«В России, к сожалению, с конкуренцией очень плохо»
Интервью участника XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — председателя совета директоров «МДМ Банка» Олега Вьюгина.
— Как вы считаете, получилось в России после кризиса как-то переосмыслить ли макроэкономическую политику, которая проводилась у нас до 2008 года?
— До 2008 года, до кризиса, макроэкономическая политика строилась под следующий тезис — мы добиваемся макроэкономической стабильности, используя самые хорошо известные инструменты, такие как бюджетный профицит, стабилизационный фонд, состоятельный платежный баланс с надежным запасом по отношению к колебаниям конъюнктуры мировых торговых рынков, достаточно понятный и предсказуемый обменный курс национальной валюты. И все это с целью продемонстрировать, что Россия является с точки зрения макроэкономической политики стабильной страной, — чтобы пришли инвестиции, прямые, портфельные, долговые, которые способствовали бы преобразованию и модернизации российской экономики. Примерно такой была концепция макроэкономической политики.
После кризиса был период в 2009-1010 годы, когда действовали мощные фискальные стимулы. Но весь этот подход был разрушен, и сейчас, после кризиса, концепции макроэкономической политики как таковой нет. Есть тезис о том, что ограниченная инфляция и снижение инфляции — это правильная политика. Но по инструментам этой политики (как то: обменный курс, платежный баланс, бюджетная политика) мы скорее видим ситуативное поведение. Вроде бы есть понимание того, что нужно как-то обеспечить экономический рост, который недостаточно высок после кризиса — и мы даже не восстановили свои старые позиции, — и для этого нужно делать все, что сейчас кажется нам полезным. Например, сейчас хаотически наращиваются бюджетные обязательства — то мы подняли налоговые обязательства для компаний, то мы сейчас думаем, как их снизить. Одним словом, мы не имеем концепции, нет модели экономического роста, и это проявляется в том, что вся макроэкономическая политика стала носить ситуативный характер.
— Как, на ваш взгляд, нужно скорректировать бюджетную политику, денежную, налоговую?
— Все-таки надо сформулировать точно, какую модель экономического роста мы преследуем, на чем она должна быть основана — на усилении роли государства или на ее ослаблении, на поощрении конкуренции или, наоборот, на пренебрежении конкуренцией. У нас это не сформулировано.
В России, к сожалению, с конкуренцией дело обстоит очень плохо. Нет справедливой конкуренции в экономике, у нас галопирующая коррупция, и в этих условиях нам приходится проводить ситуативную макроэкономическую политику. И очень трудно сформулировать правила и им следовать, хотя я бы сформулировал бы правила следующим образом. Не получится достичь высоких темпов роста без серьезных преобразований в институтах власти, в вопросах отношений власти и бизнеса. Не получится без справедливой конкуренции, без определения четкой роли государственных институтов и коммерческих государственных организаций. Надо определить все эти позиции, и после этого очевидным образом сформулировать правила макроэкономической политики.
Без решения этих проблем на сегодняшний день я бы воздержался от того, чтобы стимулировать макроэкономический рост большими государственными расходами и обязательствами. Они не очень эффективны. И все это хорошо понимают. У нас сегодня идет борьба за ресурс. Но этот ресурс пытаются привлечь не наиболее эффективные отрасли экономики, а наиболее сильно лоббирующие. Я бы не пошел на рост дефицита, я бы сделал так, чтобы дефицит был весьма ограниченным, а лучше нулевым. И мне кажется, что не следовало бы уповать на высокую цену на нефть. Не потому, что это часть какой-то большой стратегии, а просто потому, что, если мы сильно влезем в обязательства бюджета, которые зависят от цены на нефть, мы потом получим, я бы сказал, преддефолтное или дефолтное состояние публичных финансов.
— Вы являетесь соруководителем экспертной группы №10, разрабатывающей Стратегию-2020 с сфере финансового и банковского сектора. Скажите несколько слов о вашей деятельности в группе и вообще о деятельности группы — на что она направлена, и каких результатов вы хотите достичь?
— Тема группы — финансовый сектор, а задача заключается в том, чтобы сформулировать 5-7 основных тезисов, долгосрочных направлений политики в этой сфере. Это касается банков и финансовых организаций, финансовой инфраструктуры, накопительных институтов. Речь идет о тезисах, которые бы определили будущую модель финансового сектора и ответили бы на вопрос, какую необходимо проводить политику в этих 5-7 направлениях, чтобы обеспечить устойчивость этого сектора, его максимально полезную посредническую функцию между накоплениями общества и экономикой. В целом задача такова. А конкретно это касается надзора над банками, вопросов справедливой и эффективной конкуренции в этом секторе, вопросов создания полноценных накопительных институтов. Не может экономика развиваться только на депозитах населения, которые могут быть отозваны в любой момент. Нужно создавать крупнейшие накопительные институты, это касается и целого ряда других вопросов, связанных с инфраструктурой, развитием фондового рынка, бирж, расчетов по ценным бумагам и так далее.
— Какие источники долгосрочных, так называемых длинных денег, вы видите в России?
— К сожалению, ничего нельзя придумать, кроме того, что уже придумано в мире. Источником длинных денег в экономике, как правило, являются средства населения, институционально организованные в инфраструктуру, которая обеспечивает основные потребности сбережения. А каковы основные потребности сбережения? Это страхование жизни, страхование пенсии, или просто обеспечение будущей пенсии, это обеспечение будущих непредвиденных расходов, что превращает домашние хозяйства косвенно в инвесторов на финансовом рынке. Задача заключается в том, чтобы хотя бы за 10 лет прийти к формированию таких институтов, с которыми домашние хозяйства могли бы эффективно работать и создавать длинный ресурс в экономике. Потребность в нем есть, но реализуется это все очень странным образом, потому что институциональные структуры не организованы.
— А создание экспертных групп в рамках разработки Стратегии-2020 будут, по вашему мнению, способствовать этому?
— В принципе создание экспертных групп — это попытка привлечь интеллектуальный ресурс, который не задействован в рамках решения проектов правительства. Как правило, эта работа организуется на основе внутриведомственных и межведомственных дискуссий, иногда — с привлечением отдельных институтов или консультантов. Такая попытка уже делалась в рамках Программы-2000, Программы Грефа. Как корректно сказал пресс-секретарь председателя правительства Песков, в экспертных группах будут выработаны идеи, но будут ли они использованы, правительство посмотрит. Как бы то ни было, сама по себе попытка с помощью такого механизма собрать интеллектуальный ресурс общества и узнать, что могут предложить интеллектуально активные люди для решения долгосрочных проблем России, — это хорошая попытка.
Анастасия Астахова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«В логике экоантитраста антимонопольные регуляторы — не механики, а садовники»
Каковы базовые термины цифровой экономики, почему природоподобный подход позволит эффективнее регулировать сетевые платформы, к чему может привести гипотетическое слияние бизнес-империи Илона Маска и китайского IT-гиганта ByteDance? Эти и другие вопросы обсуждались в Рио-де-Жанейро на Форуме по цифровой конкуренции БРИКС+, который провели Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ, Школа права Университета FGV и Административный совет по экономической защите Бразилии (CADE).
«Мы должны говорить на общем языке регулирования»
Одной из ключевых задач Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ является разработка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и развитие политики в области конкуренции на евразийском пространстве и в формате БРИКС+. Подробнее — в материале HSE Daily.
Апрельская конференция пройдет в распределенном формате
11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.
«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»
Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.
«Статистика должна быть доступна и понятна всем»
Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов
К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.
«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»
Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
Как увеличить российский экспорт продовольствия
На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.
«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»
Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.
«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»
Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.