Школа предпринимательства: как вырастить победителя олимпиад
Школа предпринимательства — совместный проект кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ и школы №2107 Распределенного лицея Вышки. Обучаясь на программе, старшеклассники учатся мыслить и как новаторы, и как предприниматели — для воплощения в жизнь смелых идей и проектов. Такой подход помогает им ежегодно побеждать на олимпиадах и конкурсах по предпринимательству.
Идея создания курса возникла у преподавателя кафедры менеджмента инноваций ВШЭ Анны Солодихиной: «Концепция родилась пять лет назад, а в 2020 году школа №2107 Распределенного лицея НИУ ВШЭ предложила открыть программу для учащихся 10-х классов. За это время идея прошла различные этапы апробации каждого элемента программы, адаптируясь под интересы и особенности слушателей. Была разработана внутренняя валюта, проведена тотальная геймификация, обучены персональные трекеры, привлечены психологи и коучи для каждой команды. Получилась квинтэссенция самых успешных практик, которая дает весьма неплохие результаты».
Участвуя в различных соревнованиях, 15 из 16 команд курса 2021/22 года прошли в финал как минимум одного всероссийского конкурса по предпринимательству. Ученики Школы предпринимательства стали призерами и победителями Международной олимпиады по экономике IEOx Winter Challenge (золото и бронза), конференции «Наука для жизни» (4 призера), олимпиады «Высшая проба» (1 победитель и 1 призер), конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» (10 призеров за 2022 год и 9 призеров за 2021-й), идеатона для школьников Ideathon Junior (1 призер), Всероссийского конкурса инновационных проектов (15 финалистов), конкурсов «Предприниматели будущего» (победа) и «Большая перемена» (победа и грант на 1 млн рублей), Московского чемпионата по триатлону лидерских компетенций Soft Skills 2035 (победа), хакатонов «Изобретатели будущего» (3 победы) и «Технологии будущего» (победа).
Курс Школы предпринимательства состоит из 144 академических часов, которые включают в себя:
- интерактивные семинары, строящиеся на нестандартных формах обучения — от дискуссий до мозгового штурма и антиконференций;
- проектное обучение: каждый трудится над созданием стартапа;
- персональный трекинг, где школьникам помогают бизнес-наставники — студенты старших курсов различных образовательных программ НИУ ВШЭ, имеющие релевантный опыт работы в стартапе, а также прошедшие специальное обучение методологии трекерства;
- консультации с организационным психологом и коучем (в этой роли выступают магистранты и выпускники образовательных программ «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» и «Психология в бизнесе»), которые выявляют мотивационный уровень и удовлетворенность работой каждого участника команды стартапа;
- индивидуальную траекторию развития талантов;
- менторскую поддержку.
Школьники также получают специальную внутреннюю валюту «ШПроты», которую потом можно потратить на различные консультации с предпринимателями и учеными для развития собственных проектов.
На курсе ученики сконцентрированы на изучении важных для данной отрасли знаний: как и где искать идеи для будущего бизнеса, как определять современные тренды и запросы общества, как правильно общаться с целевой аудиторией и фиксировать ее интересы. Кроме того, в Школе предпринимательства старшеклассники получают опыт командной работы, где представляется возможность создать собственный бизнес-проект, составить его четкий бизнес-план, подсчитать финансы для успешного продвижения на рынке.
Анна Солодихина, автор и руководитель проекта «Школа предпринимательства»
С каждым годом программа набирает обороты, мы разрабатываем новые бизнес-игры, привлекаем специалистов в сфере юриспруденции, публичных выступлений, дизайна, маркетинга и других областей, чтобы учащиеся получили обширную экспертизу собственных проектов и узнали тонкости ведения бизнеса с разных сторон.
Говоря о результатах, пожалуй, хочется сказать не о победах в конкурсах, а о том, какие проекты реализуют школьники в столь юном возрасте. Порядка 30% стартапов курса на данный момент работают над реализацией идеи, часть из них уже выпустили собственные продукты и имеют потенциал быть коммерчески успешными.
Школа предпринимательства открыта для старшеклассников, желающих окунуться в бизнес-среду, стать инноваторами, развить мышление предпринимателя. «Как мне работается со школьниками? Пожалуй, если сказать, что легко, это будет лукавством. С юными талантами работать не всегда просто, особенно когда изучаемая дисциплина связана больше с практикой, чем с теорией. Каждый шаг реализации бизнес-проекта — это огромный объем работы. Чтобы не потерять запал, нужно постоянно удивлять аудиторию новыми играми, правилами, форматами и инструментами, спикерами, мероприятиями и экскурсиями. Нужно глубоко работать с их мотивацией и межличностными отношениями в команде, ведь на этом базисе строятся настоящие стартапы!» — рассказывает Анна Солодихина.
В апреле 2022 года стали известны имена победителей Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба». По направлению «Основы бизнеса» 95 баллов из 100 возможных набрал учащийся Школы предпринимательства Иван Покатилов, заняв 2-е место по России и 1-е место по Москве. «В победе на олимпиаде мне очень помогло знание предпринимательских терминов, — говорит Иван. — К примеру, что такое IPO, опцион и гипотеза ценности. Можно сказать, что своим результатом я очень доволен». Иван считает, что в Школе предпринимательства нет скучных лекций: старшеклассникам предлагают анимированные презентации, бизнес-игры, конференции и т.д.
«Стоит отметить отзывчивость и искреннее желание команды курса помочь обучающимся, ответить на все интересующие их вопросы. И все это, включая трекеров, участие в конференциях и получение новых знаний, предоставляется нам абсолютно бесплатно, что сейчас является редкостью», — добавил Иван. В Школе предпринимательства старшеклассники создают проекты, которые в дальнейшем могут развиваться на рынке. Иван рассказал о своем проекте Psychological Essence, направленном на решение психологических проблем клиентов, а также углубление познаний в психологии для всех желающих: «Уже ведется активная разработка мобильного приложения, и я надеюсь, что вскоре оно будет выпущено на рынок. Недавно я защищал данный проект в финале конкурса бизнес-инкубатора РЭУ, где тоже надеюсь победить».
Серебряным призером Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» по направлению «Основы бизнеса» в этом году стала выпускница Школы предпринимательства 11-классница Валерия Купина. Валерия рада своему призовому месту на олимпиаде: «Я горжусь собой и своим результатом, несмотря на то что это не 1-я степень, но я уверена, что все лучшее — впереди!» По ее словам, помимо знаний, которые пригодились на разных олимпиадах и конкурсах, в Школе предпринимательства она получила умение презентовать себя и свои идеи, укладываться в короткие сроки выполнения заданий, работать в команде. «На занятиях мы прошли все этапы создания и реализации проекта — мы с командой разрабатываем курс по экономике “Давай попроще!”, направленный на повышение финансовой грамотности подростков». Также Валерия с командой стали призерами конкурса «Высший пилотаж» по направлению «Предпринимательство», на котором ребята успешно презентовали жюри свой проект, являющийся результатом полуторагодовой работы.