• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возведение в степень

Бизнес-журнал. 16 сентября 2008

Российские программы МВА кроились по западным лекалам на основе международных стандартов, однако до сих пор сильно отличаются от зарубежных образцов. Хорошо это или плохо? О различиях российских и зарубежных подходов к подготовке магистров делового администрирования "Бизнес-журнал" беседует с Дмитрием Репиным, профессором Высшей школы экономики.

— К вам, в Высшую школу экономики, на программу MBA, бизнесмены поступают?

— Если говорить о традиционном MBA, то таких единицы. Например, из группы в 30 человек это три-пять студентов. В России вся система MBA в большей степени ориентирована на менеджеров среднего звена. Большинство же состоявшихся бизнесменов если и идут учиться, то на Executive MBA (EMBA). Но, к сожалению, в стране такие программы можно пересчитать буквально по пальцам. Есть некоторая тусовка вокруг нашей ВШЭ, есть бизнес-школы МГУ, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге и единичные программы при некоторых других вузах. И все это очень небольшие анклавы. Такие сообщества трудно назвать глобальными, открытыми современным мировым трендам. Это скорее локальные тусовки. Причем предприниматели выделяют максимум три дня в месяц для того, чтобы поучиться. Ведь для них на первом месте стоит собственное дело, а учеба по понятным причинам вторична. Все это приходится учитывать при составлении программ.

— Что представляют собой западные программы для предпринимателей?

— В Гарвардской бизнес-школе (я буду приводить ее в пример и в дальнейшем, потому что сам окончил executive-программу в этом вузе) владельцы бизнеса, которые пошли учиться на EMBA, в буквальном смысле живут за партой, с головой погружаясь в образовательный процесс. Учеба длится два месяца — в начале и в конце года. Понятно, что результат в таком случае будет куда более ощутимым.

— Точно так же отличаются классические программы MBA?

— Безусловно! Несмотря на то что в целом набор базовых предметов практически везде совпадает, содержание некоторых курсов на Западе порой оказывается глубже. К примеру, даже в ВШЭ, являющейся одним из лидеров бизнес-образования в России, пока нет серьезных курсов по предпринимательству. Тем временем в Гарвардской бизнес школе давно выяснили, что более 50% выпускников становятся предпринимателями. Именно поэтому более десяти лет назад вводный курс "Общий менеджмент" ("General Management"), который читали всем студентам, был упразднен. Вместо него появился другой — "Менеджер предприниматель" ("Entrepreneurial manager"). Иная фокусировка, иные акценты…

Различия очевидны и в части применяемых аналитических инструментов. На Западе больше внимания уделяется изучению современных методов оценки бизнеса, расчетам, финансовому инжинирингу. В России же, по моим наблюдениям, эти фрагменты практически не присутствуют в MBAпрограммах. Да что там, я не знаю ни одной российской программы MBA, где знания математики в том или ином виде оценивались бы на вступительных экзаменах или в ходе тестов при приеме слушателей. Как следствие, мы сильно проигрываем именно в части аналитического инструментария.

Да и сама методология, по которой строится учебный процесс по программам MBA, за границей другая. Так, в Гарварде ориентируются на методы обучения с помощью бизнес-кейсов. За два года люди осваивают около шести сотен таких кейсов. И это правильно, ведь истории запоминаются гораздо лучше, чем голая теория. Главное у них — фактура, ситуационный подход. А знания как таковые студенты получают попутно.

В российских же бизнес-школах методология кейсов используется слабовато. Разве что к тому располагают объективные предпосылки: на Западе наработано огромное количество структурированного материала, который можно применять в качестве учебных примеров — в отличие от нас. Конечно, работа в этом направлении идет. Я знаю, что Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета написала и поместила около 20 кейсов в "Европейский депозитарий кейсов". И все равно речь идет о разнице даже не в разы, а в сотни раз!

— При этом наши и зарубежные бизнес-школы различаются еще и по ценам…

— Стоимость хороших российских программ MBA продолжительностью от года с лишним до двух лет в ведущих вузах колеблется в границах от 10 до 30 тысяч долларов. На Западе же двухгодичные программы стоят под 100 тысяч долларов. А если говорить об EMBA, то сильная программа продолжительностью в три-четыре недели будет стоить от 45 до 50 тысяч долларов. В России, конечно, цены ниже.

— Как цена влияет на выбор?

— Очень опосредованно. Вот, к примеру, ВШЭ неоднократно повышала цены на обучение, но это никак не сказалось на количестве желающих учиться. Ведь что такое для людей этой прослойки 20 тысяч евро за программу? Большинство тех, кто приходит учиться, ездят на машинах, которые стоят в несколько раз дороже. Да они готовы будут заплатить еще на 10 тысяч евро больше.

— Сильно ли различается зарплата преподавателей MBA, например, в США и у нас?

— Очень сильно. У них, естественно, доходы в разы выше. Так, начинающий профессор в США, эквивалентный нашему старшему преподавателю, получает 1200—1500 долларов в день за консультации. У нас же эти деньги за такое время могут заработать только "топовые" профессора, "звезды". Начинающие же для того, чтобы получить сопоставимые суммы, должны работать целый месяц. Кстати, сильные преподаватели западных бизнес школ, приезжая в Россию, получают от 5 до 20 тысяч долларов за один день работы. Вот и считайте.

