«Мы можем помочь друг другу найти ответы»: в Вышке проходит партнерская неделя
Международная партнерская неделя в Вышке собрала представителей 25 вузов из 15 стран мира — из Европы, Юго-Восточной Азии и США, с которыми у ВШЭ есть те или иные соглашения о сотрудничестве. Университеты смогут узнать больше друг о друге и обменяться опытом.
«Несмотря на то, что мы из разных стран, мы сталкиваемся с одинаковыми вызовами и схожими проблемами и можем помочь друг другу найти ответы на них», — сказал на открытии партнерской недели проректор ВШЭ Иван Простаков.
По словам проректора ВШЭ Игоря Чирикова, партнерская неделя дает возможность университетам обсудить, как должна меняться их деятельность, подходы к учебному процессу и взаимодействию со студентами в цифровую эпоху. Он рассказал, что в этом плане делает Вышка, а также отметил вызовы, связанные с интеграцией иностранных студентов. Причем речь идет не столько об учебных курсах (Вышка предлагает много дисциплин на английском языке), сколько о социализации студентов, их включенности в студенческое сообщество и преодолении языкового барьера. «Мы должны изменить модель, в которой международные студенты составляют некое гетто, — считает Игорь Чириков. — Постепенно эта ситуация меняется».
Чем Вышка интересна иностранным студентам
С партнерскими университетами у Вышки уже есть немало совместных соглашений, например, о студенческих обменах и программах двух дипломов. Но поле для сотрудничества куда более широкое, и всегда можно сделать больше. Так, факультет социальных наук Католического университета Лёвена надеется наладить преподавательский обмен и научное сотрудничество с коллегами из Вышки, не прекращая при этом обмен студентами. По словам представителя международного офиса факультета Риа Ленен, ВШЭ привлекает иностранцев своей репутацией. «Когда заходит речь об учебе в России, мы рекомендуем своим студентам Высшую школу экономики, потому что в нашей области наук это лучший партнер в России», — отметила госпожа Ленен.
Университет Ка' Фоскари (Венеция) планирует в ноябре подписать соглашение об открытии в ВШЭ своего представительского офиса, чтобы на месте продвигать не только студенческие обмены, но и совместные исследовательские проекты. «Это будет наш третий такой офис после Китая и Азербайджана», — сказала представитель международной дирекции Университета Ка' Фоскари Кристина Карен Стермоле.
550
соглашений о сотрудничестве и студенческих обменах есть у Вышки
А для Хельсинкского университета Вышка уже сейчас является одним из крупнейших международных партнеров по числу студентов, причем речь идет и о входящей, и о исходящей мобильности. По словам эксперта по сервисам для преподавателей и студентов Райсы Асикайнен, большинство из них представляют социальные и гуманитарные науки, но в последнее время наблюдается увеличение интереса со стороны студентов-юристов. Еще одним перспективным направлением обменов могут быть компьютерные науки. Всего между Вышкой и Хельсинкским университетом существует пять различных соглашений, порой их бывает трудно координировать — партнерская неделя должна помочь свести их в некое «зонтичное» соглашение.
С Университетом Гронингена у ВШЭ с 2011 года заключен меморандум о взаимопонимании. Как рассказала Регина ван Гронинген, советник по международной кооперации голландского университета, студенческие и преподавательские обмены между двумя вузами начинались в сфере экономики и бизнеса, но затем были расширены на сферы искусства, философии и компьютерных наук. В Гронингене отмечают высокий уровень подготовки студентов Вышки, приезжающих на такие программы. Что касается обратной мобильности, то приоритетом для голландских студентов остаются Москва и Санкт-Петербург: убедить их отправиться в другие регионы пока что очень сложно.
Что делать дальше
О том, что качественное образование в России существует за пределами двух столиц и учиться иностранцам можно и в Нижнем Новгороде, и в Перми, говорили на специальной сессии в рамках партнерской недели представители всех кампусов ВШЭ. В этих кампусах также есть англоязычные образовательные программы и соглашения о программах двух дипломов с европейскими университетами.
По словам Ивана Простакова, международная стратегия неотделима от стратегии развития университета в целом, поэтому Вышка планирует «синхронизировать» все элементы своей международной деятельности: от привлечения студентов до рекрутинга персонала на мировом академическом рынке и исследовательских коллабораций. Географическая диверсификация партнеров и студенческой мобильности одна из важных задач в этом плане.
ВШЭ делает ставку на развитие междисциплинарных областей, «завязанных» на использовании больших данных. Еще одним приоритетом является развитие культуры предпринимательства и инноваций. Расширению международного охвата должны помочь и технологии онлайн-обучения: ВШЭ уже сейчас один из лидеров среди российских вузов по количеству курсов, доступных на онлайн-платформах. «Но мы пытаемся не просто быть лидерами в России, а делиться своим опытом с другими российскими институтами, чтобы российское образование в целом было открыто и конкурентоспособно на международном уровне», — подчеркнул Иван Простаков.