всероссник, меня терзали сомнения: не буду ли я отставать. Но всем поступающим на будущее говорю: не стоит бояться! В любом случае, будут созданы все условия для того, чтобы наверстать упущенное и догнать сильных ребят. Помимо учебной стороны, этот курс дал отличную возможность сблизиться с однокурсниками, в том числе и с людьми с другого потока, с которыми мы не так часто видимся на лекциях. Могу с уверенностью сказать, что этот курс помог мне не только освоиться с новым языком, но и влиться в отличный коллектив.
Эльдар Фахреев, «Прикладная математика и информатика», 1 курс посещал курс по английскому языку
Английского я почти не знал, но одумался и захотел изучить, к тому же обязательный экзамен на 2 курсе очень мотивирует это сделать. Английский тут оказался неожиданно сложным для меня. Очень помогла инициатива «студенты для студентов». Благодаря этим дополнительным занятиям я смог повторить базовые правила грамматики, и это помогло мне выживать на парах по английскому языку. Хочу поблагодарить Настю Ведь, которая проводила эти занятия и также координировала всех инициативных студентов, ведущих занятия по другим предметам. Будет здорово, если это станет еще одной традицией на нашем факультете.
А о том, что на факультете компьютерных наук придумали для самых сильных студентов, читайте здесь.
Фото Михаила Дмитриева
Кустарев Андрей Александрович
Доцент факультета компьютерных наук
Вам также может быть интересно:
Преподаватели Высшей школы экономики стали лауреатами премии Yandex ML Prize
В Москве состоялась торжественная церемония награждения международной премии Yandex ML Prize. В этом году все три победителя в номинации «Преподаватели ML» — сотрудники НИУ ВШЭ. Лауреатами названы Евгений Соколов, доцент и руководитель департамента больших данных и информационного поиска, Антон Конушин, доцент факультета компьютерных наук, а также Алексей Шпильман, доцент департамента информатики Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук питерской Вышки.
«ФКН Go!»: вышла игра к юбилею факультета компьютерных наук ВШЭ
В честь десятилетия факультета компьютерных наук ВШЭпроектная группа «Программная инженерия компьютерных игр — ПИКИ» выпустила игру о ФКН и Вышке.«ФКН Go!» — это многоуровневый 2D-раннер с элементами квиза. В процессе игры можно познакомиться с локациями корпуса университета на Покровском бульваре, узнать интересные факты о факультете компьютерных наук и Высшей школе экономики.
Команда ВШЭ заняла первое место на чемпионате по алгоритмическому программированию RuCode
20 октября состоялся финал чемпионата по алгоритмическому программированию RuCode, вошедший в Книгу рекордов России в номинации «Самое массовое соревнование по спортивному программированию». Участие в мероприятии, которое шло одновременно на 24 площадках, приняли 1450 человек, поделенные на 500 команд. Абсолютным победителем старшего командного зачета стала команда M.O.S.C.O.W. факультета компьютерных наук (ФКН) Вышки.
Дважды победитель Международной олимпиады по информатике стал студентом ФКН ВШЭ
Член российской сборной Иван Пискарев, взявший золото на Международной олимпиаде по информатике (IOI) и в 2023-м, и в 2024 году, поступил на образовательную программу бакалавриата «Прикладная математика и информатика». Первый раз он одержал победу в сентябре прошлого года на состязании, состоявшемся в Венгрии, а второй раз — в сентябре этого года в Египте.
ВШЭ и Альфа-Банк запустили совместную HRTech магистратуру
Факультет компьютерных наук Высшей школы экономики и Альфа-Банк запустили новую очную программу магистратуры «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте». В процессе обучения будут разбираться подходы к цифровой трансформации HR и созданию клиентоцентричного HR-продукта, agile-методология, актуальные инструменты визуализации данных. Заявки принимаются с 19 июня по 25 июля.
Нина Гупта выступила на сотом семинаре по алгебраическим группам преобразований ФКН ВШЭ
Выдающийся индийский математик профессор Нина Гупта выступила с докладом на юбилейном, сотом семинаре по алгебраическим группам преобразований, организованном Научно-учебной лабораторией алгебраических групп преобразований факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ. Работой семинара, который НУЛ проводит регулярно с 2020 года, руководят заведующий лабораторией, декан ФКН профессор Иван Аржанцев и старшие научные сотрудники лаборатории Сергей Гайфуллин и Александр Перепечко.
ФКН ВШЭ в девятый раз проведет фестиваль «Дни компьютерных наук»
В этом году факультет компьютерных наук Вышки отмечает свое 10-летие. По традиции ФКН организует фестиваль «Дни компьютерных наук», который пройдет в университете с 4 по 21 апреля. В программе более десяти событий: научно-популярные лекции, вебинары, математический блиц, встреча выпускников, День абитуриента, награждение лауреатов стипендии «Яндекса», который выступает и соорганизатором фестиваля.
«Опережая время»: в НИУ ВШЭ отпраздновали 10-летие факультета компьютерных наук
Торжественное мероприятие состоялось 28 марта в Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ. В нем приняли участие не только сотрудники, студенты и выпускники факультета, но и руководители Вышки, представители компаний-партнеров, другие почетные гости.
ФКН ВШЭ и Яндекс расширят сотрудничество в сфере подготовки специалистов по ИИ
В следующие 10 лет партнерство Яндекса и факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ расширится по трем направлениям: создание новых образовательных программ, развитие исследований в области ИИ и применение генеративных нейросетей в учебном процессе. ФКН был основан Вышкой и Яндексом 10 лет назад и стал одним из лидеров в подготовке разработчиков и специалистов по ИИ и машинному обучению. За это время выпускниками факультета стали 3385 человек.
«Лучшее образование по компьютерным наукам»: исполнилось 10 лет ФКН НИУ ВШЭ
28 марта 2014 года в Высшей школе экономики начал работать факультет компьютерных наук. Его образовательные программы были сформированы с учетом опыта лучших университетов, а также наработок Школы анализа данных «Яндекса». Стратегической целью стало вхождение в топ-30 факультетов мира, готовящих разработчиков и исследователей в области компьютерных наук. Рассказываем, как развивался ФКН все эти годы и каких результатов удалось достичь.