— И что, они действительно стоят таких денег?

— Стоят! Ведь преподаватели ведущих западных вузов являются гуру в своей области. Они проводят исследования, консультируют ведущие мировые компании. В России же очень небольшое количество преподавателей относится к этой категории. Мало тех, кто успевает одновременно и вести исследовательскую работу, и заниматься консалтингом, и учить людей. Если у нас, за редким исключением, владелец успешного бизнеса заведомо более успешен по жизни, чем большинство преподавателей, то в сфере западного бизнес-образования это далеко не так: преподаватели могут быть одновременно весьма благополучными инвесторами, дорогими консультантами, то есть как минимум не менее богатыми людьми, чем их студенты-предприниматели.

— Хорошо, а в чем специфика российских бизнес-школ? Вот, скажем, чем отличается ВШЭ от других образовательных учреждений в этой сфере?

— В ней есть как обычные программы MBA и специализации — "финансы", "менеджмент", "executive" — так и нишевые. Например, есть программа, ориентированная на индустрию моды. Думаю, как раз такие вот нишевые продукты — источник роста и развития нашего бизнес-образования. Но для этого очень важно собрать практиков из бизнеса. Зачастую именно практика в России оказывается важнее теоретических знаний. Многие индустрии у нас складывались сами по себе, а не "по науке", да и учебники еще не написаны. А может быть, и не будут написаны вовсе.

— Предположим, бизнесмен решил, что курс MBA ему нужен. Каковы дальнейшие шаги?

— Я думаю, прежде всего нужно исследовать ту ценность, которую способна предоставить человеку программа обучения. Возможно, предприниматель просто хочет взять этакий тайм-аут и структурировать свое понимание того, чего он достиг. В таком случае есть смысл обратить внимание на сравнительно новую программу DBA — Doctor Of Business Administration. Здесь люди в меньшей степени ходят на какие-то курсы и посещают лекции — они работают индивидуально с очень грамотными профессорами, помогающими им структурировать свои знания.

Если предприниматель владеет иностранным языком, то, наверное, лучше выбрать зарубежную программу, поскольку это позволит, помимо хорошего набора знаний и навыков, получить возможность пропитаться зарубежным опытом. И, скорее всего, почерпнуть много полезного для себя.

Еще один вариант — попробовать себя на разовых семинарах. Например, в рамках курсов EMBA по определенной теме. Главное здесь — преподаватели и их квалификация.

Предметы ведь одни и те же: стратегический менеджмент, общий менеджмент и т. п. А вот люди, которые их ведут, — разные.

Я рекомендовал бы начинать бизнес-образование с коротких программ. Вот, например, мы подготовили программу "Старт в гараже", адресованную владельцам небольших бизнесов в области информационных технологий и программного обеспечения. Курс рассчитан всего на четыре дня. Но эти четыре дня дают мощную "встряску", заряд новых знаний. По отзывам, очень полезно.

— Есть подозрение, что представители ИТ-рынка более активны в части освоения программ MBA.

— Они действительно активны.

Причем это не только российская тенденция, но и мировая. Ведь многие "айтишники" стремятся выйти за пределы просто ИТ и сконцентрироваться собственно на бизнесе. А этого трудно добиться без соответствующей подготовки. Кстати, некоторые из представителей этого рынка выбирают программу Российской экономической школы (РЭШ) "Магистр финансов", чтобы разобраться в финансовой составляющей — как собственного бизнеса, так и бизнеса своих клиентов.

И все же, если владельцу компании любого направления не хватает знаний для ее роста, инноваций, на самом деле вовсе не обязательно идти учиться самому. Можно ведь нанять менеджеров со степенью MBA и получить эти знания в голове наемного сотрудника. И это совершенно нормально, таких примеров тысячи. Снова вернусь к опыту Гарварда. Курс "Менеджер предприниматель" был придуман не только для того, чтобы выпускники становились предпринимателями, но и потому, что большие компании хотят нанимать выпускников, демонстрирующих предпринимательское отношение к бизнесу. Это некий… социальный заказ самих бизнесменов, крупного бизнеса в том числе.

— Еще один вектор дискуссии — способность обладателей дипломов MBA стимулировать инновации, о которых столько говорят сегодня.

— Могу ответить на собственном примере и на примере ВШЭ. Вот уже полтора года, как у нас существует структурное подразделение под названием "Бизнес-инкубатор", руководителем которого я являюсь. Основная цель проекта — содействие созданию успешных бизнесов, которые основаны и развиваются силами студентов ВШЭ. Ведь создавать успешные компании — это и есть инновационный путь развития. Об этом у нас сейчас активно говорят "наверху", в правительстве.

Конечно, никто не ожидает, что люди с современным бизнес-образованием придут, например, в Газпром и с порога заявят: "Ребята, у вас здесь все очень коряво; давайте мы выстроим другие бизнес-процессы, чтобы сделать этот бизнес инновационным!" И все же методы создания инновационных идей, продуктов и услуг очень похожи как в случае маленького старта па, так и в жизни большой компании.

Думаю, когда-нибудь такой подход — способность генерировать новые идеи и реализовывать их — будет востребован не только студентами, но и работодателями, компаниями, стремящимися создавать более интересные продукты или услуги. Тем более что возможности для этого есть.